Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Большинство из вас знают Roblox как место «залипания» ваших детей, при этом не все в курсе, что сегодня это активно развивающийся инструмент продаж, маркетинга, рекрутинга, развития HR бренда и много другого. СБЕР, Мегафон, М.Видео, Пятерочка и многие другие из TOP 100 РБК уже получают выгоду, активно осваивая новый канал коммуникаций с аудиторией. Делимся с вами инструментами в этой статье.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Привет, меня зовут Дмитрий Едакин. Я работаю в компании Magnum Design Studio, мы интегрируем передовые бренды в метавселенные. Цель статьи - познакомить вас с бизнесовыми возможностями, доступными с помощью Roblox, рассказать, как найти в этой платформе дополнительную выгоду для вашей компании, которая пока видна очень немногим.

55 млн. ежедневных пользователей в мире и 2 млн в России.

Краткая справка: Roblox — онлайн-платформа, которая позволяет играть в игры, разработанные другими пользователями, и создавать свои собственные. Платформа содержит виртуальные миры, охватывающие широкий спектр жанров - от традиционных гонок и ролевых игр до симуляторов и полос препятствий. Roblox сегодня - метавселенная c огромными охватами и аудиторией.

Согласно официальному отчету Roblox Corporation, опубликованному 15 февраля 2022, платформу посещают в среднем 55 миллионов пользователей в день (daily average users ил DAUs). А компания Bloomberg со ссылкой на основателя и гендиректора Roblox Corp. Дэйва Башуки сообщает, что на фоне негативной политики по отношении к России больших участников игрового рынка, таких как Nintendo Co., Epic Games Inc, Microsoft Corp., Sony Group Corp. их доля резко сократилась, что привело к резкому росту аудитории Roblox. На сентябрь 2022 года российская среднедневная аудитория (DAUs) Roblox оценивалась в 2 млн человек.

Реализуя различные проекты в Roblox, мы у себя в Brothers Production, активно собираем массу внешней и внутренней аналитики, касаемую структуры и размера аудитории, длительности сеанса и пр. Гендерная разница минимальна – на долю девушек приходится 44% аудитории, доля игроков до 12 лет оценивается 54%, тинейджеры составляют 13%, на остальных приходится порядка 20%.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?
Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

И эти цифры продолжают расти. Стоит обратить внимание, что почти половина аудитории не является чисто детской. Современные тинейджеры сегодня – это вполне себе активные экономические агенты, самостоятельно принимающие решения относительно многих своих покупок. При этом, они же - самая сложная аудитория с точки зрения рекламных и других коммуникаций, так как находясь в непрерывном цифровом потоке они практически «слепы» к обычной рекламе. Не стоит сбрасывать со счетов и детскую аудиторию. Конечно, сегодня, заходя в Roblox, как и в любую другую игру, они акцентируют внимание исключительно на прохождении уровня, но при этом детский мозг «записывает» многочисленные паттерны, особенности обстановки, виртуальную архитектуру, элементы «инфраструктуры» виртуальных городов и миров. Эта запись ведется нативным методом и при умелом подходе может быть активирована нужными триггерами. Сегодняшние игроки в возрасте до 12 лет – завтра активные покупатели определенных брендов, ценности и айдентику которых, им нативно «записали». По сути, бренды «выращивают» будущих клиентов из детей, которые скоро станут новыми покупателями.

У Roblox с его 55 млн в день значительное преимущество относительно других платформ. Minecraft имеет 140 млн пользователей в месяц, а у Fortnite 80 млн. пользователей в месяц

Две важнейших сферы бизнеса, где интеграция в Roblox эффективна:

· Маркетинг и продажи

· Задачи службы HR

Давайте разберем подробнее применение Roblox в каждой из этих сфер.

Маркетинг и продажи. Первопроходцам достанется все.

Сегодня наряду с другими метавселенными Roblox представляет собой новый канал коммуникаций с аудиторией, с которым маркетологи только начинают разбираться, и который еще не перегружен. Многие бренды пока еще не предложили свое решение. Что самое интересное, сам Roblox монетизуруется в основном на геймерах, предлагая за деньги игровые фичи. Поэтому, те кто первый освоит среду Roblox и инструментарий для своих маркетинговых задач получит существенное конкурентное преимущество на своих рынках. Сейчас это делают первопроходцы из именитых брендов. И дело тут не в бюджетах, а скорее в новаторском мышлении маркетологов и коммерческих директоров.

Базовые инструменты:

· Архитектура объектов с бренд айдентикой. Брендирование поверхностей виртуального пространства.

· Продакт-плейсмент товаров внутри игры в виде огромных инсталляций.

· Размещение обновляемой ленты из соцсетей на поверхностях игрового пространства.

· Стимулирование к покупке конкретных товаров.

