СЭМПЛИРОВАНИЕ

СЭМПЛИРОВАНИЕ

Что такое сэмплирование: искусство или неумение написать что-то своё? Какая существует правовая база, регулирующая использование чужих сэмплов в своих произведениях? Как получить лицензию на использование сэмпла? А может можно вообще ни у кого ничего не спрашивать? Давайте разбираться.

🔹 Что такое сэмплирование?

🔹 Зачем саундпродюсеры сэмплируют? Это воровство?

🔹 Какие суперхиты с сэмплами вы точно слышали?

🔹 Как «чистить» права на сэмплы?

🔹 В каких случаях можно использовать сэмплы без разрешения правообладателя?

🔹 Что такое цитирование?

🔹 Совет артистам, покупающим биты.

Сэмплирование — это техника создания музыкальной аранжировки, когда в новой фонограмме используется отрезок уже записанной фонограммы. Сэмплирование широко распространено во всех музыкальных поджанрах хип-хоп культуры.

Вы наверняка слышали эти песни, в которых были использованы сэмплы:

- Juice WRLD - Lucid Dreams (ориг. Sting - Shape of My Heart). Кстати, права на сэмпл изначально не были очищены, в результате чего правообладатель (Sting) подал в суд. Теперь он получает 85% от доходов трека. Ещё один интересный факт: этот же сэмпл был использован в песне Басты «Ты была права», но получение лицензии затянулось и песня была выпущена сначала с другой гитарой, а потом, после получения лицензии, была выпущена версия с сэмплом из песни Sting.

Многие ошибочно считают, что сэмплируют только рэперы, но это не так. Несмотря на то, что отечественные саундпродюсеры, записывая поп-музыку, редко обращаются к сэмплам из других песен, их западные коллеги этим не брезгуют.

Вот несколько мировых поп-хитов, построенных на основе сэмплов:

- Daft Punk - Harder, Better, Faster, Stronger (ориг. Edwin Birdsong - Cola Bottle Baby). Интересный факт: песня Daft Punk потом была засэмплирована в песне Kanye West - Stronger – так тоже бывает, и это круто.

- Gotye - Somebody That I Used To Know (ориг. Luiz Bonfa - Seville). Это одна из самых популярных в мире песен, даже спустя 10 лет после релиза. И в ней использован сэмпл.

Зачем саундпродюсеры сэмплируют?

Уверяю вас, о воровстве или отсутствии фантазии или творческой жилки речи нет. Смыслов может быть много: уважение к авторам и исполнителям оригинала, любовь к оригинальному произведению, новый взгляд на уже состоявшийся хит – можно придумать много причин. Поиск крутых сэмплов среди миллионов уже состоявшихся произведений – отдельное искусство. Саундпродюсеры не слепо используют сэмплы, они их видоизменяют: нарезают, меняют скорость воспроизведения, тональность, миксуют с другими сэмплами. Найти сэмпл, правильно его обработать, получить из него новое крутое производное произведение — для профессионального музыканта гораздо сложнее, чем написать новое произведение с нуля. Именно поэтому мнение, что сэмплируют ленивые — ошибочно.

Как «чистить» права на сэмплы?

Получение разрешения от правообладателей на уже существующее произведение мы называем «Очисткой прав». Процесс устроен вполне логично: если ты использовал в своей песне чужое произведение, то для коммерческого использования ты должен получить на это разрешение правообладателя. Звучит просто, но на деле мы сталкиваемся с большим количеством нюансов и тонкостей.

Во-первых, как мы помним, права бывают авторскими и смежными. Если вы использовали сэмпл с мелодией, то эту мелодию кто-то сочинил (у неё есть автор) — вы должны получить право на использование этой мелодии. Если в сэмпле использован так же чей-то голос, который поёт какие-то слова, то вы должны почистить права и на эти слова, ведь у них тоже есть автор. Если вы использовали голосовой сэмпл, то вы так же должны почистить исполнительские права (смежные), ну и права на фонограмму — по умолчанию. Все эти права, в теории, могут принадлежать разным людям и компаниям.

Условия очистки могут быть абсолютно разными, но всё должно быть +- в рамках рынка. Обычно это несколько тысяч долларов/евро. Правообладатель может попросить долю в производном произведении (новой фонограмме), но это уже вопрос переговоров. Если вам нужно почистить права, то лучше поручите это людям, которые на этом специализируются — это ускорит, удешевит процесс и лишит вас ненужной головной боли.

Пример: давайте рассмотрим песню, которая ещё не вышла, но сниппет вы легко можете найти в интернете.

Navai & Timati - Lambo Italiano.

Мы с ИВ (бывший участник проекта SLOVO, артист, автор песни «Мой белый») придумали историю про переработку легендарной песни SHAFT - MAMBO ITALIANO, которая, кстати, тоже является переработкой другой, выпущенной ещё ранее, песни. Нам показалось, что если Алишер Тагирович (признан иноагентом, тогда ещё не был) споёт эту песню, заменив «Мамбу» на «Ламбу», то это будет органично и круто. После череды обсуждений песни, идею реализовали Наваи и Тимати. Мы чистили права больше, чем полгода. Я планировал так: мы почистим права на авторскую часть, а именно — музыку, ребята используют только мелодию припева, а слова напишут новые. Мы очистили авторские, включая слова – на всякий случай. В процессе создания песни саундпродюсер PALAGIN решил засэмплировать так же вокальную партию исполнительницы SHAFT, а это уже смежные права. Таким образом, нам пришлось обратиться к правообладателям фонограммы за разрешением. Как это зачастую бывает на Западе, авторские и смежные права были разбросаны по разным правообладателям, поэтому нас ждала новая череда многомесячных переговоров (вопреки догадкам, комфортнее и быстрее всего общаться и работать с отечественными правообладателями, на Западе всё происходит очень долго). Поняв, что в текущих реалиях с нами общаются неохотно, да и авторская часть уже очищена, мы решили, что можем избежать лицензирования смежных прав следующим образом: Павел Мурашов пригласил вокалистку, которая исполнила нужную нам партию максимально близко к оригиналу, после чего саундпродюсеры проделали с новым сэмплом всё то же самое, что проделывали с сэмплом SHAFT.

