Фактическое или процессуальное задержание

Фактическое или процессуальное задержание

На сегодняшний день в России отсутствует единый процессуальный порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления. А именно, нет конкретного понимания момента задержания подозреваемого, при том, что срок задержания напрямую затрагивает конституционные права граждан. Он определяет начало исчисления таких процессуальных действий, как, например, составление протокола задержания - не позднее трех часов с момента доставления подозреваемого к следователю; или соблюдение срока не более 48 часов при задержании и т.д

Однако, четкого понимания момента задержания в УПК РФ нет.

Определение срока фактического задержания служит основой для дальнейшего производства по делу в целом.

При этом позиция ЕСПЧ по данному вопросу достаточно четко сформулирована: срок задержания исчисляется с момента физического захвата лица, ограничения его свободы. И с этим нельзя не согласиться. Не должно быть такого определения как «процессуальное задержание», когда в протоколе задержания пишут время, не соответствующее фактическому задержанию.

Соответственно, момент исчисления срока уголовного процессуального задержания следует исчислять момента фактического ограничения свободы должностными лицами государственных органов, в компетенцию которых входит пресечение преступлений.

Таким образом, считаем необходимым внесение изменений в УПК РФ, а именноп. 15 ч. 1 ст. 5 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Момент фактического задержания — момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. «Производимого в порядке»необходимо исключить, так как по УПК срок задержания исчисляется с момента составления протокола задержания.

*текст подготовлен адвокатом МАС Игорем Лихолатом.

22
Начать дискуссию