Рынок франчайзинга в России: важные цифры 2023 и 2024 года
Франшизы имеют высокие показатели выживаемости — 80% продолжают функционировать на горизонте 10 лет. По сравнению с 20-30% в классическом бизнесе, цифры поразительные — данные Forbes
Это объясняется тем, что франшизы часто имеют уже налаженную бизнес-модель, бренд и поддержку со стороны франчайзера, что существенно снижает риски.
Рынок франчайзинга в 2023 году
По сравнению с 2022 годом, количество франшиз в России на начало 2023 выросло на 6%. Большинство из них появилось в сегментах общественного питания и услуг населению, где доля увеличилась с 26% до 28% и с 50% до 52% соответственно — данные исследования franshiza.ru
Главные проблемы 2023 года:
Нестабильность цен, логистические трудности и ограниченные возможности рекламы.
Тренд года — увеличение капиталоемких франшиз с инвестициями в диапазоне 3-6 млн рублей и более 10 млн рублей.
Что сейчас происходит с рынком?
По данным нового исследования Franshiza.ru на начало 2024 года, количество франшиз в России выросло ещё на 6% по сравнению с 2023, составив 3445.
87% франшиз — это российские концепции. Ещё интересно — растёт доля региональных франшиз, особенно Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде и Перми. В то же время количество проектов со штаб-квартирой в Москве к началу 2024 уменьшилось на 1%, составив 20% от всех.
Открыть бизнес по франшизе — это получить
Проверенную бизнес-модель, право на использование бренда, поддержку и обучение, экономию на закупках и возможность быстрого старта.
Кажется, что вход в бизнес через франшизу проще, чем если развиваться самостоятельно. В чём-то это так, но не всё так просто.
Где зарыта собака?
- Высокие первоначальные затраты — стоимость франшизы может быть высокой, включая плату за франшизу и необходимые начальные инвестиции.
- Ежемесячные роялти и сборы — это обязательно, как бы не было сложно вначале.
- Ограниченная свобода действий — нужно следовать строгим стандартам и процедурам, установленным франчайзером.
- Риски репутации — вы не управляете брендом, а значит любые проблемы франчайзера или других франчайзи — это ваши проблемы.
- Долгосрочные обязательства — соглашения часто заключаются на длительный срок, что создает определенные обязательства перед франчайзером.
- Потенциальные конфликты — конфликты с франчайзером из-за несоблюдения условий договора или несогласия с политикой компании могут привести к юридическим и финансовым проблемам.
Какие риски?
Ложные обещания и завышенные ожидания — франчайзеры могут предоставлять ложные данные о прибыли, масштабе бизнеса.
Недобросовестные договоры — соглашения могут содержать скрытые условия, которые ставят франчайзи в невыгодное положение.
Отсутствие поддержки — франчайзеры обещают обучение и поддержку, но на практике не предоставляют этих услуг или делают это на минимальном уровне.
Скрытые платежи — могут существовать дополнительные скрытые платежи, не указанные в первоначальном договоре.
Поддельные франшизы — мошенники могут создать поддельную франшизу, которая не имеет реального бизнеса.
Непрозрачность финансовой информации — франчайзеры могут скрывать важную финансовую информацию или предоставлять ложные финансовые отчеты.
_________
Франшиза может быть отличным вариантом для тех, кто хочет открыть бизнес с минимальными рисками, используя проверенную модель и известный бренд.
Однако, важно тщательно оценить все плюсы и минусы, чтобы принять взвешенное решение.