Зачем компаниям защищать свои интеллектуальные права. Часть 2

В предыдущей публикации рассказывали что такое интеллектуальные права, какой бывает интеллектуальная собственность, как можно на ней заработать и почему компании необходимо защищать нематериальные активы.

Сегодня расскажем как закрепить за организацией объекты интеллектуального труда и как действовать в случае кражи и копирования интеллектуальной собственности. Поможет разобраться в вопросе эксперт компании «METOD» в области защиты интеллектуального права Антон Городецкий.

Антон 10 лет сопровождает судебные споры и процедуры банкротства, консультирует корпоративных и частных клиентов по вопросам защиты нематериальных активов бизнеса, деловой репутации и разрешения корпоративных споров. Эксперт представлял интересы провайдеров и правообладателей в спорах о защите интеллектуальных прав в интернете, участвовал в проектах по борьбе с контрафактной продукцией, представлял интересы правообладателей в ФАС, ФТС, МВД и арбитражных судах. Антон работал советником по правовым вопросам ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», возглавлял практику IP/TMT в крупном российском консалтинге, выступал спикером на российских и международных мероприятиях.

Читайте больше интересных статей в нашем блоге!
Читайте больше интересных статей в нашем блоге!

Зачем защищать интеллектуальную собственность?

Интеллектуальная собственность – продукт творческой, научной, исследовательской или промышленной деятельности. В бизнесе интеллектуальная собственность представляет собой производительные и маркетинговые нематериальные активы компании: их вносят в уставной капитал, за счёт них привлекают инвесторов, увеличивают доходы компании.

Компания, которая игнорирует охрану объектов интеллектуальной собственности, рискует лишиться своей уникальности, клиентов, доверия инвесторов и партнёров, потерять каналы заработка.

Много таких кейсов, к сожалению. Классическая история – компания создаёт бренд, но не регистрирует в качестве товарного знака. У меня была такая школа иностранного языка. Был бренд: звучный, красивый, школа на нём работала 7 или 8 лет. А потом один из учредителей этой компании вышел, зарегистрировал на себя товарный знак с названием этой школы, обратился в суд и через суд отобрал у основателя компании доменное имя, на котором школа размещалась

Антон Городецкий

Чтобы не попасть в ситуацию, когда название или другие атрибуты узнаваемости бренда попадают в законную собственность конкурента, своевременно регистрируйте и подтверждайте права на нематериальные активы компании.

Как и где зарегистрировать права на интеллектуальную собственность?

Чтобы объекты интеллектуальной собственности стали полноценным активом и приносили пользу компании, владельцу нужно зафиксировать права на них. Способ регистрации зависит от вида прав на объекты интеллектуальной собственности.

Авторские права (ст. 1259 ГК РФ) и смежные права (ст. 1304 ГК РФ) возникают автоматически при создании произведений и распространяются как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения. Однако авторские или смежные права лучше заблаговременно подтвердить, чтобы иметь преимущество в случае судебных споров.

Можно оформить свидетельство о депонировании произведения через специальные сервисы, например Copytrust, IREG или n’RIS. Также авторское право можно зарегистрировать в:

  • Российском авторском обществе – РАО;
  • Российском союзе правообладателей – РСП;
  • Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства – УПРАВИС;
  • Всемирной организации интеллектуальной собственности – ВОИС.

Для разработчиков ПО есть отдельные инструменты защиты прав – например, зарубежный сервис Safe Creative или новый российский сервис SaveCode.

Важно: автор – физическое лицо. Юридическое лицо может стать правообладателем, если получит исключительное право на произведение. Для этого нужно заключить трудовой договор или договор авторского заказа, где должны быть зафиксированы права и обязанности сторон и размер вознаграждения.

Авторское право действует всю жизнь автора плюс 70 лет после его смерти.

Патентные права (ст. 1349 ГК РФ) регистрируют в Роспатенте. Здесь же можно зарегистрировать средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания и прочее. Право на фирменное наименование возникает автоматически после регистрации компании в ФНС.

Патентное право имеет ограниченный срок действия: 20 лет на изобретение, 10 лет на полезную модель и 5 лет на промышленный образец. Патент находится в официальном реестре и проверяется перед регистрацией, поэтому владение патента добавляет компании веса в глазах потенциальных партнеров, акционеров и инвесторов.

Получить патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец – долгий и сложный процесс: эксперты патентного бюро Роспатента анализируют техническое описание объекта, проверяют его новизну и промышленную применимость. Всё это может занять до двух лет. А если доверить оформление заявки юристу без опыта в патентном праве, можно даже получить отказ.

