Разрешено ли самозанятым нанимать сотрудников?

Разрешено ли самозанятым нанимать сотрудников?

Ответ: Все правовые аспекты деятельности самозанятых регламентируются федеральным законом № 422-ФЗ. Там же указан и ряд ограничений. В рамках данной статьи нас интересует подпункт 4 п. 2 ст. 4: плательщики НПД не имеют возможности нанимать работников по трудовому договору.

Даже если вы заключили всего лишь 1 трудовой договор, вы больше не будете расцениваться как плательщик налога на профессиональный доход. При его заключении с вас сразу же начнут взиматься НДФЛ и НДС по общему налоговому режиму. При отсутствии статуса ИП, с дохода начинает взиматься НДФЛ 13%.

При таких обстоятельствах будет резонно вспомнить про договоры ГПХ.

Можно ли нанимать сотрудников самозанятым по договору подряда?

После анализа письма ФНС от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632@, органы исполнительной власти пришли к выводу, что закон № 422-ФЗ не запрещает самозанятым нанимать работников по договору подряда.

Как и в любом другом законе, тут есть свои нюансы. Заключая договор подряда нужно предусмотреть все возможные аспекты, так как при определенных обстоятельствах налоговики могут расценить его как трудовой. В основном, это касается долгосрочных договоров. В таком случае, придется вносить платежи по новому налоговому режиму.

Предлагаем рассмотреть 3 типа ситуаций, в которых заключаются договоры подряда между субъектами с разными статусами.

— Договор ГПХ между самозанятым без ИП и самозанятым/ИП.

Здесь все просто. Заказчику не нужно уплачивать НДФЛ и начислять страховые взносы, так как обязательства по расчету налогов ложатся на плечи исполнителя. Отчетов в налоговую инспекцию тоже не будет.

— Договор ГПХ между самозанятым с ИП и физическим лицом.

ИП всегда обязан удерживать НДФЛ и переводить его в бюджет. Также нужно своевременно передавать отчеты в налоговую по форме 6-НДФЛ. Страховые взносы тоже присутствуют: 1. ОПС; 2. ОМС; 3. страховка от несчастных случаев (если такие прописаны в договоре).

У самозанятых с ИП есть возможность снизить ставку на страховые взносы: 1. 22% на ОПС и 5,1% на ОМС с вознаграждения до суммы минимального размера оплаты труда. 2. 10% на ОПС и 5% на ОМС с вознаграждения свыше минимального размера оплаты труда.

Каждому предпринимателю, у которого малый или средний бизнес, доступны льготные ставки. Для этого нужно попасть в список МСП, который формируют налоговые службы на основе данных о среднесписочной численности сотрудников и доходов предприятия. Самозанятые с ИП должны попадать в этот список, так как у них нет сотрудников по трудовому договору максимально возможный доход - 2.4 млн рублей крайне далек от максимально установленного для малого бизнеса - 800 млн рублей.

— Договор ГПХ между самозанятым без ИП и физическим лицом.

Если у самозанятого нет ИП, то он не будет уплачивать НДФЛ. В таком случае, исполнителю придется самостоятельно регистрироваться в налоговой инспекции для уплаты 13% налога. Для этого ему нужно будет заполнить и передать в соответствующие органы декларацию 3-НДФЛ. От заказчика в свою очередь потребуется:

1. Зарегистрироваться как страхователь в федеральном соцстраховании и налоговой. 2. Внести страховые взносы по стандартной ставке (льготные ставки - только для ИП). 3. Предоставить отчеты в налоговые службы.

Итог - заключение договора ГПХ между самозанятым без ИП и физическим лицом является самым проблематичным и невыгодным обеим сторонам.

https://employ24.ru/ — Платформа для быстрых сделок с самозанятыми Все необходимое на одной площадке: Проверенные заказчики. Верифицированные исполнители. Безопасная сделка. Автоматические выплаты.

Разрешено ли самозанятым нанимать сотрудников?
11
Начать дискуссию