ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ МНОГОКВАРТИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Потребность в строительстве нового жилья, сниженные ставки на ипотечное кредитование и развитие социальной политики государства обуславливает необходимость увеличения количества введенных в эксплуатацию квадратным метров жилья.
Одной из наиболее распространенных форм размещения заказа на строительство в современных рыночных условиях являются подрядные торги. Такая система стала наиболее актуальной на сегодняшний день. Это связано с тем, что дает возможность создать конкурентные условия для претендентов на строительство, выбрать подходящего подрядчика и заключить с ним договор на приемлемых условиях.
Благодаря всему этому создается и поддерживается конкурентная среда на рынке строительных услуг, а также исключается возможность создания монополий. Для проведения подрядных аукционов инвестиционный проект должен иметь проектно-сметную документацию, ТЭО проекта или бизнес-план.
Регулирование процесса заключения договоров осуществляется: общим гражданским законодательством; Федеральный закон; Особые правила. Изучением этой темы активно занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые.
Например, Азриелян А.Н. дает следующее определение «подрядных торгов в строительстве» в своем экономическом словаре. По его мнению, подрядные аукционы в строительстве являются одной из форм размещения заказов на строительство зданий, сооружений или иных объектов недвижимости путем отбора претендентов на конкурсной основе. К таким претендентам относятся строительные, строительно-монтажные, проектные и другие предприятия, работающие в сфере строительства.
Вахмистров А.И. считает, что в основе этой темы должны лежать: равенство, информационная поддержка, взаимная выгода и конкуренция. Но при этом автор рассматривал только государственные заказы (тендеры). Считается целесообразнее рассматривать подрядные аукционы с точки зрения повышения эффективности деятельности строительных организаций. Чем эффективнее работает строительная компания, тем больше у нее шансов выиграть тендер на строительство новой строительной площадки.
Анализируя динамика рынка строительных услуг по государственным контрактам можно отметить следующую динамику. Рост объемов был незначительным, но постоянным: с 1,6 трлн в 2019 году до 1,8 трлн в 2020 году и до 2 трлн в 2021 году». При этом годовое количество контрактов осталось на прежнем уровне - около 200 тыс. в год.
Количество закупок в строительной сфере постепенно сокращается. Если в 2019 году госзаказчики осуществили почти 232 тыс. таких закупок, то в 2020-м - 189 тыс., а в прошлом году - 182 тыс. закупок.
При этом средняя цена одной закупки в строительной сфере в этот период росла на 20% в год - до 11 млрд рублей в прошлом году против 7,6 млрд рублей в 2019 году.
Несмотря на достаточно высокий уровень конкуренции в сфере строительных закупок (3,73 заявки на одну закупку, 2,67 участника одной закупки - ИФ), доля госконтрактов с, по сути, единственным поставщиком в прошлом году выросла до 70% с 64% годом ранее.
Если доля прямых контрактов с поставщиками продовольствия в 2021 году снизилась до 5,4% с 21,3% в 2020 году (12,4% в 2019 году), то доля контрактов, заключенных по итогам провальных аукционов, выросла до 65% с 43% годом ранее (52,8% в 2019 году).
Минфин не считает значительную долю несостоявшихся закупок существенной проблемой, так как несостоявшиеся закупочные процедуры не являются невыполненными контрактами.
По итогам прошлого года относительная экономия на строительных госзакупках составила 17,2%, что чуть меньше аналогичного показателя 2020 года - 20,6% (17% в 2019 году).
Критический обзор текущей ситуации в стройкомплексе показывает, что отечественные строительные организации, конкурирующие в процессе проведения подрядных торгов (конкурсы), имеют низкие показатели эффективности в отличие от зарубежного строительства компаний.
За последние три года доля расторгнутых госконтрактов в строительной сфере снизилась до 7,9% в 2021 году (28 тыс. контрактов на 162 тыс. руб.) с 20,8% в 2019 году (36 тыс. контрактов на 335 млрд руб.). При этом подчеркивается, что расторжение становится ближе к «началу» исполнения контракта. Так, если в 2019 году в среднем исполненные обязательства поставщиков по расторгнутым контрактам достигали 65% (объем фактических платежей по таким контрактам достигал 218,5 млрд руб.), то в 2021 году этот показатель составил 48% (77,8 млрд руб.).
Количество заключенных госконтрактов в строительстве сокращается с каждым годом.
Одновременно с сокращением числа заключенных выросло количество расторгнутых госконтрактов — с 33,6 тыс. в 2019 году до 38,4 тыс. в 2021-м.
Главная причина такой динамики — цены строительства для государства не соответствуют условиям рынка. А эта проблема прежде всего связана с самой системой ценообразования, к которой прибавилось удорожание стройматериалов.
Дальнейшее совершенствование системы контрактов на строительство будет эффективным только в том случае, если будет реализован ряд следующих мер, а именно:
‒ строительная компания разработала конкурентную стратегию, направленную на получение контракта на основе тендера;
‒ была проведена оценка конкурентной позиции строительной компании на контрактном рынке с целью принятия решения о дальнейшем участии в контрактных аукционах;
‒ эффективная организационная система подготовки и участия строительной компании в тендерах, основанная на профессиональном менеджменте[3].
В завершении исследования можно отметить что основной, среди проблем государственных закупок строительства многоквартирных домов выступает сокращение числа заключенных и увеличение количества расторгнутых госконтрактов. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективности государственного регулирования и решить указанные проблемы.