Недавно нам попалась на глаза новость о том, что Транспортное предприятие города Праги провело ребрендинг своей проездной карты, однако почти сразу приостановило ее продажу

Поводом стало изображение на карточке элемента дизайна Пражского метрополитена, права на который, по-видимому, не перешли к транспортному предприятию, а остались у наследников архитектора.

Эта история интересна с разных сторон.

Во-первых, то, как быстро наследники отреагировали на ситуацию

Вероятно, они еще давно озаботились тем, чтобы точно (А) установить, являются ли они правопреемниками, а затем (Б) зафиксировать данный факт.

Это весьма верный шаг, который далеко не все наследники предпринимают.

Во-вторых, даже большое и старое предприятие может не проводить надлежащую «очистку» исключительных прав. Скорее всего, решение было принято таким образом: «станции метро под нашим управлением, поэтому напечатаем на карте их отличительный элемент, будет красиво». Мы, конечно, не специалисты по чешскому праву, но такой подход в России был бы совершенно не верен.

⚡Перед тем, как изобразить что-то на карте, надо было точно установить, перешли ли исключительные права на дизайн и его элементы от автора к предприятию или нет. В случае, если ответ был бы «мы не знаем чьи это права», то лучше было бы не использовать эти элементы на карточке.

В контексте этой новости мы бы хотели поделиться нашим опытом работы при оценке ребрендинга карты «Тройка» Московского метрополитена.

По каким направлениям велась работа?

1Проведен правовой анализ портфелей интеллектуальной собственности и способов монетизации бренда других транспортных компаний. Что, как и у кого защищается?

2Оценены условия и возможности переработки текущего дизайна карты «Тройка». Нужно было установить, содержит ли ребрендинг переработку, если да, то имеет ли метрополитен право ее проводить. В противном случае речь шла бы о нарушении исключительных прав;

3Новые графические элементы ребрендинга были оценены на предмет сходства в ранее зарегистрированными товарными знаками и обозначениями, поданными на регистрацию в качестве товарных знаков. Даже если бы был нарисован новый дизайн с нуля, то существует риск, что он или его элементы будут сходными с ранее зарегистрированными товарными знаками;

4Было обращено внимание на необходимость получения прав на используемый шрифт, а также перехода прав на элементы дизайна по цепочке – от всех участвующих в проекте работников и от субподрядчиков к метрополитену;

5Подготовлены правила по использованию графических элементов системы идентификации третьими лицами.

Только такой подход позволяет однозначно сказать, что

➡новым дизайном не нарушаются ничьи права;

➡права перешли от конкретных физических лиц (авторов) к заказчику-метрополитену;

➡права можно в дальнейшем коммерциализировать.

Начать дискуссию