Деловое партнерство как форма активности предпринимателей

Современный анализ делового взаимодействия рассматривает деловое партнерство преимущественно как форму сотрудничества. Однако у данной области есть своя специфика, которую не стоит сбрасывать со счетов. Деловое партнерство – важная часть деловой активности, которая обусловливает успешность предпринимательской деятельности в целом.

Определение

Деловое партнерство в контексте связей между предпринимателями всегда занимало специфическое место. Это не только сотрудничество, но и множество других факторов, которые постоянно влияют друг на друга в ходе взаимодействия.

Деловое партнерство – специфическая форма предпринимательской активности, которая ориентирована на плодотворное взаимодействие с другими рыночными субъектами в процессе осуществления деловых интересов. Основные функции данного формата:

  • стабилизация связей между субъектами предпринимательства;
  • интеграция взаимодействий ради общих целей;
  • создание взаимной системы прав и обязанностей, компетенции и полномочий.

Деловое партнерство непременно означает совместную деятельность, которая направлена на какие-либо общие цели и задачи на рынке. В этом кроется ключевое отличие партнерства от конкуренции, при которой участники фактически борются между собой ради достижения определенных целей и приобретения экономических благ.

Активность при этом подразумевает конкретную деятельность и намерения участников. Иными словами, деловое партнерство в качестве активности не является пассивным или исключительно «реактивным» явлением.

Основные признаки делового партнерства

Чем именно можно охарактеризовать работу деловых партнеров-предпринимателей? Сначала необходимо определиться с тем, как именно стоит охарактеризовать данную форму предпринимательских взаимоотношений.

Можно выделить по крайней мере следующие ключевые характеристики делового партнерства в контексте активности предпринимателей:

  • включение разных типажей взаимоотношений, в том числе кооперации и конкуренции;
  • наличие мотивации на общую, совместную работу;
  • взаимная зависимость по принятиям решений и поставленных задач;
  • относительная независимость в преследовании собственных интересов.

Обратите внимание — здесь нет закрепления властной иерархии или изменения статуса предпринимателей, которые пошли на сотрудничество. Это в первую очередь «горизонтальные» связи между равноправными участниками. В этом кроется разница с конкуренцией, при которой коммерсанты стремятся доминировать на рынке, а не искать общих точек соприкосновения и договоренностей. В этом также кроется ключевое отличие совместности от властной формы взаимодействия, которая непременно включает строгую иерархию и подчиненность.

В некоторых случаях нельзя противопоставлять конкуренцию и партнерство. Все дело в том, что конкуренция, несмотря на свой характер противоборства и дестабилизации отношений между участниками, приводит к инновациям и преодолению текущих проблем. Во многих ситуациях совместность и конкуренция дополняют сами себя, а не выступают противоположными сторонами конфликта.

Разновидности делового партнерства

На практике принято рассматривать следующие разновидности в контексте активности предпринимателей:

  • Вынужденное или инициативное. Первое обусловлено давлением внешних обстоятельств, второе формируется за счет желаний и устремлений самих участников. При этом не стоит полагать, что вынужденная форма отличается неэффективностью – практика показывает, что в кризисные ситуации бизнес часто находит выгодные решения.
  • Конкурентное партнерство или сотрудничество. Именно так – конкуренция может быть в форме кооперации. В таком случае взаимодействие сочетает в себе признаки кооперативной деятельности с желанием доминирования. Сотрудничество же – это просто кооперация, которая основывается на совместной предпринимательской деятельности.
  • Тактическое или стратегическое. Различие строится главным образом на времени взаимодействия. Тактическое деловое партнерство коммерсантов возникает на «близкой дистанции», стратегическое же подразумевает долговременные связи между партнерами.

Указанные виды позволяют глубже посмотреть на суть взаимоотношений между предпринимателями. Разумеется, классификация носит условный характер – в коммерческой деятельности могут встречаться и иные формы взаимодействия.

Из каких элементов состоит деловое партнерство коммерческих субъектов?

Деловая совместная работа коммерсантов и юридических лиц включает следующие компоненты:

  • Социальный. Перераспределение статусов, власти и влияния.
  • Экономический. Обмен материальными ресурсами.
  • Личностный. Обмен доверием, знаниями, симпатией и другими психологическими феноменами.

Экономическая активность в целом характеризуется распоряжением ресурсов ради получения прибыли. Таким образом, деловая совместная работа фактически превращается в активность, которая благоприятствует распределению материальных ресурсов между рыночными участниками. При этом перераспределение ресурсов в кооперации приводит к их приумножению. С формальной точки зрения деловое партнерство – это обмен экономическими благами на основе определенных соглашений.

Экономический компонент – наиболее определенный среди указанной тройки. Он характеризуется определенностью, однозначностью и возможностью оценки. И социальный, и личностный компоненты не могут похвастаться такими качествами. Но это нисколько не умаляет их важности.

В деловом сотрудничестве как специфической активности предпринимателей не все сводится к ресурсам. К примеру, услуги и отношения не имеют экономических эквивалентов. Коммерсанты активно обмениваются знаниями и опытом – а это активы, которые ни в коей степени не менее значимы, чем материальные блага.

