Кто такие консультанты и зачем они нужны? Часть 2

В прошлой публикации рассказали чем консалтинговые услуги выгодны бизнесу. Сегодня рассмотрим подробней как действуют консультанты, чем мотивируются в работе, узнаем мнение руководителя консалтинговой компании о сути и предназначении консультирования, приведём примеры рабочих кейсов компании METOD.

Кто такие консультанты и зачем они нужны? Часть 2

Алгоритм работы бизнес-консультанта

Одна из причин, по которым собственники бизнеса откладывают в долгий ящик обращение к консультанту – отсутствие чёткого представления в чём конкретно заключается работа консультанта и в чём измеряется её результат. И правда, отдать десятки и сотни тысяч за «вам бы тут реструктуризацию провести» никому не хотелось бы. Чтобы развеять сомнения, расскажем подробней как проходит работа над консалтинговым проектом.

За результатами бизнес-консультирования стоит множество мероприятий и процессов. Каждая ситуация безусловно уникальна, но алгоритм действий консультанта в большинстве случаев идёт по определённому сценарию:

Анализ ситуации и подготовка брифа. Первым делом консультант анализирует запрос клиента, сопоставляет заявку с исходными данными бизнеса, в общих чертах предполагает риски и фронт работ по их устранению. Предлагает клиенту варианты консультирования, разрабатывает схематичный план работы, определяет по каким критериям будет оцениваться результат проекта.

Подготовка плана работ. Для небольших проектов обычно используют однотипный шаблон действий, который корректируют в соответствии с поставленной задачей. Для крупных проектов чаще составляют план действий с нуля, потому что масштаб и фронт работ может сильно разниться.

Консультант в общих чертах задаёт очередность действий, рассказывает клиенту о спектре мероприятий, которые планирует предпринять в рамках проекта, кто из сотрудников будет задействован.

Обычно консультанты в постановке целей прибегают к методу декомпозиции: разбивают основную задачу на задачи поменьше, а затем ещё на подзадачи. Конечные цели, которые ставит бизнес-консультант, могут касаться разных подразделений и специалистов.

Подписание договора. Когда все условия оговорены, преступают к заполнению договора: договор включает описание мероприятий и процессов, которые будут проводиться, сроки проведения проекта, порядок оплаты, ответственность сторон, штрафы и санкции в случае невыполнения сторонами обязательств. Также чётко прописывают краткосрочные и долгосрочные результаты проекта, критерии оценки качества, в каком виде будут согласовываться изменения в проекте. Подробный договор – показатель ответственного подхода.

После подписания договора, клиент вносит предоплату и консультант начинает работать над проектом.

Глубокий аудит – с него начинается подробная работа над проектом. Бизнес-консультант анализирует внешнюю и внутреннюю среду организации, углубляется в бизнес-процессы, исследует проблему под разными углами. Если требуется, вносит корректировки в план действий.

После тщательного изучения подробностей ситуации, консультант составляет подробный пошаговый план действий. План в виде физического документа согласуется с ответственными лицами предприятия: топ-менеджментом и собственниками.

Техническое задание и инструкции. Бизнес-консультант составляет подробные технические задания и инструкции: учитываются все задействованные бизнес-процессы и инструменты. Назначаются сотрудники, ответственные за их исполнение.

ТЗ и инструкции передают задействованным сотрудникам в виде регламентов и описаний, по которым следует выполнять процедуры и задачи. Для каждого сотрудника и каждого этапа проекта указывают дедлайны и точки контроля.

С этого момента начинаются работы по внесению изменений в бизнес-процессы организации.

Промежуточные переговоры. Промежуточную встречу проводят чтобы выяснить нет ли отклонений от плана проекта, всё ли идёт как запланировано. При необходимости в стратегию вносят корректировки и предыдущие шаги повторяются до тех пор, пока результат не удовлетворит заказчика и исполнителя.

Завершение проекта. Когда работы по проекту завершены, подводят итоги: бизнес-консультант проводит презентацию работы и результатов проекта, даёт долгосрочные рекомендации для компании.

Контроль долгосрочных итогов. Если требуется, через некоторое время после завершения проекта проводят контрольную встречу и оценивают результаты проекта в долгосрочной перспективе.

Работа над проектом, в зависимости от поставленных задач, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев, но обычно консультант ведёт проект не больше 1,5 лет: за это время результаты работы становятся очевидны и внедрённые решения начинают работать в штатном режиме.