Что мы таким образом получили: сэмпл, в котором использованы чужие авторские права, на которые у нас получено разрешение, и никак не использовано чужое исполнение и чужая запись. Кейс, на мой взгляд, крутой.

В каких случаях можно использовать сэмплы без разрешения правообладателя?

Есть такое понятие, как срок охраны права. Оно относится и к авторскому, и к смежному праву. Когда срок охраны истекает, произведение становится достоянием общественности, и им может пользоваться любой гражданин без ограничений.

Пример: в куплете песни JONY – «Комета» были использованы стихи А.С. Пушкина. Никто никаких прав не чистил, никого в известность не ставил – срок охраны прав истёк, произведение является достоянием народа.

Срок охраны права может быть разным, в зависимости от объекта охраны (авторские права, смежные, музыка, кино и так далее), территории (в разных странах могут быть разные законы) и других факторов (обсудим ниже). В целом, в большинстве стран сроки более-менее похожи, так как существует женевская конвенция об авторском праве, ратифицированная во многих странах, но бывают исключения. Например, мы с детства знаем, что Китай производит много подделок и особо не парится. Это не потому, что в Китае можно легко беспоследственно нарушить закон (как раз таки наоборот), а потому что в Китае интеллектуальное право урегулировано слабо и у них это не всегда является нарушением.

Какие сроки охраны прав в России?

- Авторские права: исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. (Ст. 1281 ГК РФ)

- Фонограмма: исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. (1327 ГК РФ)

- Исполнение: исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором артистом-исполнителем или дирижером осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, либо доведение исполнения до всеобщего сведения. (1318 ГК РФ)

Сроки во всех странах могут быть разные. Раньше в России срок охраны авторских прав составлял 50 лет после смерти автора. Несколько лет назад срок подняли до 70 лет.

Как вы заметили, право на фонограмму действует в течении 50 лет после осуществления записи. О чём это говорит? Артисту может быть 70 лет, но он записал какой-то хит, когда ему было 20 лет. Получается, что он ещё живой, и песня может всё ещё является его визитной карточкой, но прав на фонограмму у него уже нет. Какой выход? Сделать новую запись! Именно по этой причине многие уважаемые артисты, например, Иосиф Кобзон, в преклонном возрасте перезаписывали и перезаписывают свои старые песни – чтобы продлить срок охраны прав и передать эти права наследникам.

Важно — с какого момента и как исчисляется срок охраны произведения. В России ты являешься автором по умолчанию, с момента создания. Тебе не нужно нигде регистрировать свои права, тебе достаточно суметь доказать, если будет претензия, что автором являешься именно ты. То есть в России срок исчисляется с момента создания. В США, например, срок исчисляется с момента регистрации произведения в соответствующем обществе. В целом, чтобы правильно исчислить срок, нужно чуть ли не изучить биографию правообладателя, ведь какие-то события, например, вторая мировая война, могут влиять на исчисление срока. Но это детали.

Ещё одна важная деталь: по законодательству РФ, любое произведение подлежит охране, вне зависимости от его содержания. То есть охраняется форма, а не содержание:

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

О чём это говорит? Вы можете бесконечно не любить творчество Инстасамки, но оно подлежит охране законом.

Цитирование.

Ст. 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях») позволяет использовать произведения других авторов (в теории, даже сэмплирование) без разрешения правообладателя, но при соблюдении определённых условий:

- указание автора,

- указание источника цитирования,

- оправданность (цель) цитирования.

Сомневаюсь, что закон о цитировании можно глобально применить к сэмплированию, но в определенных случаях – вполне.

Совет артистам, покупающим биты.

Сейчас широко распространены разные сервисы, через которые битмейкеры продают или сдают в аренду биты. Недавно один мой знакомый артист попал в неприятную ситуацию: он купил исключительные права на понравившийся ему бит, но оказалось, что битмейкер в своей работе использовал сэмпл, права на который не почистил. Таким образом, возникла ситуация, когда артисту пришлось платить за бит во второй раз – за очистку сэмпла. Будьте внимательны, подписывая договоры на покупку/аренду битов: обязательно настаивайте на пункте о том, что все права в произведении очищены и претензии третьих лиц должны быть урегулированы автором бита.

P.S. Все артисты/битмейкеры/продюсеры хотя бы раз слышали о том, что, якобы сэмпл короче какой-то длины (например, трёх секунд) использовать можно или якобы если сильно изменить сэмпл, то тебе ничего не предъявят – забудьте об этом, это мифы. Любое использование чужой собственности в коммерческих целях должно быть узаконено – это важно.

77
1 комментарий

Bahh Tee, спасибо, что разжевал для нас эту тему. Получилось довольно детально! Пожалуйста васскажи как начинающим артистам продвигать себя чтобы лейблы/радиостанции, заметили тебя и пришли с предложениями?