Как списывать алкоголь в ЕГАИС: разбираемся в новых правила для общепита

Привет. Меня зовут Мария, и я работаю бухгалтером-калькулятором в небольшой московской сети домашних ресторанов. 1 сентября вышел новый закон о списании крепкого алкоголя в ЕГАИС, который коснулся и нас.

Как и многие рестораторы я надеялась, что власти разъяснят требования и правила, которые они сами же и придумали. Вместо этого — десятки вопросов о том, как правильно списать алкоголь, чтобы не попасть на штрафы. Я попыталась разобраться в новом законе, изучила источники и полезную информацию и решила поделиться выводами в новой статье.

Перенос сроков на 1 марта

Во многих СМИ появилась информация о том, что в Росалкогольрегулировании перенесли сроки исполнения закона. Это не так. Требование вступило в силу 1 сентября. Однако ресторанам разрешили до 1 марта 2024 года списывать крепкий алкоголь по старым правилам. Соответствующую новость выложили на сайте ФСРАР 24 августа.

Что это значит? С одной стороны рестораны получили некоторую отсрочку. Теперь у нас будет больше времени на изучение всех нюансов нового закона. Но, так или иначе, до марта следующего года весь общепит будет обязан перейти на новую систему списания. Мы бы предпочли не откладывать переход, но пока никто из автоматизаторов и учетных систем не готов предложить работающее решение. Ведь, как и мы, все они ждут хоть каких-то деталей по новому закону и новым правилам списания.

Новые правила

Вероятней всего ФСРАР по мере поступления кипы вопросов от Хореки будет дозировано дополнять новые правила деталями. Но пока известно не так много.

Теперь в ЕГАИС весь алкоголь будет поделен на две условные категории:

  • Чистый алкоголь — любой алкоголь без добавления других ингредиентов. Причем не ясно, относится ли сюда виски со льдом или текила, которую подают с лаймом и солью.
  • Коктейли — алкоголь с добавлением других ингредиентов. По новым правилам списания сюда же относим алкоголь в составе блюд (выпечки, соуса), премиксы, настойки и другие самодельные заготовки/напитки.

Я так и не поняла, куда относить коктейли типа «Б-52», которые состоят только из алкоголя. Надеюсь, на этот вопрос позже появится ответ.

В ЕГАИС будут контролировать каждую порцию проданного или использованного алкоголя, по проливу. При этом списывать чистый алкоголь и коктейли надо по-разному.

Списание чистого алкоголя

Чтобы списать порцию крепкого алкоголя или всю бутылку, при подаче гостю нужно просканировать марку и указать в миллилитрах, сколько было использовано. В момент расчета по кассе данные о списании автоматически отправятся в ЕГАИС.

Как именно это будет происходить, я не совсем разобралась. Возможно, понадобится дополнительное оборудование или программы. Я уже предвижу, как увеличится время обслуживания гостей. А если случится сбой в интернете или программе, и данные не уйдут вовсе? Будет ли ФСРАР делать поправки на форс-мажоры — не понятно.

Я знаю что в рознице сканируют каждую проданную бутылку и таким образом передают информацию в ЕГАИС. Но подойдет ли такое решение ресторанам? Ведь в магазине не вскрывают бутылки, а мы должны будем считать каждый пролитый миллилитр. Надеюсь, что из-за этого решение для общепита не окажется принципиально сложнее, чем для розницы.

Списание коктейлей

Тут все еще сложнее и запутаннее. С одной стороны, для списания алкоголя нужно, как и раньше, использовать акт списания. С другой, рестораны должны отчитаться о каждой порции использованного алкоголя в миллилитрах. Как это будет выглядеть.

  • Например, бармен приготовил «Дайкири» с 60 мл рома.
  • Одновременно с этим повар на кухне добавил 50 мл рома в штоллен из той же бутылки, что и для коктейля.

При каждом приготовлении нужно сканировать бутылку и указывать количество использованного алкоголя. В течение суток нужно будет передать в ЕГАИС акт списания с указанием марки с бутылки рома и количеством всего использованного алкоголя — 110 мл. Причем сделать это надо в течение суток с момента использования, а не с момента продажи. Особенно это касается тех, кто заранее делает заготовки для коктейлей или смешивает настойки.

Еще одна новость — регулятор вводит новое основание для списания. Раньше алкоголь списывали с основанием «Реализация». Теперь в акте нужно будет указывать новое основание — «Использовано для приготовления коктейлей (блюд)». Старые основания вроде тоже оставят — «Пересорт», «Недостача», «Порча», «Иные цели». Они нужны, чтобы списывать просрочку, выдохшийся алкоголь, а также, чтобы выравнивать остатки после инвентаризации.

В чем сложности

Мне кажется, что к новому закону не готов никто. И не будет готов ближайшие три месяца. Осталась масса нерешенных вопросов, и уж совершенно точно новые правила лишь усложнят работу общепита. Новая система призвана сделать еще более прозрачным учет алкоголя. Но она совершенно не учитывает человеческий фактор. Элементарно — бармен может недолить или перелить алкоголь, ошибиться при сканировании марки или неверно указать объем для списания. А чем больше ошибок — тем больше штрафов и тем больше денег потечет к регулятору.

Пока мы совершенно не знаем что делать. Наш автоматизатор пообещал презентовать готовое решение до конца года. Уверяют, что постараются максимально сохранить текущие бизнес-процессы. Но все эти будущие нововведения вызывают смятение. Пока я стараюсь побольше изучить этот вопрос, чтобы как можно лучше подготовиться и не наделать ошибок.

Коллеги из общепита, а что вы думаете о новых правилах списания? Когда переходить на новую систему и как лучше это сделать?

11
1 комментарий

Куда проще, когда общепит связан и с приготовлением еды, можно ведь алкоголь добавлять в стравы всякие

Ответить