Городской шаманизм как применение древних практик в современном мире

Городской шаманизм как применение древних практик в современном мире

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое городской шаманизм
  • В чем его отличие от традиционного шаманизма
  • На какие направления можно разделить современных городских шаманов
  • В чем их существенные отличия
  • Чем занимаются современные городские шаманы и какие практики используют
  • С чего начать собственное обучение городского шаманизма

Многим название – «городской шаманизм» – может показаться странным и противоречивым. Разве бывают шаманы в нашем городском социуме, где распространены многообразные гаджеты и хитроумные устройства? Но они действительно есть. Карлос Кастанеда, описывающий в своих работах волшебный мир индейских магов, придал большую популярность различным практикам шаманизма. Поэтому в настоящее время существует целый ряд людей, практикующих городской шаманизм.

Что такое городской шаманизм

В настоящее время традиционный шаманизм обычно относят к категории мифов или специфическим особенностям культуры малых народов.

Базовый шаманизм не ограничен жесткими рамками и позволяет человеку выйти за пределы собственного эго, почувствовать себя причастным к чему-то большему и высшему.

Исследование сложившихся шаманских практик и выделение из них базы и культурного контекста (непальского, бурятского и пр.) дали основу появлению базового шаманизма (неошаманизма). То есть базовый шаманизм представляет собой основополагающие шаманские техники.

Тем не менее, среди практикующих приобретает популярность модификация базового шаманизма с учетом своих культурно-символических особенностей. В связи с возрастающим преобладанием городов над сельскими поселениями, верования и древние обряды постепенно утрачиваются. Но это не означает исчезновение шаманизма. С развитием цивилизации он трансформируется, сохраняя при этом свою фундаментальность.

Неошаманизм послужил основой для зарождения такого направления, как городской шаманизм.

Столь удивительное воплощение проявлений городского шаманизма в местах, далеких от силы и природы, прежде всего, в европейских городах, отличается следующими характеристиками:

  • индивидуализм;
  • влияние христианства, науки, психологии;
  • урбанизм, оторванность от природы;
  • доступность информации о других культурах и традициях;
  • опора в основном на письменный способ передачи информации.

С помощью городского шаманизма человек в наши дни может дать выход своей индивидуальности, духовной сущности, выделиться среди других. Такие возможности городского шаманизма позволяют ему существовать в современном обществе так же, как и в традиционных культурах.

В наше время действующие представители городского шаманизма живут в обычных квартирах и домах и ведут быт обычного человека. Они занимаются деятельностью, которую в полной мере можно отнести к научной: публикуют свои статьи и исследования, проводят лекции. На этих занятиях зачастую приверженцы городского шаманизма могут ознакомиться с элементами ритуальных танцев и заклинаний, что позволяет наглядно изучить это удивительное, самобытное религиозное направление. Такой научный и наглядный подход дает возможность вернуть человека в лоно традиций и повысить интерес молодых людей и современных ученых к городскому шаманизму.

Этот вид существования городского шаманизма не указывает на то, что шаманы в наши дни не имеют былых способностей или дара. Просто они стали хранителями ценностей и традиций народа. Именно представители городского шаманизма постоянно напоминают о важности соблюдения поста, правил поведения, указывают на благоприятное время для жертвоприношения духам природы, для молитвы и ритуальных обрядов, направленных на достижение счастья и здоровья. Если бы они всячески не поддерживали городской шаманизм, то наследие предков быстро бы исчезло в современном мире. И хотя сейчас принято отрицать веру в шаманизм и магию, но зачастую при возникновении какой-либо неразрешимой проблемы обращаются именно к шаманам, не находя нужной помощи в других областях знаний.

Человек продолжает верить в сверхъестественное и разделение мира на три части:

  • верхний – место обитания верховных духов (и добрых, и злых);
  • средний – мир людей и духов природы, местности;
  • нижний – место обитания умерших предков.

В последние годы становится все меньше и меньше представителей городского шаманизма. Во многом это обусловлено отсутствием веры народа. Помимо этого, появилось много псевдопредставителей городского шаманизма, тех, кто, не являясь настоящим шаманом, пытается влиться в их ряды с целью заработка. Ненастоящих представителей городского шаманизма выявить довольно просто – достаточно узнать, готов ли он провести ритуал бесплатно или за минимальную плату. При посвящении в шаманы новый маг клянется в том, что будет оказывать помощь всем нуждающимся, независимо от их материального положения.

