Как эксперту наконец сделать свой авторский курс и зачем ему для этого трекер

Удивительно, как много пишут о том, как сильно нужен эксперту авторский курс. А эксперты ведутся и делают… впоследствии понимая, что зря потратили силы, время, вложили деньги. При этом умалчивается, что курс нужен не каждому эксперту, и приступать к созданию и раскрутке курса без понимания, зачем он вам и как прийти к ожидаемому желанному результату с оптимальными затратами скорее всего приведет к сливу ресурса, выгоранию и дезориентации, чем к вожделенному прибавлению почитателей или денег.

Для начала необходимо определить, нужен ли вам курс

Оговорюсь, что в этой статье под словом «курс» будем понимать любой серийный образовательный продукт, будь то марафон, емейл-серия, тренажер в чат-боте, симулятор, пролонгированный квест или что-то совсем уж новое.

Когда эксперту НЕ нужен авторский курс

  1. Нет четкой цели и понимания, какой результат хотите получить. Прежде чем приступить к проекту разработки и запуска курса, нужно понимать, как минимум, чего вы хотите достичь, запустив курс. Еще важно осознавать свою область экспертности и целевую аудиторию, для которой планируете сделать курс, какую ценность вы можете дать своей ЦА, чтобы они были готовы заплатить вам деньги. В идеале у вас должен быть четкий образ цели: как будет в общих чертах выглядеть продукт (курс), как вы будете себя ощущать в этой «точке Б», как изменится ваша жизнь после запуска.

  2. Нет вдохновляющей именно вас мотивации. Курс призван окупиться, дав вам новый ресурс: последователей, доход, вдохновение. Благодаря ему в вашей жизни что-то должно качественно улучшиться — иначе зачем вам его делать? Возможно, вы решили, что хотите свой курс, потому что вам «нужно развивать личный бренд» или «у всех уважающих себя экспертов давно есть свой курс — а ты без курса и не эксперт вовсе, а так»… На самом деле далеко не все эксперты создают свои курсы, и это не мешает им быть востребованными. Чужие навязываемые цели нужно осознавать и избегать их — они не дадут вам нужного «топлива» дойти до конца и не разочароваться.

  3. Нет ресурса/ не проведена оценка ресурса, необходимого, чтобы сделать и запустить курс. Иногда эксперты забывают, что курс нужно не только сделать, но и запустить (бывают и обратные ситуации). Как бы ни было, для разработки и запуска, а также для предварительных исследований необходимы ресурсы. Разработка авторского курса без понимания, что вам потребуется и имеются ли это у вас, грозит превратить проект создания курса в банальный слив ресурса.

Что показывает, что курс вам нужен

  1. У вас есть видение результата, который вы хотите получить. Вы понимаете, для кого вы будете делать курс, каким образом ваш курс будет для этих людей полезен, а также как изменится ваша жизнь после запуска курса, какую пользу вы сами получите. Цель необходимо конкретизировать насколько возможно по SMART (об этой методике много информации есть в открытых источниках) — конкретизированная цель даст ориентир, как вы поймете, что вы ее достигли.

  2. Вы понимаете, зачем вам нужен курс, и это осознание вас «заряжает». Мотивация не обязательно будет про деньги, курс может быть вашим творчеством, самовыражением. Однако чаще всего мотивируют именно дополнительный доход, повышение узнаваемости и рост аудитории. Понимание своей мотивации укрепит устойчивый фокус на цели и поможет завершить проект и избежать разочарований и выгорания как в процессе работы над проектом, так и по его завершении.

  3. Вы знаете, что сможете достичь поставленных целей, потому что у вас есть ресурс. Или вы знаете, где сможете взять необходимый ресурс, включая: деньги, технологии и людей, которые, выполняя задачи в определенных ролях (методист, технический специалист и др.) помогут вам достичь целей.

