5 критериев выбора франшизы или грамотно подобрать нишу для инвестиции

В прошлой статье я рассказал вам про основные причины того, почему стоит приобретать франшизу. Вкратце напомню, что франшиза - это самый безопасный, надежный и удобный метод запустить свой бизнес. И если вас смущает слово «свой», то будьте уверены - это ваш бизнес. Да, вы купили финансовую модель и кое-какие бизнес процессы. Но собственником являетесь вы и отвечать за все именно вам, как и получать прибыль.

На дворе 20е годы 21 века и рыночная экономика России уже не такая убогая, как на стыке тысячелетий. Стереотипы наших родителей пора развенчивать. В частности надо понимать, что самым лучшим способом обеспечить себе старость является не покупка еще одной квартиры, а запуск небольшого бизнеса. Пекарня на углу, парикмахерская, детский бассейн и так далее.

А теперь я хотел бы помочь разобраться в том, на что стоит обратить внимание при подборе той франшизы, которая лучше всего подойдет именно для вас. Как сделать выбор такой дорогостоящей покупки? Хотя, если быть честными, не такой уж дорогостоящей. В наше время многие бизнес модели стоят примерно столько же, сколько новый неплохой корейский автомобиль - полтора два миллиона.

При этом, такой способ вложения денег выгодно отличается от покупки авто или иного движимого или недвижимого имущества. Про преимущества выгоды от покупки бизнеса хорошо рассказано в книгах Роберта Кийосаки. Там сказано, что машина - это пассив. Она не принесет существенного дохода и не окупит себя кратно. Более того, она теряет каждый год в лучшем случае до 20% своей цены, или даже больше (смотря как ездить). С другой стороны, если вы откроете кафе и у вас хорошо пойдут дела - вы на заработанные деньги сможете позволить себе приобрести еще не один новый автомобиль или даже что поинтереснее.

Но не все так просто. Не все бизнес модели, представленные на рынке так успешны, как хотелось бы. Великое множество предложений можно изучить на 4х основных агрегаторах: beboss.ru, франшиза.ру, topfranchise.ru и другие. Этот рынок очень активно развивается и каждый предприниматель стремиться быстренькое завернуть свою парикмахерскую или школу дизайна и открыть новый филиал на инвестиционные деньги. Инвестором в данном случае выступает покупатель франшизы.

Чтобы понять, насколько глубоко может быть проработана та или иная бизнес модель, можно почитать книжку Сергея Дягтерева «Франшиза на миллиард». Там приведен отличный пример того, как они разрабатывали специализированную мебель для частных детских садиков. Чтобы сделать модель бизнеса конкурентной, им пришлось максимизировать прибыль в расчете на квадратные метры. Частные детские сады платят за аренду помещений и не могут себе позволить, например отдельные спальни, как государственные детские сады. Решением стало внедрение индивидуально разработанной встроенной мебели, которая существенно экономила площади.

1. Итак, первое, на что стоит обратить внимание при поиске подходящей вам франшизы. Выбирают вас или выбираете вы? Это непростая мысль, но я вам объясню. Многие продавцы франшиз знают, что нельзя предоставлять права на свой бренд всем подряд. Они ценят свое детище и понимают, чтобы проект сработал, нужно привлекать только действительно заряженных на развитие покупателей. Т.е. вас. Владельцы хорошего работающего продукта - франшизы - не хотят доверять его кому попало. Это похоже на ситуацию, когда в объявлении о раздаче щенков пишут «отдам в добрые руки». Только владельцы брендов франшиз должны писать: «Отдам в работоспособные, заряженные, несгибаемые руки с развитым мышлением и ориентацией на результат и на развитие». Если вдруг у вас дела пойдут плохо, то это ударит по репутации самой компании. Серьезные бизнесмены это понимают, поэтому строят жесткую систему фильтрации и иногда лично собеседуют кандидатов и даже отказывают многим из них, чтобы не рисковать и не тратить драгоценное время.

2. Самое главное, на что стоит обратить внимание - ЦИФРЫ. После того, как вы вступили в переговоры, вам должны предоставить подробно описанную финансовую модель. Она должна включать в себя точные расчеты инвестиций с подробно описанными статьями расходов. Например, 30 тысяч рублей на вывеску и наружную рекламу и т.д. Если речь идет о производственном бизнесе, например пекарне или полиграфии, то должны быть точные данные по оборудованию - печам. Вплоть до информации о технических условиях подключения и количеству требуемых киловатт. Это сильно влияет на подбор подходящего помещения.

5 критериев выбора франшизы или грамотно подобрать нишу для инвестиции

Помимо точных данных об инвестициях на первом этапе, должна быть рассчитана, пусть примерная, экономика по месяцам. Например, сколько будет уходить на аренду, какой потенциальный доход можно получить с одного клиента, с одного квадратного метра, с одного капучино и так далее.

Все что я говорю, зиждиться на одной очень простой идее. Весь бизнес любых размеров и направлений можно измерить линейкой, т.е. провести численный анализ и оцифровку . Как у вас в было школе с математикой? Самое время вспоминать алгебру и шевелить мозгами. Аналитикой в бизнесе можно описать все что угодно от закупки ингредиентов, комплектующих и канцелярии в офис до объемов оптовых и розничных продаж.

Если вы открываете магазин в торговом центре, то должны оценить объемы пешего графика (данные предоставляет ТЦ). Зная конверсию из пешего трафика в продажу (например в среднем 5%), вы можете строить планы на доходность. Приведу на примере нашего магазина. Мы знаем, что средний чек на покупку премиальной косметики в крупном мегаполисе составляет 3-5 тысяч рублей. Чтобы бьюти-корнер окупался, нужна доходность от 20 тысяч рублей в день. Это в среднем 4-6 покупателей. Чтобы сделать 4-6 продаж, скорее всего надо пропустить через себя 20-30 посетителей. Это небольшая демонстрация принципа расчета финансовых показателей.

