Трэш, с которым сталкиваются предприниматели, продающие на Яндекс Маркет

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Сегодня я расскажу о том, почему селлерам, продающим товары не из категории «техника», работать на Яндекс Маркет, мягко говоря, сложно.

А еще покажу примеры и, конечно, дам рекомендации, что делать и как быть, если вы решили продавать на ЯМ.

Откровенно странно работающий индекс цен

Это — первый «подводный камень», про который всегда стоит помнить селлерам.

Дело в том, что робот Яндекс Маркет (ЯМ) парсит данные с площадок конкурентов, в частности с Ozon, и подцепляет ссылку на аналогичный товар.

Допустим, мы продаем стул по цене 2566 руб., но это с учетом скидки за счет Ozon. Цену без скидки робот не видит. Соответственно, он сравнивает установленную в карточке на ЯМ цену ценой другого маркетплейса. А реальная цена продавца на этот товар 3150 руб., установлена на всех маркетплейсах одинаковая.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Еще месяц назад так и было. Получить привлекательную цену на ЯМ было невозможно.

ЯМ знал о проблеме, но решить ее не мог долгое время.

В течение последнего месяца он попытался разобраться с ней, но, на мой взгляд, опять криво: он самостоятельно рассчитывает, какую скидку дать, например, Ozon за свой счет прибавляет ее к цене, которую видит покупатель и рекомендует установить некую цену, чтобы индекс стал привлекательный. При этом, как можно увидеть на скринах, есть существенная погрешность в расчетах, и индекс цен всё еще не является привлекательным.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Непривлекательный индекс цен негативно влияет на позицию в выдаче и продвижение товара.

Система показывает, что, если бы у нас был индекс от 101 до 105, все было бы хорошо. Но в нашем случае показаны другие цифры, соответственно, индекс цен непривлекательный.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Даже если все цены в кабинете имеют статус «привлекательные», общий индекс цен остается плохим.

По словам поддержки, этот виджет некорректно отображает ситуацию, и на него не надо обращать внимание, якобы, это не оказывает негативного влияние на ранжирование товаров.

Что может сделать селлер?

Писать в техподдержку до тех пор, пока они не помогут. Предупреждаю: процесс может быть очень и очень долгим. А из-за регулярности «ошибки» и вовсе бесконечно повторяющимся.

В рамках работы с одним из Клиентов у меня постоянно возникает подобная ситуация.

Писали сообщения, заказывали обратные звонки — менеджеры всю информацию передавали в технический отдел и…тишина.

В редких случаях приходило сообщение «зайдите в раздел с ценами, наведите на значок цены, зайдите в форму обратной связи, сообщите об ошибке, пишите все, что необходимо написать».

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

В ответ на это мы загружали скриншоты, указывали все нужные данные. Но форма обратной связи Яндекс не показывает, ушло это обращение или нет, какой у него порядковый номер и тому подобное. Фактически, мои обращения падают в никуда, и судьба их остается неизвестной.

И что в итоге? Мы с селлером просто договорились писать обращения по очереди каждый день, сначала он пишет, потом — я, и так пока не появится решение. В части случаев помогло. Но только в части и, похоже, временно.

Даже если какой-то сотрудник увидит наше обращение, то он применительно к конкретному товару все поправит, сделает индекс цен привлекательным, но через какое-то время робот пропарсит все снова, и история повторится.

Получается, что в глобальном смысле селлеры повлиять на ситуацию никак не могут, только точечно решать вопросы.

Данность, с которой не хочется мириться, но приходится.

Опыт показывает, что из-за такого алгоритма формирования индекса цен некоторая часть селлеров не используют Яндекс Маркет для активных продаж: просто создают кабинет, выгружают там товары по FBS, назначают высокую цену и ссылки на эти товары прикрепляют в Ozon. Чтобы для Ozon всегда была цена привлекательная.

Это, конечно, непорядок.

Буст продаж — дорого-богато, а результат?

Буст продаж хорош тем, что вы сами назначаете ставку, которую готовы заплатить за продажу товара.

Если ставка выигрывает, то товар попадает на актуальное рекламное место. Если его покупают, то селлер платит.

На изображении ниже видно, сколько за период времени было показов, кликов, добавлений в корзину и не только:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Еще раз уточню: при такой схеме селлер платит только, если была продажа.

Ну а если товар не куплен, то, как минимум, он получает показы.