· Квесты и другие игры, направленные на усвоение ценностей бренда и анализ поведенческих паттернов в исследовательских целях.

· Тестирование новых продуктов путем помещения их в игровые кейсы.

· Компоненты программы лояльности.

· Спонсорские интеграции

В обычной жизни бизнес борется за внимание целевой аудитории, находясь в едином информационном пространстве со своими конкурентами. Это применимо как к интернет пространству, где пользователь в единицу времени видит массу рекламных сообщений из разных отраслей, так и к реальному миру, где в поле нашего зрения одновременно находится множество брендов. Здесь стоит акцентировать внимание на то, что набор рекламных носителей относительно стандартен – баннеры в интернете и рекламные конструкции в реальной жизни, и поэтому мозг человека их автоматически «отфильтровывает», пропускает мимо своего внимания.

В виртуальных мирах, таких как Roblox, все в точности - наоборот. Здесь человека погружают как бы внутрь бренда, айдентика которого повсюду, здесь она является средой. Бренд на правах монополиста строит собственный мир, в котором заведомо не будет других. Задача меняется: не нужно бороться за внимание к себе среди массы сообщений, нужно стараться продлить пребывание потребителя в своих «цифровых» стенах, чтобы максимизировать время контакта аудитории с брендом. Эта задача решается с помощью распространенных игровых механик.

Виртуальная архитектура: нет законов физики!

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?
Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Важный момент! В виртуальном мире не работают законы физики и себестоимость возведения инфраструктуры не зависит от привычных факторов, материалов, высотности и пр. Здесь нет согласований городских служб и требований по пожарной безопасности или вентиляции. Отсутствие таких ограничений позволяет маркетологам и мета-архитекторам возводить уникальные конструкции, невозможные в реальном мире. Например, офисное здание или торговый центр могут быть в виде лого бренда и верхними этажами выходить в космос. С помощью таких их приемов можно удивить зрителя, акцентировать его внимание на интересном архитектурном объекте (заведомо невозможном в реальной жизни) и вместе с этим оставить образ бренда в сознании человека.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Можно размещать билборды, лого на различных поверхностях в игре.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Очень эффективным инструментом является проведение акций внутри игры. Можно добавить к вашей программе лояльности новые элементы. Пользователи будут собирать артефакты внутри игры, которые впоследствии смогут обменять на бонусы в реальной жизни. Это дает возможность обмена виртуальных бонусов на товары в офлайн-точке. И вот уже молодое поколение в семье помогает экономить семейный бюджет, при этом стимулируя взрослых посещать торговое предприятие того или иного бренда.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Маркетинговый инструмент, о котором мало кто знает!

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Есть возможность вносить в Roblox внешний контент.

Так на экране внутри виртуального мира может транслироваться контент из соцсети бренда.

Продажи через Roblox. Возможности системы!

Много «копий ломается» в мире относительно прямым продаж в среде Roblox. Если под термином «прямые продажи» понимать ситуацию, когда посетитель, не выходя из игры, кладет в корзину товар, расплачивается картой и оформляет доставку, то пока в Roblox такого нет. Но есть возможность организовать «сквозной процесс»:

Для реализации технологии требуется соблюдение двух условий:

1. Размещение в игре тех товаров, которые пользователь мог бы выбрать. Речь не идет о всем прайс листе, а только о единичных артикулах (например, акционных).

2. Должна состояться привязка имени пользователя в Roblox к номеру карты лояльности (или просто к аккаунту) конкретного клиента сети. Для этого требуется добавить дополнительное поле к карточке клиента в системе (это делается на стороне продавца) и организовать данную привязку.

Далее реализуется следующий сценарий: пользователь в игре видит интегрированный товар, ему доступен функционал «хочу купить». Если он нажимает на «хочу купить» или что-то подобное, то Robloх передает во внешнюю базу данных (базу данных продавца) пакет данных, содержащих связку имени пользователя и кода товара.

Все дальнейшие действия происходят на стороне интернет магазина, который получив данные о желании пользователя о товаре произведет собственный набор операций: положит в корзину, отправит ссылку на телефон и т.д. Этот функционал, конечно, уже реализуется разработчиками компании продавца, которые по сути «закрывают сделку».

Возможно термин «прямые» не самый подходящий, так как нельзя внутри самой игры ввести данные карты и оформить доставку, но точно подходит по термин «продажи», так как в игре пользователь инициирует свое желание приобрести товар, что очень важно при любых продажах.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Оценка потенциала нового продукта.

Если аудитория нового продукта, готовящегося к релизу соответствует аудитории Roblox, то экономически целесообразно до серийного выпуска можно организовать регулярные опросы пользователей игры. Например, предлагать выбрать из двух вариантов оформления товара, проголосовав за понравившийся.