Какие-то показатели спланировать легко, такие как арендная плата и расходы на электричество. А вот объем продаж - самое важное в модели, оценить не так то просто. В конечном итоге основные показатели, на которые стоит смотреть в первую очередь:

А) объем первичных инвестиций - сколько надо вложить на первом этапе;

В) сроки выхода на прибыльность - как быстро вы начнете получать чистую прибыль (работать в плюс);

С) за какой период вы сможете отбить вложенные деньги, т.е. срок окупаемости. Как правило при небольшой сумме (1-2 миллиона), срок окупаемости составляет 8-10 месяцев.

3. И тут мы плавно подходим к третьему фактору, на который стоит обратить внимание. Действующие точки. Есть ли у компании или бренда уже работающие магазины или кафе? Если да, то в этом случае гораздо проще запланировать доходность и прибыльность. Если, скажем, у компании уже есть работающая пицерия в Красноярске на центральной улице, которая успешно функционирует хотя бы пол года, то можно отталкиваться от ее показателей, чтобы запустить точно такую же в центре Новосибирска. Для Москвы конечно же расчеты приодеться сильно корректировать.

5 критериев выбора франшизы или грамотно подобрать нишу для инвестиции

4. Договор. Уважающая себя компания никогда не будет работать без договора. Сразу скажу, что договор не обезопасит вас от банкротства. Но он четко дает понять, какие действия нужно совершить, чтобы не допустить этого. Также он смягчит любые кризисные ситуации, так как там оговорены протоколы действий на любой случай.

Договор нужен как покупателю, так и продавцу. Даже если вы не дойдете до суда, то документ сильно поможет вам при обсуждении проблем, как опорная точка. Давно прошли те времена, когда вопросы в деловом мире решались по понятиям. Сейчас век законности. Вопросы нужно решать в досудебное порядке или через суд. В любом случае делать это нужно цивилизованно. Сколько бы ни разглагольствовали оппозиционные силы в России, судебная система работает, хоть и туго. Я судился много раз лично от себя и от имени компании. От мелких вопросов, навроде химчистки, до боле серьезных проблем, связанных с бизнесом. Если правда на твоей стороне, то в суде у тебя хорошие шансы. Но для этого нужно быть разумным человеком и заключать договор.

Договор вам должны предоставить на первом этапе переговоров для изучения. Если его нет, то возможно не стоит переговоры даже начинать.

5. Репутация компании. Возможна ситуация, когда у компании еще нету запущенных точек. Это распространенное явление, например если крупный узнаваемый бренд распространяется через сетевые магазины (Летуаль, Магнит и т.д.). В какой-то момент руководство компании принимает решение, что собственные брендовые магазины нужны для стратегического развития. Так было с компанией Natura Siberica, когда они разом запустили 40 магазинов в регионах. Так планирует сделать наш бренд.

В таком случае, даже если нет действующего магазина, у компании есть история. Любой коммерческой организацией управляют конкретные люди. И по их действиям можно судить о том, стоит ли вступать в договорные отношения с их структурой. Это и есть определение репутации. Нужно изучить то, как они относятся к покупателям, к своим деловым партнерам и т.д.

Плюсом в такой ситуации может служить то, что первым франчайзи партнерам компания может сделать преференции, так как они по факту будут тестировать с нуля эту бизнес модель.

Поясню на примере нашего бренда. Мы предлагаем нашим первым франчайза партнерам выгодные условия, вплоть до личного визита лидера бренда Елены Корольковой с мастер классом. Дополнительные ресурсы рекламы, маркетинга, тренера по продукту и многое другое. Мы делаем это потому, что запуск первых магазинов для нас является вопросом репутации и престижа. Кто бы что ни говорил, на открытом рынке в современной России, я считаю, что имидж и деловая репутация - вопрос жизни и смерти. Деньги надо зарабатывать открыто и прозрачно, без обмана и других грязных приемов.

Для первого раза, я думаю, этой информации достаточно, чтобы поразмыслить над выбором подходящей для вас франшизы. Конечно же, этого недостаточно для полного глубокого понимания того, как устроен этот рынок. Но прочитав эту статью, вы уже стали на шаг ближе к правильному деловому подходу. Вероятность того, что вы совершите ошибку уже снизилась если не на 100, то хотя бы на 50%.

В заключении хочу добавить, что есть еще одна скрытая причина, которую я не упомянул. Выбирая компанию, с которой хотите работать, не забывайте о простой симпатии. Вам должна нравиться продукция этой компании, методы работы, руководство и политика. Любите косметику - сморите на рынок косметических компаний, нравиться ресторанный бизнес - ищите на рынке общепита и кафе. Конечно же есть отстраненные инвесторы, для которых это всего лишь безличная инвестиция и которые не хотят погружаться в микропроцессы. Но лично я не верю в этот подход. Невозможно делать классные круассан, не будучи в душе кондитером.

Спасибо, что дочитали до конца не забудьте поставить лайк!

1 комментарий

1) "На дворе 30е годы 21 века и рыночная экономика России уже не такая убогая, как на стыке тысячелетий". - то есть за 10 лет в будущем ничего не поменялось?
А что там с курсом рубля? А президент, надеюсь тот же самый?

2) "Франшиза - это ваш бизнес" - более нагло утверждение только про пенсионный возраст и следующие сроки были

Ответить