Потомственные шаманы всегда помогали жителям своих деревень и всем нуждающимся, не принимая за это плату, а подчас и с риском для своего здоровья и даже жизни, т. к. экстатический транс, в который они погружаются в ходе ритуала, может быть очень опасен.

Обычно у каждого действующего представителя традиционного шаманизма есть свои «сыновья» – это ученики и последователи, которые в дальнейшем могут оказаться на его месте.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

Городской шаманизм и практики на примере целительства

Первоначально представители городского шаманизма не были в полной мере связаны с шаманской традицией. Ведущими признаками традиций шаманизма считается наличие шаманов в роду и этнические и культурные связи с регионами шаманизма. Этих признаков у приверженцев городского шаманизма не наблюдалось, но это их не остановило. Они изучают различные практики, причисляют себя к шаманам и занимаются этой практической деятельностью в формах, зачастую несопоставимых с традиционными представлениями.

Таким образом, на базе городского шаманизма были объединены несколько разновидностей шаманских практик.

Такое направление, как целительство, принято у следующих представителей городского шаманизма:

  • Шаманы – последователи традиций

Сюда входят приверженцы городского шаманизма, построившие свою шаманскую деятельность и мировоззрение с опорой на традиционные верования Бурятии, Хакасии и Тывы. Они обучились и поддерживают связь с последователями аутентичных традиций. Благодаря связи с конкретной традицией, их можно именовать по направлению, например, «бурятский шаман».

Основополагающим моментом их деятельности на ниве городского шаманизма является их стремление использовать традиционные шаманские костюмы, этапы ритуала и другие атрибуты.

  • Шаманы – адепты концепции «Базовый шаманизм» М. Харнера.

К данной группе причисляются представители городского шаманизма, обучившиеся и посвященные в рамках направления, созданного М. Харнером «Базовый шаманизм» (Core Shamanism). Мировоззрение такого шамана не ограничивается определенным течением или традицией. Принимая во внимание такую широту взглядов, данные представители городского шаманизма обычно в своей шаманской деятельности смешивают различные религиозные и магические практики (к примеру, карты Таро, Рэйки, холистический массаж, практики Буддизма и пр.).

  • «Сам себе шаман».

Эта группа включает в себя представителей городского шаманизма, опирающихся в своей деятельности на знания, полученные посредством личного опыта. Не имея определенных шаманских традиций либо наставника, они во главу угла ставят свои личные представления о городском шаманизме, как основной источник знаний. Возможно, часть из них желали бы основать свое направление в рамках уже имеющегося.

Отсутствие единообразного, устоявшегося комплекса верований и представлений считают важнейшей особенностью городского шаманизма. Тем не менее, данная особенность не препятствует общению представителей разных направлений городского шаманизма между собой.

Хочется заметить, что для представителей городского шаманизма установка на целительство с целью полного избавления человека от определенной болезни не является настолько важной, как для представителей традиционных направлений шаманизма.

Воспринимая окружающий мир как «одушевленное» пространство, где и у всего есть свой дух, представители городского шаманизма выбирают различные объекты для исцеления: проблемные отношения в какой-либо области жизни, помещения, транспорт, техника и даже бизнес.

Само исцеление обычно осуществляется посредством ритуала, принятого в городском шаманизме. В данном ритуале активное участие принимает непосредственно клиент, а также создаются некие условия и пр. Тем не менее, данная практика городского шаманизма может проводиться и заочно.

Многие представители городского шаманизма моделируют концепцию ритуала с помощью нескольких источников.

Среди них выделяют:

  • консультацию с духами;
  • личный опыт участия в ритуале либо его проведении;
  • обращение к литературе по данной тематике.

Возможно использование специальных шаманских путешествий с целью получения указаний духов относительно сценария, элементов ритуала. Следует заметить, что ритуальная практика представителей городского шаманизма, связанная с цикличными событиями, постоянно обновляется. В результате суть ритуала остается неизменной, но некоторые детали могут уходить и возникать вновь.

Обучение городскому шаманизму

Практику городского шаманизма условно можно разделить на следующие этапы:

  • Чувствование мира

Восприятию человека свойственно два этапа: объект – чувство от объекта – мысли (внутренний диалог) относительно объекта. Именно из таких мыслей в дальнейшем в теле появляются ощущения или эмоции.