Инфоповоды и контент для соцсетей и PR

В заключении маркетингового инструментария стоит отметить, что платформа Roblox в руках хорошего маркетолога является инструментов создания оригинального контента для соцсетей, например делать стримы и коллаборации c game-блогерами с целью расширения аудитории вашего бренда.

Roblox – как среда для решения HR задач.

Помимо решения чисто маркетинговых задач, платформа Roblox позволяет решать задачи в области управления персоналом. Причем не только для огромных корпораций, но и для компаний с численностью около 100 человек

Можно выделить основные сферы, где в можно использовать Roblox в качестве помощника HR службы:

Инструмент создания кадрового резерва.

Лучше всего инструмент подходит для промышленных предприятий, которые нуждаются в большом количестве рабочего персонала, в том числе молодых специалистов. Обычно такие предприятия сотрудничают с средними техническими учебными заведениями, такими как техникумы, колледжи и ПТУ. Как правило, кадровики предприятий решают следующие задачи: во-первых, на ранней стадии выявить потенциал того или иного учащегося и обеспечить его доведение до нужной квалификации, во-вторых, создать вокруг своего предприятия образ высокотехнологичной компании, чтобы молодым ребятам захотелось трудоустроиться.

Эффективным решением является создания на базе Roblox игры, в которой, с одной стороны, будет проглядываться бренд компании производителя, с другой стороны, задания каждого уровня позволят собрать аналитику по каждому участнику. Таким образом, появляется возможность через игру поменять отношение у молодежи к работе на производстве или в конкретной компании. С точки зрения участников это выглядит и современно, и технологично, раз такие инструменты применяются в компании. В некотором смысле, появляется возможность обычному заводу создать образ хайтек компании.

Инструмент рекрутинга.

Здесь сразу стоит отметить, что данный инструмент в большей степени актуален для крупных компаний, которые набирают сотрудников сотнями. В части функционала рекрутинга Roblox хорош, если ссылка на игру в виде QR кода где-нибудь, например в общественном транспорте висит, она постоянно активна где-то в эфире, и в фоновом режиме собирает интересных кандидатов. Работает все очень просто: кандидат, заинтересовавшийся вакансией по ссылке попадает в игру, в которой в качестве препятствий для прохождения уровня являются вопросы, оценивающие как hard, так и soft скилы игрока. Тот, кто прошел уровень может претендовать на очное собеседование. Возможны кейсы, когда человек может пройти игру только один раз, или может проходить несколько раз – тогда работодатель может зафиксировать (зависит от задач), либо степень желания кандидата работать именно в этой компании, либо степень обучаемости, когда игрок каждый новый проход делает меньше ошибок. Причем сама оценка проходит в очень комфортной для человека обстановке.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Данное решение в этом плане больше подходит для потоковых ситуаций, где нужна автоматизация, где желающих работать существенно больше, чем вакансий. Можно увеличить количество откликов, увеличить воронку, произвести первичный отсев кандидатов.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Типы данных, которые могут собираться весьма разнообразны: варианты ответов, статистика по правильным, сам путь прохождения теста, скорость ответов. Когда кандидат приходит на личную встречу, у рекрутера уже на руках и табличную часть и некие графики, из которых HR специалист сразу видит ответы на свои вопросы. Если у рекрутера будет заранее оцифрованный портрет соискателя, его модель компетенций, то это позволить более эффективно проводить очное собеседование

На базе Roblox можно делать кастомные решения для продажников, рекрутеров и многих других профессий.

Сбор данных о работающем персонале.

Еще одна задача, которую можно решить с помощью Roblox – это «мягкий» сбор разнородных данных о персонале, которые помогут построить эффективную систему мотивации в компании и предотвращать (не допускать) конфликты, основанные на недовольстве работой. В виде игры можно организовывать тесты для желающих продвинуться по службе.

С помощью таких решений, можно мягко проводить оценку корпоративных компетенциям. Можно сделать акцент на выявление нужных soft скилов. Можно определять уровень ответственности и обучаемости.

Повышение лояльности персонала.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

Еще одним полезным применением Roblox в компании является организация корпоративных вечеринок в виртуальном пространстве. Особенно актуально для географически разнесенных компаний или организаций с большим количеством «удаленщиков». Да и для офисных сотрудников совместное прохождение квеста или участие в виртуальном турнире или тимбилдинге будет хорошим подарком от руководства и темой для приятного обсуждения. Подобные мероприятия вносят хорошие очки в копилку HR бренда любой компании.

Продажи через ROBLOX: миф или реальность?

В заключении хочется сказать, что, конечно, метавселенная не заменяет реальную жизнь. Но в эпоху геймификации игра – это уже не только способ развлечения, но и огромные возможности для компаний, которые строят свои бизнесы на отношениях между тысячами людей, взаимодействующих между собой одновременно.

Автор: Дмитрий Едакин.

33
Начать дискуссию