Если бы альбом uglystephan’а выложил Скалли, Бушидо или Буда, я не заметил бы обмана. Такой вот скам. Материал, флоу, биты, сравнения, рифмы, сюжеты одинаковые, а голоса разные. При этом аудитория как будто не замечает – у каждого артиста огромная фан база, релизы залетают в чарты, туры расписаны. В тусовке Мелонов появляется очередной дрилл-рэппер с «остроумными» строчками типа: «Я люблю свои деньги настолько, что я хочу от них ребёнка», и люди благоговеют. Так смешно, революционно и смело.
Если это абсурдно, почему популярно? Попробуем оценить с точки зрения менеджмента.
Говорят, артист должен прививать аудитории вкус. В идеальном мире – да, в реальном – нет. Это публика создаёт артистов под себя. Работает так: появляется культурное течение, политическое настроение, тренд, иными словами – общественное мнение (одно или несколько, в разных сферах). Оно набирает сторонников (это могут быть миллионы людей), внутри течения определяются отличительные знаки: сленг, ценности, интересы, деление на «свой-чужой». Примеры: «главное в жизни – зарабатывать деньги», «семья и вера важнее всего», «лучшая музыка – американская», «во имя равенства можно уничтожать несогласных». Вариантов много, во все времена свои приоритеты. Люди хотят слушать то, что отзывается с их ценностями, от тех, кого они считают «своими», с кем они могут себя ассоциировать. Какой артист точнее (и талантливее) озвучивает наиболее популярное мнение, тот и становится звездой. Универсальные темы на все времена: любовь, родина, семья. Политические ситуативные: «Перемен требуют наши сердца», «Я русский – всему миру назло».
В 90-е в тренде был преступный мир, сегодня – трэп и флекс. Времена меняются, число сторонников редеет и артисты теряют позиции, уступая лидерам новых общественных мнений. Помните, как в 2010-ых была актуальна ультра-правая повестка с национализмом, футбольными фанатами? Много артистов стали популярными на этом фоне (ГРОТ, 25/17, Миша Маваши, Луперкаль и проч.). Их цитируемость и упоминаемость резко упали, стоило повестке утратить актуальность. Не из-за того, что «вдруг» перестали быть талантливыми. Их ценности перестали быть трендом =) Кто успел сформировать лояльную аудиторию в то время, у того она же и осталась до сих пор.
Возвращаясь к теме, сегодня в России я вижу 5 актуальных молодёжных мнений: трэп (деньги, запад, наркотики, преступления, гедонизм), пацаны (честь, семья, автомобили, путешествия, спорт, родина), нефоры (не такие как все, псих. расстройства, анимешки, комплексы, агрессия), романтики (поп-музыка, чувства, противоположный пол, доброта), всё остальное (стероидные качки, юмор, фонк, дота-рэп, блоггеры, стримеры – в одну категорию). Был шанс создания патриотической повестки в музыке, но не сложилось, Шаман пока одинок. Я говорю про трендовые сегменты только молодёжной музыки, преимущественно вокальной. Электронные артисты – отдельный мир.
Пока есть мнение с большим количеством последователей, оно переварит сколько угодно трендовых артистов, даже одинаковых.
В следующий постах распишу мысли про каждое мнение и его аудиторию, выцепляющую из общей массы нужных ей артистов. Поразмышляем вместе, спроецируем на свою карьеру и сделаем выводы. Интересная тема?