Личностный компонент определяется личными качествами каждого из предпринимателей, который намерен начать кооперацию с другими участниками. Он отвечает за психологический комфорт между предпринимателями. В таком контексте личность партнера играет существенную роль – наравне с экономическими соображениями. В некоторых случаях психологический комфорт может занимать даже более важную позицию, чем деловые показатели.

Социальный компонент охватывает все факторы, которые влияют на предпринимателей-партнеров вне экономических и личностных показателей. В первую очередь это касается политической ситуации и социальных благ: власти, репутации, перспектив развития.

Важно отметить, что такая категория, как польза, занимает центральное положение только в социальном и экономическом компонентах делового партнерства предпринимателей. В личностном компоненте все ровным счетом наоборот – отношения между коммерсантами в первую очередь выстраиваются за счет симпатий и других психологических феноменов.

Независимо от типа компонента, деловое партнерство как форма коммерческой активности подразумевает симметрию и равенство. Никто не будет согласен на неравноправный обмен – это возможно только в рамках властных иерархий. Предпринимательское сотрудничество изначально построено на принципах экономической справедливости.

Что еще включает деловое партнерство предпринимателей?

Предпринимательская деятельность – это не только экономические показатели и стремление получить доход на рынке. В бизнесе в целом сильно проявляются также следующие характеристики:

  • прагматичность;
  • эгоизм;
  • стратегическое мышление.

Указанные признаки делового партнерства в контексте активности предпринимателей компенсируются этикой – нормами, которые выработаны как в обществе, так и в коммерческом сообществе. Предприниматели в разной степени руководствуются прагматичностью и этикой, но они присутствуют в любой деловой активности.

Дело в том, что идеального взаимопонимания невозможно достичь только за счет прагматичности. Если коммерсант ориентируется лишь на экономические показатели и отвергает нравственную сторону взаимоотношений, то легко возникнет дисбаланс и недопонимание. Не существует экономического эквивалента таким феноменам, как «отношение», «дружба», «взаимпонимание». По этой причине не стоит сводить все только к прагматичности.

Важно отметить, что успех во многом зависит от того, насколько похожи предприниматели по указанным компонентам друг с другом. Если коммерсанты подходят по экономическим, социальным и личностным показателям, то деловое партнерство уже будет обречено на успех. Взаимопонимание – не менее важная характеристика, чем прибыль.

Какие существуют стадии делового партнерства у предпринимателей?

Классическое разделение этапов делового партнерства подразумевает сухую декларацию стадий по типу «заключение договоров-взаимодействие-прекращение сотрудничества». Но сотрудничество между коммерческими субъектами более многогранно.

Следует выделять три этапа:

  • Потенциальная.
  • Латентная.
  • Актуальная.

Ключевой признак потенциальной стадии — это намерение начать деловое партнерство. Он непременно сопровождается предварительной оценкой каждого из участников – анализу подлежат перспективы сотрудничества и необходимые качества.

Латентная фаза характеризуется тем, что между коммерческими субъектами уже имеются соглашения по будущему бизнесу – создается фундамент для начала взаимодействия.

Активная фаза подразумевает непосредственное сотрудничество договорившихся субъектов – сам процесс деловой активности, который направлен на достижение конкретных целей при осуществлении совместной деятельности.

Важно отметить, что этапы нередко перетекают друг в друга – все зависит от текущей экономической ситуации. При этом «откат» к латентной фазе не всегда приводит к прекращениям отношений.

Итог: как следует воспринимать деловое партнерство в контексте деятельности коммерсантов?

Деловое партнерство – это сложный и многогранный феномен, который можно рассматривать с разных точек зрения. В контексте предпринимательской активности это – не только экономическая деятельность, но и множество психологических факторов, которые прямым образом влияют на эффективность сотрудничества.

В настоящий момент существует явный пробел в исследованиях, которые касаются делового партнерства как формы предпринимательской активности. Чтобы это преодолеть, необходимо добавить к вышеуказанной тройке компонентов ценностный блок. Его суть – продемонстрировать субъективное восприятие ценности деловых отношений, а также проследить влияние субъективных оценок на саму эффективность сотрудничества. Ценности при этом могут быть выражены на двух уровнях:

  • Декларируемом.
  • Поведенческом.

Практика показывает, что в контексте делового партнерства много внимания уделяют только декларируемым ценностям. Поведенческие же, напротив, оказываются за бортом. Это мешает правильному понимания партнерства, так как оно подразумевает комплексное взаимодействие всех признаков. Отделять одно от другого – полезно при изучении. Но на практике каждый компонент активно воздействует на другой – в этом и заключается особенность делового партнерства как формы предпринимательской активности.

Психология участников предпринимательской деятельности выражает их внутреннюю позицию, готовность к кооперации и мотивацию на достижение определенных целей. Именно по этой причине деловое партнерство – это особая форма активности предпринимателей, которой нужно уделить больше внимания как в теории, так и на практике.

Если вы хотите принять решение “на берегу” о необходимости партнерства и, чтобы оно продлилось долго и принесло видимые результаты - позвоните 8 (967) 097-67-29 и мы сделаем с вами бесплатный аудит партнерства.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию