Наличие технического задания для копирайтера - половина успеха в создании текста

Наличие технического задания для копирайтера - половина успеха в создании текста

Копирайтинг – это написание разных типов статей. У каждого из видов текста есть свои правила и особенности структуры, которые необходимо в обязательном порядке учитывать, если планируем по итогу добиться поставленных целей.

Наличие подробного ТЗ для копирайтера – это почти половина успеха в написании качественного текста.

Обычные информационные тексты, SEO-статьи, продающие статьи, сторителлинг и все остальные виды статей просто невозможно удачно написать без предоставленного технического задания (далее по тексту ТЗ). Надеюсь, что со мной согласятся большинство копирайтеров, как опытные профессионалы, так и новички.

Да, сразу соглашусь, что заказчик может быть не силен в нашей области. Он не обязан знать, как пишутся статьи, знать все эти особенности и правила, его главная задача – успешно развивать свой бизнес. Здесь мы должны ему помочь, направляя его на путь истинный, предоставляя брифы, задавая вопросы, которые помогут получить всю необходимую информацию.

Ведь есть и другая сторона медали:

Никто лучше собственника бизнеса не знает внутренних процессов.

Идеальный формат сотрудничества: заказчик рассказывает вам о своей деятельности, а вы уже это всё красиво обрамляете в текст. Естественно, предварительно проанализировав целевую аудиторию, выделив их боли и найдя решения через призму преимуществ товара или услуги.

6 полезных советов, как правильно составить ТЗ для копирайтера

В моей практике бывали случаи, когда я был еще не опытным фрилансером, что заказчик толком не предоставлял никакого внятного ТЗ, а просто ссылался на конкурентов, предоставляя их сайт или текст. Всё это сопровождалось примерно такой фразой: «У меня всё аналогично, посмотрите как у них, но сделайте во 100 крат лучше». А я вёлся на такие запросы и брал заказы в работу.

А что по итогу? По итогу проблемы с заказчиком при сдаче текстов, недополучение денег и нервотрепка. Именно поэтому сегодня я практически всегда работаю по ТЗ. Крайне редко могу взяться за работу, если нет четкого оформленного ТЗ: ну тут, либо постоянный клиент, либо мне понятна задача после разговора с клиентом.

А теперь давайте чуть подробнее о советах для составления ТЗ.

  • Определить цель написания статьи

В первую очередь, крайне важно определить цель написания того или иного текста. Задайте клиенту пару наводящих вопросов: «Какую задачу должен решать текст?» или что-то в таком роде, чтобы четко для себя уяснить цель написания.

Поверьте, что писать бесцельно можно, но на выходе вы получите материал, который окажется попросту никому не нужен, ведь вы написали его от балды, извините меня за мой французский.

В любом случае вы должны 100% получить конкретный ответ от заказчика, в обязательном порядке.

  • Сбор информации о компании

Как говорил немного выше, идеальный вариант – это, когда сам заказчик предоставляет всю необходимую информацию.

Задавайте вопросы, получайте ответы. Если с эти возникают сложности с какой-либо из сторон, используйте различные брифы, их легко можно найти на просторах интернета.

Если клиент не может представить такую информацию, то это уже усложняет процесс. Я с такими заказами работаю, но только если могу самостоятельно без помощи собственника бизнеса разобраться в его деле, иначе просто не берусь, так как дорожу репутацией и не привык выпускать полуфабрикат.

  • Дотошность – ваше всё!

Если хотите создать по-настоящему стоящий материал, то вы должны быть на все 200% дотошны, задавая вопросы собственнику бизнеса, который обратился к вам за помощью.

Он ждет, что вы поможете ему увеличить прибыль компании, приведете новых клиентов и поможете продвинуть его дело. Чтобы полностью оправдать все его надежды, получите максимум информации, будьте дотошны, профессионально вредны.

Но помните, найдите гармонию. Надо четко понимать, до какой степени клиент готов терпеть ваши расспросы, в какое время суток он готов переговорить и так далее. Всё хорошо в меру.

  • Предложите клиенту заполнить бриф

Я рекомендую каждому копирайтеру составить свой собственный бриф под каждый из типов текстов, которые он пишет. Это сэкономит уйму времени и вам, и клиенту.

Выделите основные направления вопросов, которые вам крайне необходимы для создания идеального материала. Сделайте их в удобной форме и скидывайте заказчику.

После заполнения предложенной формы можете созвониться, переговорить и обсудить детали, получив уже определенный пласт полезной информации для будущей работы.

  • Используйте поиск

Вот вы получили исчерпывающую информацию от клиента для написания контента. У вас практически не осталось вопросов, вы уверены в собственных силах и готовы приступать к написанию.

Всегда рекомендую воспользоваться поиском. Пробить конкурентов клиента, ознакомиться с их информацией, лучше ознакомиться со сферой бизнеса, проблематикой клиентов и так далее.

Поверьте, лишней такая информация не будет. Потратите вы лишние 30 минут или час, возможно больше, зато материал получится отменный. А это положительный отзыв, возможно, вас порекомендуют своим знакомым и так далее.

  • Не спорьте с клиентом

Все мы слышали, что клиент всегда прав. Это умное изречение имеет место быть. Но что я хотел сказать в этом пункте.

Клиент обращается к вам как к профессионалу в создании контента любого типа. Он изначально должен понимать, что вы в любом случае намного увереннее чувствуете себя в этой сфере. Заказчик должен прислушиваться к вам, так как многие риски вы берете на себя.

Я не рекомендую просто работать с такими товарищами, которые упрямо стоят на своем мнении, если вы смогли привести массу доводов, чтобы его переубедить. Поверьте, такая работа только потратит ваши нервные клетки и вряд ли принесет удовлетворение, что моральное, что финансовое.

Цените себя и уважайте свой труд!

А вы часто работаете с клиентами без четкого оформленного/обозначенного технического задания? Какие у вас бывали интересные случаи по созданию ТЗ. Поделитесь в комментариях.

11
Начать дискуссию