Чек-лист: Без чего не получится спроектировать и запустить свой курс

Цели создания курса. Речь о четком видении точки Б — куда вы хотите прийти, что получить. Также нужно проверить, как вы себя будете чувствовать, достигнув целей. Цели нужно максимально конкретизировать, для чего отлично подойдет упомянутая выше методика SMART. Дальнейшие шаги проектируются на основе понимания цели.

Оценка ресурсности. На этом этапе осознаем точку А — исходное состояние, из которого будем делать курс. Именно в точке А нужно актуализировать имеющиеся ресурсы и понять, чего не хватает, какие еще ресурсы нужно привлечь.

Показатели эффективности. Творческие люди склонны недооценивать важность этого пункта, а зря. Без понимания, как и в чем вы будете измерять достигнутые цели, вы сильно рискуете сделать «не тот» продукт — курс получится хорошим, но не будет справляться с возложенными на него задачами. К примеру, одна из важных метрик — доходимость до конца. Она непосредственно влияет на удовлетворенность пользователей (учеников), а значит — на рекомендации и дальнейшие затраты на рекламу. В среднем показатель для долгосрочных серийных курсов сегодня составляет 3-15%. Понимание, как именно можно повысить доходимость, даст вам возможность сделать более качественный результат и меньше тратиться на рекламу.

План реализации. Большую цель необходимо разложить на маленькие и очень конкретные шаги. На каждом шаге должно быть понятно, что вы делаете сейчас и какой результат ожидаете в конце шага (в идеале ожидания связаны с конкретной измеримой метрикой). Для лучшего понимания, зачем нужна декомпозиция цели на шаги, можно почитать книги «Атомные привычки» и «Искусство маленьких шагов».

Бизнес-модель. Если вы хотите сделать максимально системным и близким к рынку как сам курс, так и его продажи, бизнес-модель поможет визуализировать цель, ресурсы и ваши ожидания от курса, а также подсветит сильные стороны и недостатки. Здесь в помощь книга «Построение бизнес-моделей» (авторы И. Пинье А. Остервальдер).

Действия. Если вы дочитали до этого места, значит, и так понимаете, что ничто себя само не сделает.

Как это все сделать эффективно и где соломки подстелить

Разработка и запуск курса могут быть сделаны как собственными силами, так и ресурсами команды, собранной вами, или готовой сработанной команды в специализированном агентстве. Выбирать здесь нужно исходя из бюджета, потребностей и ваших способностей.

Важно понять, что именно вы хотите делать непосредственно сами, что из этого вы можете делать, а что нужно делегировать, при этом вопрос «Кому делегировать?» вытекает из вопроса «Что делегировать?»

Все задачи для ролей (людей) в разработке любого проекта, в том числе при создании курса, можно разделить на:

  1. Стратегические: понимание бизнес-процессов, связь курса с остальными элементами вашего экспертного бренда, взаимодействие курса и окружающей среды (рынка).

  2. Тактические: понимание всех внутренних процессов в продукте, а также процессов при разработке и запуске. Даже если вы хотите соприкасаться только со стратегией, вам нужно как минимум разговаривать с командой разработки на одном языке.

Если уделить недостаточно внимания стратегии и слишком зарыться в детали, курс получится оторванным от действительности и скорее всего не будет приносить ни удовлетворенность, ни желаемый доход.

При недоработках в тактике курс получится недостаточно проработанным, какие-то важные детали потеряются из виду. Также есть риск не выпустить курс в срок, потратить больше ресурса, чем планировалось.

Чем полезен трекер при разработке образовательного продукта

Роль трекера может выполнять как внешний эксперт, так и сам предприниматель (при наличии необходимой подготовки в трекинге и владении продуктовым подходом к разработке). Причем внешний специалист может быть как из сферы разработки курса (например, бьюти-сфера, машиностроение и т. п.), так и не быть экспертом в сфере, но владение методикой трекинга и управления продуктом — это маст-хэв.