При этом буст продаж подразумевает показы не только на самом Яндекс Маркет, но и на сайтах-партнерах в РСЯ.

Запуская такую рекламу, вы получаете дополнительный трафик на аудиторию, которая интересовалась похожими товарами или взаимодействовала с вашими: просматривала его, добавляла в корзину и так далее.

На словах все это здорово, но на деле показов дает немного даже с максимальными ставками.

Категории, в которых я наблюдала такую ситуацию, следующие: товары для охоты, аксессуары для косметики (косметички), мебель. На изображении выше показы за 21 день декабря.

Это говорит о том, что на Яндекс Маркете покупателей, интересующихся такими товарами, в принципе мало.

И это при том, что ноябрь-декабрь — время максимального трафика и покупательской активности на маркетплейсах!

Кроме этого, недавно обнаружила, что в рамках одного типа товара (например, 6 косметичек, отличающихся только размером и цветом) рекламная ставка для получения максимальной доли показов может варьироваться.

Причем в конкретном случае с косметичками с 5,6% до аж 38,23%!

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Напомню: это процент от цены, за которую мы продадим товар, и его нужно будет отдать. В некоторых категориях товаров ставка в Бусте доходит до 50!

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

А если снизить ставку, то уменьшаться и охваты.

Механизм формирования ставки непонятен, как и странно то, как она настолько сильно может колебаться для максимально похожих товаров.

Одно могу сказать точно — еще полгода назад такой чехарды не было.

Практика показывает, что из-за подобных колебаний такую долю рекламных расходов мало какой селлер может себе позволить и заложить заранее в маржинальность не реально.

Если была понятна механика формирования ставки, селлерам было бы проще. А пока неясно, как она рассчитывается и от чего зависит.

Неужели на основе аукциона исходя из ставок, которые назначают сами селлеры?!

Отгрузка на склад Яндекс Маркет: приключения, без которых было бы лучше

Сериал LOST (Остаться в живых) отдыхает…

История №1

У одного из Клиентов, производителя мебели, товары на ЯМ продаются относительно неплохо.

Логично, что он решил отгрузить часть из них на склад маркетплейса. При этом само производство находится в Костроме.

Просто так взять и привезти товар на склад ЯМ мы не можем.

Нужно создать в ЛК создать заявку, выбрать склад, затем скачать список товаров, которые конкретный склад может от нас принять.

Мы видим, что основные товары, которые мы хотим продавать, склад не примет. При этом «Комплект стульев 4 шт.» ЯМ готов принять на склад, «Комплект стульев 2 шт.», «Стул 1 шт.» — ЯМ в комментариях в файле указывает, что не принимает товары этой категории.

Где логика!?

Поддержка ничего вразумительного не говорит.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

И тут — сюрпрайз, сюрпрайз — выясняется, что, даже если бы нужные товары и можно было привезти на выбранный склад, транзитных складов по пути из Костромы в Москву у Яндекс Маркета нет.

Хотелось как лучше, получилось как всегда.

История №2

Вышеупомянутые косметички.

Была создана заявка на поставку на склад в Софьино, юг Московской области через Транзитный склад Дорогомилово (Москва).

Селлер отвозит товар 5 ноября на склад в Дорогомилово, в свой тайм-слот. При создании поставки система показывает, что запланированное время поставки — 6 ноября в 20:00, то есть через сутки.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Проходит два дня, товара нет.

8 ноября пишем в поддержку и получаем ответ, что по регламенту срок доставки через транзитные склады — 10 дней.

Не 2, а 10!

Ждем 15 числа. Но и в этот день поставка не принята, у нее статус «ожидает доставки на склад хранения».

И только 16 числа мы видим, что товар оприходован.

А дальше начались танцы с бубном: после проверки информации по складским остаткам товара видим, что он по нулям.

Потом на остатке появляется только 2 товара из 6 отгруженных.

Мы пишем и звоним в поддержку, нам отвечают, что этот товар находится в карантине: либо утерян, либо перемещается между помещениями склада и снят с продажи. Этот карантин может длиться несколько дней, неделю и даже больше.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Все товары на остатке появились только после 20 ноября.

Вместо 2 дней получилось 15. 13 дней потерянных потенциальных продаж!

Самое «смешное»: вторая поставка этого же товара на те же склады заняла от создания заявки до появления товара на остатках 5 дней.

При общении с техподдержкой специалист сориентировал, что, к сожалению, да, так бывает, это достаточно частая ситуация, когда товары, во-первых, долго идут через транзитные склады, во-вторых, теряются на складе и какое-то время находятся в карантине.