Мотивация бизнес-консультантов

Часто консалтинговых специалистов упрекают в том, что они сапожники без сапог. Да и как можно утверждать, что разбираешься в бизнесе, если сам им не занимаешься? Оправдываться здесь бессмысленно, но разъяснить стоит: прелесть консалтинга в том, что у специалиста есть возможность не замыкаться на одной деятельности, а приложить руку к развитию разных областей предпринимательства, помочь вырасти проектам людей, которые способны придумать что-то уникальное.

Каждый проект – новая увлекательная задача: консультанту каждый раз приходится изучать все нюансы бизнеса, чтобы выявить проблему и предложить варианты решения.

Консалтинг – сфера для разносторонних и настроенных на помогающий тип мышления людей. Консультантов можно сравнить с врачами, учителями и психологами: специалисты всех этих профессий помогают преодолеть трудности в своей сфере и выйти на новый качественный уровень.

Чтобы углубиться в вопрос, мы спросили у основательницы и генерального директора Агентства METOD Светланы Коноваловой, в чём она видит преимущества консалтинга для себя и российского бизнеса:

«Для меня консалтинг – прежде всего стиль жизни, и однозначно история про поддержку российской экономики. Консультанты помогают тем, на ком экономика держится: людям, которые формируют рабочие места, формируют добавленную стоимость к продукту, производят, строят, продают – непрерывно развивают экономику страны. И главное, конечно же, платят налоги и поддерживают российский бюджет.

Работа в консалтинге интересна разнообразием. Когда работаешь в инхаус компании, видишь только одну отрасль. Когда работаешь в консалтинге – видишь массу отраслей и направлений бизнеса: можешь разбираться в стройке, в производственных процессах, во внешнеэкономической деятельности. Консалтинг – это всегда что-то новое, это всегда задача, вызов, это большое количество общения, взаимодействий и людей.

Считаю, что консалтинг – очень благодарная работа, потому что результат трудов наглядно виден сразу по завершению проекта. Работая в консалтинге чувствуешь, как влияешь на позитивные изменения в предпринимательстве: благодаря тебе люди больше зарабатывают или наоборот экономят, нивелируют риски бизнеса.

Консалтинг, на мой взгляд, очень благородная работа, которая приносит пользу не только конкретным собственникам и руководителям, но и бизнесу в целом, человечеству, экономике страны – мне, как человеку достаточно масштабному внутри, это импонирует и консалтинг для меня скорее про это.

Безусловно, консалтинг несёт вспомогательную функцию: это не бизнес в общем понимании, но консультант берёт на себя рутинные задачи бизнеса и освобождает время и ресурсы собственников и топ-менеджеров для решения стратегических задач. Слоган нашей компании – «изобретаете, мы позаботимся об остальном». Когда мы берём на себя рутинные задачи, люди с предпринимательским мышлением двигают этот мир к инновациям, к эффективности, к развитию, к покорению космоса и так далее.

К примеру, навряд ли Илон Маск думает о том, что у него с налоговой или судами: он уже давно живёт другими категориями – он изобретает и придумывает невероятные инновационные вещи. И чтобы такие «Илоны Маски» существовали в России, нужно упростить их взаимодействие с внешним миром: фискальными, контролирующими органами и так далее.

Для меня консалтинг – это образ жизни, когда живёшь бизнесом и видишь бизнес-процессы в каждой клеточке: приходишь в ресторан – видишь бизнес, приходишь в кинотеатр – видишь бизнес. В авиакомпании, автосалоне, частном детском саду, кофейне – бизнес на самом деле повсюду. И очень круто не просто видеть бизнес, но и понимать как всё устроено: будто третий глаз открывается, и начинаешь понимать внутренние процессы.

Консалтинг – очень интеллектуальная, благодарная, полезная работа, которая совмещает разносторонность, возможность участвовать в разнообразных проектах и приносить пользу миру.»

Кейсы агентства METOD

Грамотное структурирование бизнеса спасло клиента от рисков налоговых доначислений на несколько миллионов.

В агентство обратился собственник компании по спортивному питанию. Компания клиента представляла собой обширную сеть юридических лиц с многочисленным пересечением активов и персонала.

