Как защититься от телефонных мошенников — памятка от сотрудницы банка

Телефонные мошенники не дремлют и постоянно придумывают новые, все более изощренные способы обмана населения. Я поговорила со своей подругой, которая работает в Сбербанке, и решила поделиться с вами ее советами о том, как вычислить мошенников и защититься от них.

Как защититься от телефонных мошенников — памятка от сотрудницы банка

Да сколько можно?!

Только за эту неделю меня трижды атаковали своими навязчивыми звонками мошенники. Да и в соцсетях, особенно в городских пабликах, что ни новость, то рассказ, как кто-то попался. Я решила прояснить ситуацию у своей подруги, которая работает в Сбербанке. Она подтвердила эту информацию, и привела немного статистики, которую они ведут в банке.

ВАЖНО! «В 2023 году число попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки против 5 млн в 2022-м» — зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Так как тема актуальная, я попросила рассказать подробнее о схемах, которые используют мошенники, и о том, как от них защищаться. Делюсь тем, что мне удалось выяснить. Может, кому-то будет полезно.

На крючок попадаются только пенсионеры? А вот и нет. Расскажу, кого чаще всего разводят мошенники

Многие думают, что мишень мошенников — пенсионеры. Признаться, я тоже так думала. Из самых громких в последнее время историй вспоминается, например, эта: мошенники похитили у двух пожилых преподавателей МГУ и МГТУ 8,5 млн рублей. Каждому из них позвонили из «Центробанка» и предложили перевести свои сбережения на «безопасный счет». По своей наивности, они поверили и лишились денег. Посмотрела последние новости, мошенников до сих пор не нашли.

Тем не менее, Центральный банк России провел опрос и по результатам составил среднестатистический портрет потенциальной жертвы мошенника. И что вы думаете? Согласно этому исследованию, чаще всего попадаются не пенсионеры, а мужчины в возрасте от 25 до 44 лет. Обычно это жители городов со средним образованием и средним уровнем дохода, которые активно пользуются банковскими онлайн-сервисами. При этом люди в возрасте 45–64 года занимают второе место в этой статистике, а те, кому за 65 лет — только третье.

Запоминаем, какие схемы используют мошенники

Ловите несколько типичных уловок и схем мошенников:

1. Звонить с незнакомого номера или через мессенджеры.

2. Торопить человека, угрожать ему потерей денег или уголовным преследованием. Такие психологические штуки заставляют человека принять решение на эмоциях.

3. Просить рассказать об остатках на счетах, дать реквизиты карты или другие сведения о финансах.

4. Убеждать, что сотрудникам банка верить нельзя и они действуют только в своих интересах.

5. Запретить разглашать информацию о разговоре даже родственникам.

Хотя мошенники любят представляться сотрудниками службы безопасности банка, но сейчас они продвинулись дальше: называют себя сотрудниками полиции или даже ФСБ. Но среди «мошеннических масок» уверенное первое место в моем списке занимает неожиданный звонок в WhatsApp с аватаркой Центробанка. Что такое? Со мной хотят посоветоваться, поднимать ли ключевую ставку? Нет.

Дальше они могут использовать следующие фразы:

1. «Продиктуйте код из СМС». Обычно это открывает мошенникам доступ к вашим счетам. В общем это то же самое, что отдать кому-то ключи от своей квартиры.

2. «Отправьте деньги на такой-то счет, там они будут защищены от мошенников». Если вы купились, то уже перевели свои деньги мошенникам.

3. «Загрузите приложение». Вы загрузите на телефон пиратскую программу, которая переведет деньги с вашего счета мошенникам.

4. «Помогите поймать нечестного сотрудника банка». Обычно дальше предлагают перевести деньги на специальный счет, а вора задержать в банке, когда он будет пытаться снять их.

5. «На вас пытаются оформить кредит». При этом мошенник будет говорить, что помогает вам отменить заявку, выманит личные данные. В это же время на вас оформят настоящий кредит, а деньги украдут.

Вот вам реальная история к последнему примеру. Главный эксперт Центробанка под давлением мошенников оформила кредит и перевела им 1,6 млн рублей. Сначала ей позвонил неизвестный, который представился сотрудником банка и рассказал, что по ее счету идут подозрительные операции. Дальше был долгий путь. Сначала перевел женщину на «департамент безопасности ЦБ». Там уже ей сказали, что на нее пытаются оформить кредит, потом подключился «сотрудник ФСБ». Казалось бы, развод очевиден. Но нет, женщина по доброте душевной решила «сотрудничать со следствием». Взяла на себя кредит на 1,6 млн рублей и перевела эти деньги злоумышленникам.

Вот еще несколько фраз, после которых лучше немедленно прекратить разговор с «представителями банка»:

1. Сейчас деньги с ваших счетов переводятся в поддержку запрещенных организаций. Если вы немедленно не переведете их на безопасный счет, то попадете под уголовную ответственность.

2. Ваш телефон прослушивается, вам нужно срочно купить новое устройство и sim-карту для связи с нами.

3. На вашего родственника возбудили уголовное дело, нужно срочно перевести деньги сотруднику полиции.

Мошенник vs Сотрудник банка — как понять, кто есть кто

Мошенники сейчас продумывают запутанные и для многих правдоподобные схемы, но все же есть несколько способов отличить их от настоящих сотрудников банка. Итак, представитель банка никогда не попросит вас:

1. Назвать код из СМС. В банке наоборот всегда подчеркивают, что вы не должны никому передавать код подтверждения из СМС.

2. Спрашивать у вас конфиденциальную информацию или просить передать ее «роботу». Я про данные карты (номер, срок действия, секретный код CVV), паспортные данные, последние совершенные операции, логины, пароли, ПИН-коды, кодовые слова.

3. Снять деньги со счета или карты.

4. Оформить кредит, чтобы «перекрыть» заявку мошенников.

5. Отправить деньги на «специальные» счета, кошельки, банковские ячейки, телефоны, карты сотрудников или персональных менеджеров.

6. Выполнить какое-либо действие с картой: снять деньги в банкомате, распечатать чек, привязать карту к телефону и т. п.

7. Установить на телефон какие-либо программы, кроме официального мобильного приложения банка.

8. Обманывать других сотрудников банка, чтобы «вывести мошенников на чистую воду» или «проверить честность другого сотрудника».

«Разве ничего нельзя сделать?» Как не попасться на удочку

Как защититься от мошенников:

1. По возможности никогда не отвечайте на звонки с незнакомых номеров.

2. Если вы уже общаетесь с незнакомым человеком, не следуйте его инструкциям по действиям с картой или счетом. Уверенно и категорично говорите «нет» на любые его предложения.

3. Не перезванивайте на неизвестные номера, если увидели пропущенные.

4. Если вы подозреваете, что говорите с мошенником, немедленно прекратите разговор.

5. Если пользуетесь услугами Сбербанка, включите в мобильном приложении банка проверку номеров. Если у вас появились какие-то подозрения, позвоните в банк по номеру 900, свяжитесь с поддержкой через официальное приложение или посетите ближайший офис банка.

И еще немного выводов

Если у вас хоть на секунду закралось подозрение, что с вами по телефону разговаривают мошенники, сразу прерывайте разговор. Не бойтесь показаться невежливыми или даже грубыми. Надеюсь, моя выжимка из разговора с подругой будет полезна вам или вашим родственникам, которые могут более уязвимы.

11
Начать дискуссию