Как закон о криптовалюте повлияет на физлиц. Что будет с обменниками

Как закон о криптовалюте повлияет на физлиц. Что будет с обменниками

Новые законы закладывают основу для создания инфраструктуры и регулирования оборота криптовалют в России.

В России приняли два закона, которые, как ожидается, станут базой для регулирования рынка криптовалют. Законопроект о регулировании майнинга позволит ввести деятельность по добыче криптовалюты в легальное поле, а законопроект об экспериментальных расчетах в криптовалюте разрешит внешнеторговые расчеты и биржевые торги криптовалютой в рамках экспериментальных правовых режимов.

Депутаты Госдумы приняли оба закона 30 июля сразу во втором и третьем чтениях, а 2 августа закон о майнинге одобрил Совет Федерации.Госдума приняла законы о регулировании криптовалют в РоссииМногие прописанные в законах нормы касаются создания государственной инфраструктуры или промышленного подхода к деятельности, связанной с криптовалютой, и в меньшей степени затрагивают пользователей-физлиц или, например, «бытовых» майнеров.

Так, пользователям не запрещается пользоваться криптовалютой, привычными криптобиржами, кошельками и обменниками. Те, кто занимается майнингом биткоина не в промышленных масштабах, могут продолжить деятельность при условии, что они не превышают нормы потребления электроэнергии. Эти нормы еще не опубликованы, а закон должен вступить в силу в ноябре 2024 года. Тем не менее некоторые положения закона в его финальной редакции используют открытые формулировки, а возможные последствия исполнения некоторых его норм (например, запрета на рекламу криптосервисов) могут показаться неясными.«Запрет предложения»Пока еще рано говорить о влиянии действия закона на обычных пользователей, рассуждает директор по аналитике компании «Шард» Федор Иванов. Новые законы ориентированы именно на майнинг и использование криптовалют в международной торговле.

Но закон о майнинге содержит «запрет предложения неограниченному кругу лиц» как самой цифровой валюты, так и «услуг по организации обращения цифровой валюты». Ранее этот пункт фактически касался запрета оборота криптовалюты в России, но преобразовался в то, что мы имеем сейчас, рассуждает Иванов. И что это будет означать на практике, пока непонятно.

Одна из статей финальной редакции закона о майнинге (законопроект № 237585-8) включает следующую формулировку:«В Российской Федерации запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты».

С одной стороны, те же законодатели и соавтор законопроекта депутат Антон Горелкин говорили, что запрещать гражданам инвестировать в криптовалюты и использовать иностранные криптобиржи никто не планирует. Но из текста читается, что предложение (оферта) подобных услуг под запретом, продолжает Иванов.

Нужно будет смотреть, во-первых, на параметры создаваемого Банком России экспериментального режима (ЭПР), а во-вторых, на дальнейшее правоприменение. Также стоит отметить, что пока какой-либо специальной ответственности за предложение подобных услуг не вводилось.

Экспериментальный правовой режим (ЭПР) подразумевает, что в целях эксперимента перестает применяться ранее принятый закон (или его часть) и начинают действовать новые правила. ЭПР будут вводить на ограниченный срок в отдельных сферах экономики.

Первые экспериментальные трансграничные платежи в криптовалюте пройдут до конца года, сообщила глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Совете Федерации 30 июля.

Предусмотренный принятым Госдумой законопроектом «О майнинге» запрет на «предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты» не следует путать с запретом организации обращения криптовалют, который был исключен из законопроекта в ходе его рассмотрения во втором чтении, уточняет управляющий партнер юридической группы «Плотников и партнеры» Илья Плотников. Такой запрет на обращение криптовалюты означал бы прекращение легальной работы любых бирж и обменников, но этого, к счастью, удалось избежать.

При этом в тексте закона остался другой запрет — на рекламу криптовалюты, оборудования для майнинга и соответствующей инфраструктуры. Эти положения будут внесены в законы о ЦФА и о рекламе. По оценке Плотникова, этот запрет не должен закрыть доступ физическим лицам к криптовалютному рынку, но в значительной мере ограничит объем доступной им информации.

Обменники с регулированием Согласно закону об экспериментальных расчетах с криптовалютой, с 1 сентября Банк России сможет утвердить программу экспериментального режима для проведения организованных торгов цифровой валютой в России. Более того, в случае принятия законодательной инициативы регулятор с начала осени сможет создать электронную платформу для операций с цифровыми валютами на базе Национальной платежной системы (НПС).

Об участии в экспериментальном режиме уже заявила СПБ Биржа. Как сообщил «РБК Инвестициям» представитель торговой площадки, она «планирует активно участвовать в экспериментально-правовом режиме по проведению биржевых торгов криптовалютой». Пока неизвестно, какие еще сервисы торгов или обмена и в какой форме могут быть одобрены в рамках ЭПР.

Риск того, что сервисы криптообмена, которые будут работать вне ЭПР и не по правилам ЦБ, могут быть, например, в дальнейшем заблокированы Роскомнадзором, исключать нельзя, считает Федор Иванов. Так, например, делают в Казахстане, Узбекистане, планируют сделать в Киргизии.

«Практика есть, но это не ближайшая перспектива. Еще должен увидеть свет сам ЭПР, должны быть приняты подзаконные акты правительства, ЦБ и Росфинмониторинга, а также введена ответственность за организацию незаконного оборота криптовалюты. Пока что для физлиц ничего не изменится», — предсказывает Иванов.

Параметры ЭПР пока неизвестны и в этой части определенности со стороны регулятора нет, уточняет юрист и преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Установленный запрет принимать криптовалюту для оплаты товаров, работ или услуг пока сохраняется. Операции с криптовалютой на зарубежных платформах по-прежнему не запрещены, однако в случае признания криптовалюты валютными ценностями в рамках ЭПР ситуация может измениться.

С созданием ЭПР есть и свои нюансы, рассуждает криптоэксперт и автор телеграм-канала GFiS Channel Таисия Романова. Создание некой площадки или методологии по трансграничным расчетам в сфере ВЭД даст возможность бизнесу избежать внутренних препятствий. Но одновременно с этим ее появление вызовет применение новых точечных санкций для инфраструктуры и контрагентов.«Понятно, что лучшим решением было бы делать все за кадром и тихо, но этот вариант ЦБ не одобрит никогда, — рассуждает Романова. — И, разумеется, как и в целом с криптой, официально одобренный вариант будет оптимален для тех, кому он актуален. А те, кто располагает достаточным количеством знаний, всегда смогут воспользоваться обходными путями».

Примерно то же самое, по мнению Романовой, проявится, если доступ на организованную в рамках ЭПР биржу или обменник станет возможен и для физлиц (например, со статусом квалифицированного инвестора). У «физиков» всегда останется возможность пользоваться зарубежными сервисами, но и внутренняя российская площадка будет иметь свои плюсы. Например, там будет отсутствовать блокировка по резидентству, исключен риск мошенничества, которое в криптосфере присутствует в огромных объемах. Хотя риски внесения кошельков биржи в санкционные списки все равно остаются, уточняет она.

По мнению Романовой, если в рамках ЭПР будет введено лицензирование деятельности обменников, минусов для рядового пользователя криптовалют, который привык к существующему годами рынку обмена, будет больше, чем плюсов. Но и в этом случае такой аспект, как безопасность операций, может сыграть роль при выборе в пользу «белого» обменника, который предоставит гарантии и обеспечит легальность сделки.

Подробнее на РБК

Начать дискуссию