Правильно составить заявку поможет патентный поверенный: он специализируется на оформлении патентов и имеет право без доверенности направлять все необходимые документы в Роспатент. Также такой специалист может защищать права компании в суде и следить за своевременным продлением патентов, чтобы не тормозить технический прогресс.

Права на средства индивидуализации возникают с момента государственной регистрации и также имеют ограниченный срок действия: товарный знак и знак обслуживания – 10 лет с правом продления, фирменное наименование – пока существует юридическое лицо, а коммерческое обозначение – пока компания его использует. Защита прав на средства индивидуализации действует в стране, где они были зарегистрированы. Перед подачей заявки на регистрацию лучше убедиться, что в базе Роспатента нет похожего товарного знака.

При отсутствии регистрации государство никак не защищает правообладателей, что может привести к значительными финансовыми потерями для бизнеса: если компания не оформит права на торговый знак до выхода на рынок, рискует отдать часть лояльной аудитории тем, кто скопирует логотип. Более того, если конкурент первым оформит свидетельство на товарный знак, компании придётся отказаться от его использования или заключать лицензионное соглашение с зарегистрированным правообладателем.

Права на секреты производства и ноу-хау (ст. 1465 ГК РФ) регистрировать не нужно: такие права возникают автоматически, после создания объектов интеллектуальной собственности. Для подтверждения прав достаточно локальных актов, которые содержат требования по охране производственных секретов.

Под этот раздел попадает любая интеллектуальная собственность, которая представляет коммерческую ценность, пока не известна третьим лицам: клиентская база, цепочка поставок, инструкция по сборке продукта, фирменный соус. Любую идею, которую нельзя запатентовать, можно защитить и сохранить в качестве секрета производства. Ноу-хау не требует регистрации и действует бессрочно, пока тайна не стала известна третьим лицам.

Если кто-то из сотрудников выдаст информацию или конкуренты сумеют раскрыть секрет самостоятельно, компания уже не сможет воспрепятствовать использованию технологического решения, поэтому иногда применяют двойной метод охраны: общие технологические параметры защищают патентом, а тонкости производства – режимом коммерческой тайны.

Как грамотно управлять интеллектуальной собственностью?

Интеллектуальная собственность есть в активе практически каждой компании. Что делать, чтобы получать прибыли и не переживать за сохранность ценных активов?

Структурируйте нематериальные активы. Проанализируйте, какие у компании есть объекты интеллектуальной собственности: проверьте производительные и маркетинговые нематериальные активы; оцените, какие из этих объектов используются с толком, а какие нет.

Зафиксируйте интеллектуальные права. Зарегистрируйте то, что не зарегистрировали до сих пор. Позаботьтесь о правовой охране интеллектуальной собственности.

Коммерциализируйте интеллектуальную собственность. Есть несколько путей, в зависимости от типа актива:

  • Массовое производство, выпуск и продажа объектов интеллектуальной собственности. Вариант для предметов дизайна, производственных моделей, печатных СМИ;
  • Монетизируйте контент – продвигайте контент и получайте прибыль. В каждой креативной индустрии есть свои каналы продвижения;
  • Подключайте платформы для покупки и продажи прав на контент — например, IPEX. Платформа объединяет создателей, владельцев контента и тех, кто пользуется объектами интеллектуальной собственности;
  • Передавайте права на объекты интеллектуальной собственности заинтересованным лицам полностью или частично;
  • Привлекайте финансирование под залог интеллектуальной собственности. Ищите инвесторов самостоятельно или пользуйтесь краудфандинговыми и краудлендинговыми площадками.

Привлекайте внешних специалистов. Если штат компании не располагает кадрами с нужной компетенцией, на каждом из перечисленных этапов имеет смысл подключать приглашённых юристов и консультантов: специалисты помогут качественно структурировать активы, упростить процесс регистрации в госорганах, сопроводить сделки и защитить компанию в суде.

Что делать в случае нарушения интеллектуальных прав?

Фиксация интеллектуальных прав и патентование объектов интеллектуальной собственности помогают пресечь возможные нарушения. Однако если факт незаконного использования интеллектуальной собственности всё же выявляется, каждая компания выбирает свою защитную стратегию: анализ технических решений основных конкурентов, сопоставление с собственным патентным портфелем, судебные иски.

Если компания или физическое лицо нарушают интеллектуальные права, сами того не подозревая, проблему, скорее всего, удастся урегулировать в досудебном порядке. На этом этапе лучше подключить к процессу медиатора – незаинтересованное третье лицо, которое не выдвигает своих требований и никак не связано с двумя сторонами. Если же решить спор не удалось, остаётся только обратиться в суд.