На первичной консультации в общих чертах рассказали предпринимателю чем он рискует при текущем положении дел: на что обращают внимание фискальные органы, какую роль играют лица принимающие решения, могут ли привлечь ЛПР к субсидиарной ответственности. Предложили заказчику провести услугу аналитики и выстраивания структуры бизнеса, чтобы сократить юридические и налоговые риски. Клиент учёл нюансы, которые узнал на консультации, и на услугу согласился.

Задача эксперта METOD:

- Провести глубокую аналитику бизнеса;

- Выявить существующие риски;

- Грамотно выстроить юридическую структуру группы компаний.

В ходе аналитики выявили следующие риски:

- Установление единого центра управления группой компаний;

- Отказ в применении специальных налоговых режимов;

- Доначисление налогов со всего оборота группы компаний юридическому лицу-активодержателю;

- Привлечение собственников к субсидиарной и уголовной ответственности;

- Установили, что привлекаются одни логисты, а компании группы не имеют какого-либо логического обоснования их создания.

Совместно с клиентом приняли решение перестроить юридическую структуру группы:

- Структурировали договорные отношения по группе компаний с собственниками арендуемых помещений и логистическими компаниями;

- Создали единый центр по управлению группой компаний с едиными (открытыми) собственниками – это было очень важно для того, чтобы получать кредиты в банке;

- Разработали спектр правовых мер по контролю за юридически не аффилированными лицами, привели точечное обоснование функционала каждой компании и разграничения долей участников собственников холдинга в группе компаний;

- Затронули вопросы наследования бизнеса компании, чтобы в будущем избежать возможных споров.

Представили заказчику подробный отчет с результатами проведённых работ и рекомендациями по новой юридической структуре. Клиент получил качественное юридическое консультирование и новую защищенную юридическую структуру бизнеса, которая спасла компанию и предпринимателя от риска налоговых доначислений на несколько миллионов рублей.

Кейс агентства МЕТОД по безопасной IT-структуре

В агентство обратился крупнейший представитель водной и моторной техники в России и СНГ на онлайн-рынке Группа компаний ООО «Глобал». В штате организации работает 450 сотрудников. Офисы компании представлены в различных регионах и большая часть работы происходит онлайн.

Безопасная IT-структура в первую очередь необходима компаниям, в которых главными активами являются клиентские базы, товары, интеллектуальный труд, поэтому организации было необходимо выстроить грамотную и максимально безопасную IT-инфраструктура по всей группе и компании.

Задача эксперта METOD:

- Провести аудит текущей инфраструктуры;

- Провести аудит существующей распорядительной документации;

- Провести аудит защищенности системы;

- Проработать варианты внедрения почтового сервера, CRM-системы и безопасного доступа к информационным ресурсам сотрудников компании.

В рамках проекта клиент получил:

- Описание существующей IT-структуры;

- Описание и разбор уязвимых сторон IT-структуры;

- Рекомендации по улучшению IT-структуры;

- Описание новых вариантов IT-структуры;

- Пять консультаций по внедрению новой IT-структуры.

Спасение бизнеса, который оказался под угрозой из-за долгов партнёра.

Компании METOD удалось сохранить бизнес, тонувший в огромных убытках и налоговых рисках из-за ненадёжного партнёра.

Четверо друзей развивали бизнес по производству и поставке кабельного оборудования. Бизнес рос до тех пор, пока один из друзей, занимавший должность генерального директора, не начал «подворовывать» у товарищей. Партнёры знакомцу доверяли и не проверяли документы и выплаты.

После очередного собрания участников было принято решение отстранить нечестного партнёра от должности и провести инициативный аудит на предмет выявления убытков. Бывший директор решил выйти из компании и забрать стоимость своей доли – всё логично и очень мирно. Сумму согласовали и уже начали ее выплачивать. Но вскоре выяснилось, что компания в огромных убытках и находится под угрозой серьезных налоговых доначислений.Выплаты прекратили. Бывший соучредитель подал в суд.

Задача эксперта METOD: согласовать условия мирного соглашения и минимизировать потери для бизнеса.

К судебному заседанию экспертам удалось провести ряд переговоров и согласовать условия мирового соглашения: сумму требований уменьшили на 30% от заявленных и добились рассрочки на выплаты на 9 месяцев.

В итоге риски минимизировали, и бизнес удалось сохранить.

11
Начать дискуссию