Нашей целью является возвращение к непосредственному восприятию окружающего – к первичным ощущениям в теле. Именно они дают возможность проникнуть в самую суть, понять индивидуальные особенности нашего мира.

Первое упражнение для тренировки данного навыка состоит в отслеживании возникающих телесных ощущений при переводе взгляда на разные объекты.

Не нужно пытаться конкретизировать свои ощущения, важно прочувствовать то, что изменяется внутри вас при перемене объекта внимания. С этой целью лучше выбирать объекты, разительно отличающиеся друг от друга: маленькое и огромное, далекое и близкое, чистое и грязное, твердое и мягкое и т. п. Если ваша чувствительность снижена, то вы мало ощущаете разницу, слабо осознаете. Поэтому и следует в каждом случае ослабевания чувств проводить сравнительную работу с противоположностями.

Важно: не зацикливаться на сути ощущений (можно лишь отследить, где именно в теле они появляются). Нужно количество, а не качество. Отрабатывайте этот навык, а дальнейшее приложится.

Во втором упражнении данной техники городского шаманизма следует прогуливаться, перемещаясь с места на место. Производится та же самая работа, только сравнение совершается относительно места. Как изменяются ваши чувства? В чем отличие ощущений, когда вы находитесь в одном месте и в другом? И так далее.

  • Структура места

Каждое место имеет свою структуру. После очищения желательно начинать практики именно со структуры, применяя в роли ключевого инструмента навык чувствования мира:

  • Определение границы места

Истинные границы места могут расходиться с его физическими границами. Оценить это можно исключительно чувствованием. К примеру, можно взять неразрывную линию (улицу, тропинку в парке, берег реки или озера) и выполнить упражнение на чувствование места, медленно двигаясь вперед. Может наступить момент, когда вы почувствуете, что находитесь уже в другом месте по сравнению с тем, где были незадолго до этого. И это независимо от того, как изменилось все вокруг: освещение, растительность, уклон почвы. Все опирается только на ваши чувства. Главным будет ваше ощущение другого места.

  • Определите центр места

Центром может выступать место, физически находящееся в середине, либо наиболее высокая точка, либо наиболее освещенная. Опять же здесь все зависит только от ваших ощущений. Важно точно определить центр, не допуская других толкований. В результате это должна быть точка, на которую можно встать, и размером, равным площади двух ваших ступней.

  • Определите в пределах места ваши персональные центры силы и слабости

Указанные центры силы и слабости, представляющие собой наихудшую и наилучшую точки, придают друг другу баланс и гармонию. Выявление данных противоположных точек позволит понять энергетическую структуру места.

  • Определите силовые линии места и точку их пересечения

По-другому указанные линии можно именовать маршрутами. Представьте себе местность с большим числом пересекающихся тропинок. Тропы – это маршруты, по которым направлена энергия места. Точки пересечения линий-маршрутов в данном месте будут являться традиционными точками контакта с их Хозяевами.

  • Та сторона

Технически Восприятие Той Стороны – это навык, противоположный навыку чувствования. Обладая навыком чувствования, вы с легкостью переведете воспринимаемые образы в синхронные ощущения в теле. При восприятии Той стороны понадобится перевести ощущения в теле в синхронные образы. Этот навык создания внутренних образов из телесных ощущений довольно естественный. Например, аналогичным процессом является продуцирование снов вашим телом.

Нахождение внутренних образов на заднем плане сознания и кратковременное их проявление отражается в воспоминаниях и случайных ассоциациях. Если же внутренние образы целиком заслоняют собой окружающую реальность, то наступает сновидение. Баланс этих явлений в городском шаманизме именуется сновидением наяву и представляет собой желаемое состояние шаманского транса. Любое взаимодействие с Изнанкой реальности следует выполнять именно в трансе.

Увлечены шаманизмом? Тогда вы на собственном опыте знаете, каким испытанием может быть поиск источников достоверных знаний по этой теме или принадлежностей для практики.

Если вы отважный исследователь шаманских миров, "Ведьминому Счастью" есть что вам предложить. Книги по шаманским традициям разных народов, бубны и варганы, травы и благовония для ритуального окуривания, талисманы для защиты от опасностей Иного мира ждут вас в нашем каталоге.

Нужно что-то особенное? Пишите на info@happywitch.ru или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

"Ведьмино Счастье" - магия начинается здесь.

11
1 комментарий

Спасибо

Ответить