А продавцы все это время вынуждены терять продажи.

Да, Яндекс Маркет сейчас активно развивается, но многие их процессы нуждаются в срочной оптимизации!

Площадка активно продвигает акции, внешнюю рекламу, пиарит себя и так далее.

А по факту, когда продавец туда заходит, он сталкивается с подобным техническим несовершенством, и это не считая влияния человеческого фактора.

Когда вы (обращаюсь к ЯМ) пытаетесь «конкурировать» с Wildberries и Ozon, таким моментам нужно уделять особое внимание.

У ЯМ большая база данных о покупателях, но он ей не делится

Поясню: не так давно у ЯМ появились новые отчеты в разделе «Аналитика», в частности, отчет «Поисковые запросы».

Этот раздел доступен всем, кто зарегистрировался как продавец, но в нем можно найти только данные по показам/кликам/CTR, информации про запросы, как у Wildberries или Ozon, нет.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Разумеется, количество показов нам ничего не даст, ведь они не равны покупателям и запросам, которых значительно меньше.

Для примера возьмем запрос «коллиматорный прицел». Статистика показывает, что с 1 по 18 ноября по нему было 8510 показов.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Заходим в ЛК Яндекс Маркета, в свой буст продаж и видим в те же даты 1441 показов. И это с максимальной ставкой, потому что, грубо говоря, можем ее себе позволить. Никак не близко к 8000!

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

И таких примеров немало. Если вам будет интересно, покажу еще.

Да, хочется верить, что это новый инструмент сбоит. Либо данные отражают статистику показов не только на ЯМ, но и, допустим, в РСЯ.

Есть подозрение, что ЯМ транслирует количество показов, а не запросов, потому что статистика покупательской активности довольно печальная.

Что делать и как быть селлерам?

Учесть, что,

  • посетителей на Яндекс Маркет в среднем в два раза меньше, чем у WB и Ozon. Эти данные можно проверить, с помощью, например, Similarweb;
  • средний чек на ЯМ за 2022 — 4820 руб., за текущий год пока данных нет.
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Я понимаю, что на Яндекс Маркет продаются более ценоемкие товары: техника, электроника, комплектующие. Мебель и аксессуары в самые продаваемые, видимо, не подпадают.

Возможно, в разделе с телевизорами и смартфонами статистика будет другой, но там и конкуренция выше.

  • ЯМ знают о своих проблемах и, я уверена, пытаются с ними разобраться. Но сколько это времени займет, предположить невозможно.

Это просто нужно иметь в виду.

Мои рекомендации следующие: ДО старта продаж нужно

  • тщательно проанализировать свою целевую аудиторию, составить CJM;
  • определить ассортимент товаров, которые хотите реализовывать и потенциал их продаж;
  • просчитать юнит-экономику, заложив все риски, в том числе, с учетом возможного увеличения стоимости доставки и продвижения, особенностей доставки из регионов (точнее, ее отсутствия);
  • оптимизировать со своей стороны все возможные процессы.

Неважно, агентство вас будет вести, специалист или вы сами.

Просто сейчас Яндекс Маркет находится на таком этапе развития, когда фактические технические возможности не успевают за желаемыми.

И, если вы приняли решение продавать свои товары через ЯМ (в перспективе — по FBY), то

  • у вас должен быть склад в Москве (напоминаю, с транзитными складами у них проблемы не только до Костромы);
  • отгружаться надо как минимум по FBS, чтобы было максимально близко;
  • закладывайте дополнительные рекламные расходы;
  • с отгрузкой крупногабаритных товаров из регионов тоже будут проблемы, обычные пункты приема заказов их не принимают.

Учитывайте это и до встречи на маркетплейсах!

Кстати, обсудить ваш проект со мной можно здесь.

До связи!

1414
5 комментариев

Мы на проекте также сталкивались с такой проблемой - как сниженный индекс цен из-за акций на ОЗОН.
Решать проблему долго и муторно. Ждем решений от Яндекса.

1
Ответить

Спасибо за полезную статью.

1
Ответить

Не ходите дети в маркетплейсы гулять :)

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Вам видимо повезло с нишей или конкурентами) или с поддержкой яндекса. На мой вкус и опыт - Озон в любимчиках. Не собираюсь оспаривать ваш комментарий. Описала свой опыт

Ответить

Спасибо за развернутую экспертизу!

Ответить