Можно подать иск о признании права либо иск о пресечении нарушений: такие дела рассматривают суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Суд по интеллектуальным правам. За защитой также можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Ознакомиться с порядком действий по защите прав на интеллектуальную собственность можно в статьях 1250, 1251 и 1252 ГК РФ.

На действия нарушителей важно реагировать своевременно: срок исковой давности на дела по нарушению прав на интеллектуальную собственность – три года с момента, когда правообладатель узнал или мог узнать о факте нарушения. Именно столько у компании будет времени, чтобы обратиться в суд.

Взыскание компенсации. Взыскание компенсации – один из основных способов защиты исключительного права. Компенсацию суд определяет исходя из характера нарушения: от 10 тысяч до 5 млн руб., либо в размере двукратной стоимости контрафактных товаров или стоимости права использования объекта интеллектуальной собственности.

За последние несколько месяцев в российские суды поступило много исков о защите исключительных прав на персонажей, изображения и литературные произведения от иностранных компаний, которые приостановили деятельность в России. В таких случаях суд чаще встаёт на сторону правообладателя, но российские нарушители начали обжаловать судебные решения, вынесенные не в их пользу: основной аргумент – компания находится в недружественном государстве, потому её действия можно приравнять к злоупотреблению правом.

Такой подход однажды сработал: в марте 2022 года Арбитражный суд Кировской области решил не взыскивать компенсацию с индивидуального предпринимателя за нарушение исключительных прав британской компании на основании, что правообладатель находится на территории «недружественного государства». Однако прецедентом для последующих разбирательств этот случай не стал.

Признание права. Суд может признать за творцом авторские права и подтвердить, что они принадлежат именно ему. Такой способ защиты актуален в случае, если оппонент оспаривает или вовсе отрицает право на интеллектуальную собственность.

19 января 2022 года Арбитражный суд Республики Башкортостан взыскал компенсацию с индивидуального предпринимателя за нарушение права на персонажа, который принадлежит британской компании. Ответчик подал апелляционную жалобу на решение суда, упомянул о «недружественности» истца и заявил, что факт принадлежности авторских прав компании не доказан и решать спор без согласования с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (эта комиссия контролирует действия юридических лиц из «недружественных» государств) недопустимо.

Несмотря на рвение ответчика, суд придерживается презумпции авторства, закрепленной в Бернской конвенции: автором произведения признается тот, кто указан на экземпляре произведения, пока не доказано иное.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения. С уходом зарубежных брендов на прилавках российских магазинов чаще стал появляться контрафакт – товары, содержащие объекты интеллектуальных прав, использованных без согласия правообладателя. Контрафакт может нарушать права не только на товарные знаки, но и на объекты авторских прав.

Правообладатель вправе через суд запретить нарушителю использовать свой продукт. Такой способ защиты применяют, если право нарушено неоднократно – как раз случай распространения контрафактной продукции.

Если объект авторских прав используется без разрешения длительное время, эффективней будет взыскать не разовую компенсацию от 10 тысяч до 5 млн руб., а компенсацию в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров или в размере двукратной стоимости права использования объекта: эта стоимость определяется на основании лицензионных договоров, которые правообладатели заключают с добросовестными пользователями.

Важно: суд не будет учитывать довод о незнании закона или неосведомленности о наличии правообладателя: каждое лицо, осуществляющее на территории РФ коммерческую деятельность, несёт риски нарушения законодательства и применения последствий такого нарушения.

Публикация решения суда. Способ защиты актуальный при нарушении не только исключительных, но и личных неимущественных прав – о них упоминали в предыдущей статье. Публикация решения суда позволит довести до сведения аудитории информацию о правообладателе, совершенном в отношении него нарушении и выводах суда, а также восстановить подорванную деловую репутацию.

Требование о публикации судебного решения можно включить в исковое заявление, а также указать СМИ для её размещения. Нарушитель обязан разместить решение суда за свой счет независимо от того, какое СМИ выберет истец.

Интеллектуальная собственность – нематериальные активы компании, которые могут быть важной составляющей коммерческого успеха организации. Относиться несерьёзно к их охране и защите – не самая грамотная стратегия для бизнеса.

Чтобы не лишиться выгоды, узнаваемости, клиентов и уважения партнёров, грамотно структурируйте и монетезируйте нематериальные активы, фиксируйте права на интеллектуальную собственность, привлекайте сторонних специалистов к решению сложных задач: юристы, которые специализируются на интеллектуальном праве, сопроводят сделки, составят договор о передаче прав на интеллектуальную собственность, ускорят и облегчат процессы регистрации, а также помогут в случае спорных моментов и судебных тяжб.

Начать дискуссию