Мошенники в интернете. Как не дать себя обмануть?

Никогда и никому не высылайте свой CVV-код, СМС из банка, не переходите по ссылкам из переписки в Вайбер и др. мессенджерах, соцсетях (на фишинговых «поддельных» сайтах-двойниках введете свою карточку и ее обнулят мошенники).

Расскажите друзьям, знакомым, особенно пожилым родственникам о том, как себя вести в подобных ситуациях.

Мошенники в интернете. Как не дать себя обмануть?

Не доверяйте звонкам/сообщениям из «банка», «милиции/прокуратуры», «лотереи», «ЖЭСа», «больницы» и т. п. — якобы «на ваш паспорт берут кредит/с вашей карты хотят похитить деньги», «вы выиграли в лотерею/получили наследство надо оплатить налог», «ваш знакомый попал в ДТП» - это стандартное начало диалогов преступников.

Сотрудники «сотовых компаний» сообщают, что якобы кто-то «подключил вам переадресацию СМС» или «предлагаем новый дешевый тариф», и нужно набрать короткую команду на телефоне. После этого все входящие и исходящие СМС жертвы автоматически переадресуются на телефон мошенников. В том числе и одноразовые банковские пароли.

Уточните суть, ФИО и конкретное учреждение. Не продолжайте разговор, положите трубку (это обязательно!). Не перезванивайте по номеру с которого вам позвонили (он может быть подменен на экране и ничем не отличаться от настоящего). Загуглите на официальном сайте телефонный номер и САМИ перезвоните в учреждение, выясните есть ли проблема. Чаще ее нет.

Жертвам переписки с виртуальными «возлюбленными» предлагается оплатить билет/лечение родных и т. п., сначала суммы незначительные, потом аппетиты мошенников растут.

На сайтах знакомств нереальная (во всех смыслах) «красавица» предлагает сходить «на свидание в кино или театр» и оплатить билеты, при этом высылает ссылку на поддельный фишинговый сайт, где, вводя данные карточки, жертва передает конфиденциальную информацию преступникам.

Смотрели/скачали нелицензионный фильм или "клубничку" - на мониторе грозное сообщение "штраф" и "блокировка компьютера" – это проверенный годами трюк мошенников, с которым некоторые люди еще не сталкивались.

Обман Продавца, разместившего объявление на Авито, Юле, Куфаре, Онлайнере и т. п.

Злоумышленник выступает в роли Покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит Продавца и копирует его контактные данные — номер телефона. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь Покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести. Может и написать, что якобы совершил предоплату (зачастую высылается поддельный скриншот электронного чека о перечислении средств). Продавцу (то есть Вам) высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банка), где Вам нужно ввести номер своей карты, имя, срок действия, CVV-код, указанный на оборотной стороне карты, СМС из банка. После чего злоумышленник совершает хищение средств.

Обман Покупателя

Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене (например, Айфон за полцены!). После того как потенциальный Покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести мизерную предоплату (не жалко ж потерять 2 руб.) или оформить доставку (приедет-курьер-кум-сват-брат-какой-ваш-домашний-адрес), и чтобы развеять сомнения покупателя, прибегает к разным хитростям. Сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т. е., если доставка не произойдет, то торговая площадка якобы автоматически вернет средства на карту. При этом Покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу (Куфара, Белпочты, другого магазина или интернет-банкинга), где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца, см. п. 1 статьи).

Использование социальных сетей

Взломав аккаунт (ОК, VK), злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» просьбу под различными предлогами (одолжить небольшую сумму – 20 BYN до завтра на работе отдам, случилось несчастье — больница, ДТП, срочно погасить кредит и т. п.) и просит сообщить реквизиты банковской карты. Просят фото банковской карточки или просто номер, срок действия и иные реквизиты. Жертвы мошенников, например, школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу» очень часто используют карты своих родственников. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и используют его как промежуточное звено, или просят выслать им СМС-пароль. Могут зачислить якобы «по ошибке» на Вашу карту или телефон незначительную, но реальную сумму 5 BYN и позвонят, мол ошибся при оплате «верните мне, пожалуйста, мои денежки, атоятутбеременнаявочереди», давят на жалость и самое главное – срочность, "перешлите, пожалуйста, какая у Вас карта? Какой номер? CVV-код? И побыстрее, пожалуйста", чтобы у вас не было времени сообразить, что это мошенники.

Практически во всех случаях хищения потерпевшие сообщали преступнику коды, приходящие в виде СМС-сообщений на телефон.

Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию

Преступники от имени сотрудников банка/службыбезопасности/итп сообщают, что необходимо срочно осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как «кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату». Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть реальные номера банка или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным.

Получив информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.

Для того чтобы не стать жертвой киберпреступников, следует:

— вести общение с Покупателями (Продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (сообщения на Куфаре, Онлайнере, так как зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);

не переходить по ссылкам, присланным Вам по Вайбер, Телеграм, Вконтакте и др. соцсетям;

— ведя общение с Пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);

— очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (СМС-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;

для расчетов в интернете я рекомендую завести Отдельную карточку (можно виртуальную, не зарплатную) и НЕ хранить на ней крупные суммы, а пополнять только на сумму предстоящей покупки;

— установите в Приложении банка ограничения — Лимиты на расходные операции по картам, например, 100$ в день;

— подключите услугу СМС-информирование по картам, на которых значительные суммы;

— уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют «поддельные» номера телефонов, физического доступа к ним не имеют);

— избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки, якобы для получения «предоплаты» или оформления «доставки»;

— если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе необходимо ввести данные банковской карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств;

— если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке— немедленно произвести Блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге, чтобы сберечь остаток денег на карте;

если Вам поступил звонок из «банка» ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме;

— если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что «через несколько секунд Вы понесете финансовые потери!», кто-то «оформит на Вас кредит» или что «если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют!», не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.

— перепроверяйте срочную неожиданную информацию (попалвДТПбольницунеможетговоритьсрочнонужныденьги) своими звонками и не пересылайте деньги мошенникам;

— уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку/прекратите общение и перезвоните сами в банк по официальному номеру с официального сайта и уточните суть возникшей проблемы.

Подписывайтесь на Телеграм-канал «Личные финансы», чтобы получать больше полезной информации о личных финансах и семейном бюджете, банковских карточках (в том числе с кэш-бэком), депозитах, сбережении и инвестировании.

Yuri Kawalenja,

экономист, автор блога AssetAllocation. by

11
Начать дискуссию