Вот твое рабочее место – садись и работай. Если что-то не поймешь – спрашивай коллег, они расскажут. До конца недели разберешься, а в пятницу вечером у нас планерка – там обсудим.Знакомо?В одной из предыдущих статей мы рассказывали, как подобрать сотрудников, чтобы потом не хотеть их убить. Сегодня обсудим, как сделать, чтобы они не сбежали.Топ-3 ошибок в адаптации1. Утопить в количестве буквТипичная адаптация, особенно в крупных компаниях. Сотруднику выдается кирпич из трех журналов и полтора часа на изучение. В лучшем случае кирпич разрешается оставить себе на первое время. В худшем – что успел запомнить, тем и пользуйся. Остальное у коллег можно спросить.Отдельный подвид этой ошибки – устроить квест со сдачей экзаменов по каждой части. Так новенький и с компанией познакомится, и людей увидит и будет знать, куда с чем бежать. Спойлер: нет!В этом подходе непонятно всё. Как ориентироваться в документе, на что обратить внимание, куда бежать с вопросами. В случае с квестом еще и с новыми людьми общаться приходится, а это стресс. Мотивация падает мгновенно, настроение портится – и этап знакомства с компанией успешно завален.2. Вот Петя, вот команда. Вы люди взрослые, сами разберетесьСитуация, когда адаптация отсутствует вообще. Сотрудника представляют команде, а дальше надеются на его профессионализм. Информацию выдают по запросу.Как получить доступ к компьютеру?Сходи к Сане, у него пароли.А где мне найти данные по клиентам?Это в базе, сейчас покажу, только быстро. У меня через пять минут созвон.Мне на выездную встречу можно брать планшет?Спроси у Насти.Получается, чтобы выполнить задачу, нужно узнать, у кого про нее спросить, найти человека и только потом получить ответ. Или не получить. Или узнать, что этим вопросом занимаются другие. В итоге больше половины рабочего времени ушло впустую.3. Коротко, быстро и четкоЗвучит круто! На деле это получасовая встреча, на которой руководитель устраивает обзорную экскурсию, по дороге кратко описывает основные рабочие моменты. Сотрудник получает все доступы и узнает название рабочих программ. Всё. Дальше он вынужден узнавать всё сам.И что тогда делать руководителю?Это для сотрудника он появился в компании вчера. Для вас прошла неделя, если не больше. Работа HR, отдела кадров, бухгалтерии. Сумма затрат на трудоустройство одного человека иногда в три раза выше его зарплаты. А теперь еще терять время и деньги на несколько недель адаптации?Да.И нет, если сделать это грамотно. Минутка нестандартных рекомендаций: нужен пошаговый план!Киты, на которых держится мир (а заодно адаптация)1. Представьте, что вы новый сотрудник. Пройдите все этапы от получения ключей до знакомства с программами. А теперь запишите это в инструкцию. Например:Получи доступы (программисты живут в подвале, им там уютно, но мы их кормили, так что не бойся)Прочитай страницы общего руководства 1–3. Там о продукте и компанииПознакомься с командой, узнай, кто за что отвечает (у нас не кусаются)Подойди к старшему менеджеру, он покажет тебе рабочие программыПолучи оборудование на складе, не забудь оставить подписьИ так на каждый рабочий день испытательного срока.Основное, что должно быть в инструкции: дедлайны, понятный язык, поэтапное погружение в рабочий процесс, ответы на вопрос до того, как у сотрудника этот вопрос возникнет сам собой.Помните про цели. В инструкции нужно прописать, что должен сделать сотрудник, чтобы пройти испытательный срок.Главное: от простого к сложному. Вам незачем в первые же дни знакомить сотрудника с тем, за что он возьмется только через месяц. И наоборот, можно не откладывать информацию о кофемашине в столовой.Чем инструкция отличается от квеста? Временем на исполнение, структурой и вторым пунктом!2. Добавьте к инструкции наставника. У него очень важная миссия – показать столовую, место для курения и научить уходить с работы пораньше.Шутить можно долго, но наставник в глазах нового сотрудника – спасательный круг. Человек, с которым можно безопасно тупить, задавать любые вопросы и не бояться прослыть дилетантом. Это необязательно должен быть руководитель. Обязательны только три пункта.У наставника должна быть та же инструкция, что у нового сотрудника.Он должен знать ответы на все вопросы внутри инструкции и еще немного сверху.Он должен быть эмпатичен, доброжелателен и мотивирован. Наставник, который чувствует, что его отвлекают от работы, – не подойдет.Идеально, если содержание инструкции в компании знают все. Тогда в процесс адаптации включена вся команда.3. Дедлайны и контроль«А сейчас я приду и буду спрашивать тебя, как пользоваться программой. Если завалишь – придется начинать всё заново». Стоп! Рубрика «Вредные советы» была выше. Но без проверки инструкция действительно не работает.В конце каждого этапа стоит задать пару коротких вопросов по пунктам. Убедиться, что сотрудник всё понял. Выслушать обратную связь и дать ее самому.На промежуточных этапах – указываете на то, что сделано хорошо. Четко проговариваете ошибки. Напоминаете о целях и критериях прохождения испытательного срока. Это не должно выглядеть как экзамен и запугивание, но должно давать понимание.В конце испытательного срока – хвалите сотрудника и принимаете решение. К этому моменту он уже должен понимать, прошел ли испытательный срок.Было полезно? Добавь в избранное, чтобы не потерять новости.
Спасибо, Jetchat, что помогаете учиться предпринимателям :)
Спасибо вам за комментарий, мы стараемся! Но это не только для предпринимателей, мы пишем в целом для руководителей :)