Трекер даст более объективный взгляд на проект на каждом этапе, подсветит слабые и сильные стороны, поможет поставить цель, разложить ее на достижимые шаги, увидеть что ресурсов недостаточно, подвести к тому, что нужно их оптимизировать, помочь разработать бизнес-модель и автоматизировать процессы, убедится, что эксперт не утонет в гипотезах, а разложит все по полочкам, систематизирует и приоритезирует их…

Трекинг во многом похож на коучинг, но коучинг глубже, и получение результата в нем отсроченное, а трекинг — быстрый и прицельный инструмент. Для себя я определяю трекера как проводника продуктового и проектного подхода в бизнесы.

При этом важно понимать, что трекер (если эту роль выполняет не сам владелец продукта, эксперт) не принимает решения за вас. Его задача — дать взгляд со стороны и помочь увидеть вам то, что вы упускаете из виду, а затем направить к принятию оптимального решения о дальнейших действиях.

Полезность трекера для продукта можно разложить в 4 блока ответственности:

  • помогает сформулировать цель создания курса, декомпозировать ее на задачи, уточнить бизнес-модель и соотнесенность идеи продукта с рынком (с реальной ситуацией),

  • мотивирует держать фокус на цели, возвращает к цели и запросу, чтобы вы не сбились с пути, не сделали лишнего (не сливали ресурс) и дошли до конца намеченного пути (запустили свой классный курс),

  • сподвигает на основе цели и реальной ситуации формулировать гипотезы роста продукта с быстрой проверкой; это помогает, во-первых, всегда видеть реальную ситуацию (а если не видите — проверять и уточнять), а во-вторых, банально не сливать ресурс,

  • по мере необходимости позволяет подумать «об него» и выговориться.

Где взять хорошего трекера

Акселераторы. Специализированные акселерационные программы, как правило, предоставляют обучение и услуги трекера. На программы может быть отбор на старте, и вам будет необходимо укладываться в контрольные точки при работе над проектом, но зато участие в акселе не только полезное, но и бесплатное для участников.

Рекомендации. Хороших трекеров рекомендуют, зачастую клиенты к ним приходят именно через «сарафанку». Стоимость таких трекеров, конечно, сильно выше среднего, но если бюджет позволяет и курс обещает быть мега-высокодоходным — это хороший вариант.

Агентства. Трекера можно нанять и через агентство. Обычно такие агентства связаны с акселераторами, хотя некоторые консалтинговые агентства тоже предоставляют услуги трекеров. В отличие от акселерационного трекера, это не бесплатно. В этом случае у вас будет только трекер, без обучения и высокого давления со сжатыми сроками. При этом вы будете двигаться в комфортном темпе, но трекер будет стараться помочь вам пройти путь в обозначенный срок.

Курсы с трекингом. Встречи с трекером (трекшн-митинги) могут быть включенной опцией в курсы, например, в курс по созданию своего образовательного продукта. В данном случае роль трекера близка к роли куратора, но у трекера больше погруженности и экспертности в изучаемом предмете.

Практика показывает, что если в проекте с участниками работает трекер, результативность и доходимость повышается в разы — до 80-90%. Так, когда мы проводили хакатон для методистов «Глубина 100», доходимость команд до финала была 100%, доходимость участников — 52%, результативность (достижение результата качественно и в срок) — 100%, и многие участники отмечали в отзывах, что трекеры действительно помогали командам дойти до финала и не сдаться.

Полезен ли вам трекер? — Узнайте на бесплатной диагностике!

Если вы эксперт и хотите разработать свой курс или ищете новые пути масштабирования вашего экспертного бренда, приглашаю вас на условно бесплатную диагностическую встречу (нужно будет оставить обратную связь в форме отзыва по результатам встречи).

На диагностической вводной сессии мы:

  • познакомимся,

  • выявим ваш запрос,

  • определим, нужен ли вам авторский курс на самом деле или стоит выбрать иной путь развития вашего экспертного бренда,

  • разработаем черновик бизнес-модели курса,

  • определим, будет ли вам для достижения ваших целей полезно поработать с трекером.

P. S. Статью писала как ДЗ в рамках Академии трекеров #trackacademy, где я прохожу очередное обучение.

Начать дискуссию