ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ МНОГОКВАРТИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Потребность в строительстве нового жилья, сниженные ставки на ипотечное кредитование и развитие социальной политики государства обуславливает необходимость увеличения количества введенных в эксплуатацию квадратным метров жилья.

Одной из наиболее распространенных форм размещения заказа на строительство в современных рыночных условиях являются подрядные торги. Такая система стала наиболее актуальной на сегодняшний день. Это связано с тем, что дает возможность создать конкурентные условия для претендентов на строительство, выбрать подходящего подрядчика и заключить с ним договор на приемлемых условиях.

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ МНОГОКВАРТИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Благодаря всему этому создается и поддерживается конкурентная среда на рынке строительных услуг, а также исключается возможность создания монополий. Для проведения подрядных аукционов инвестиционный проект должен иметь проектно-сметную документацию, ТЭО проекта или бизнес-план.

Регулирование процесса заключения договоров осуществляется: общим гражданским законодательством; Федеральный закон; Особые правила. Изучением этой темы активно занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые.

Например, Азриелян А.Н. дает следующее определение «подрядных торгов в строительстве» в своем экономическом словаре. По его мнению, подрядные аукционы в строительстве являются одной из форм размещения заказов на строительство зданий, сооружений или иных объектов недвижимости путем отбора претендентов на конкурсной основе. К таким претендентам относятся строительные, строительно-монтажные, проектные и другие предприятия, работающие в сфере строительства.

Вахмистров А.И. считает, что в основе этой темы должны лежать: равенство, информационная поддержка, взаимная выгода и конкуренция. Но при этом автор рассматривал только государственные заказы (тендеры). Считается целесообразнее рассматривать подрядные аукционы с точки зрения повышения эффективности деятельности строительных организаций. Чем эффективнее работает строительная компания, тем больше у нее шансов выиграть тендер на строительство новой строительной площадки.

Анализируя динамика рынка строительных услуг по государственным контрактам можно отметить следующую динамику. Рост объемов был незначительным, но постоянным: с 1,6 трлн в 2019 году до 1,8 трлн в 2020 году и до 2 трлн в 2021 году». При этом годовое количество контрактов осталось на прежнем уровне - около 200 тыс. в год.

Количество закупок в строительной сфере постепенно сокращается. Если в 2019 году госзаказчики осуществили почти 232 тыс. таких закупок, то в 2020-м - 189 тыс., а в прошлом году - 182 тыс. закупок.

При этом средняя цена одной закупки в строительной сфере в этот период росла на 20% в год - до 11 млрд рублей в прошлом году против 7,6 млрд рублей в 2019 году.

Несмотря на достаточно высокий уровень конкуренции в сфере строительных закупок (3,73 заявки на одну закупку, 2,67 участника одной закупки - ИФ), доля госконтрактов с, по сути, единственным поставщиком в прошлом году выросла до 70% с 64% годом ранее.

Если доля прямых контрактов с поставщиками продовольствия в 2021 году снизилась до 5,4% с 21,3% в 2020 году (12,4% в 2019 году), то доля контрактов, заключенных по итогам провальных аукционов, выросла до 65% с 43% годом ранее (52,8% в 2019 году).

Минфин не считает значительную долю несостоявшихся закупок существенной проблемой, так как несостоявшиеся закупочные процедуры не являются невыполненными контрактами.

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ МНОГОКВАРТИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

По итогам прошлого года относительная экономия на строительных госзакупках составила 17,2%, что чуть меньше аналогичного показателя 2020 года - 20,6% (17% в 2019 году).

Критический обзор текущей ситуации в стройкомплексе показывает, что отечественные строительные организации, конкурирующие в процессе проведения подрядных торгов (конкурсы), имеют низкие показатели эффективности в отличие от зарубежного строительства компаний.

За последние три года доля расторгнутых госконтрактов в строительной сфере снизилась до 7,9% в 2021 году (28 тыс. контрактов на 162 тыс. руб.) с 20,8% в 2019 году (36 тыс. контрактов на 335 млрд руб.). При этом подчеркивается, что расторжение становится ближе к «началу» исполнения контракта. Так, если в 2019 году в среднем исполненные обязательства поставщиков по расторгнутым контрактам достигали 65% (объем фактических платежей по таким контрактам достигал 218,5 млрд руб.), то в 2021 году этот показатель составил 48% (77,8 млрд руб.).

Количество заключенных госконтрактов в строительстве сокращается с каждым годом.

Одновременно с сокращением числа заключенных выросло количество расторгнутых госконтрактов — с 33,6 тыс. в 2019 году до 38,4 тыс. в 2021-м.

Главная причина такой динамики — цены строительства для государства не соответствуют условиям рынка. А эта проблема прежде всего связана с самой системой ценообразования, к которой прибавилось удорожание стройматериалов.

Дальнейшее совершенствование системы контрактов на строительство будет эффективным только в том случае, если будет реализован ряд следующих мер, а именно:

‒ строительная компания разработала конкурентную стратегию, направленную на получение контракта на основе тендера;

‒ была проведена оценка конкурентной позиции строительной компании на контрактном рынке с целью принятия решения о дальнейшем участии в контрактных аукционах;

‒ эффективная организационная система подготовки и участия строительной компании в тендерах, основанная на профессиональном менеджменте[3].

В завершении исследования можно отметить что основной, среди проблем государственных закупок строительства многоквартирных домов выступает сокращение числа заключенных и увеличение количества расторгнутых госконтрактов. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективности государственного регулирования и решить указанные проблемы.

Лина Ероян 
Консультант по закупкам 
Начать дискуссию