Что важнее для стартапа прибыль или рост?

Есть две крайние позиции стартап работает ради прибыли или ради роста.

Разберем оба варианта:

Что дает прибыль?

  • Стабильность
  • Возможность реинвестировать
  • Дивиденды для акционеров и инвесторов

Однако если стремиться к прибыли на ранней стадии то можно быстро потерять рост. В таком случае конкуренты которые фокусируются на росте быстро обойдут стартап и в итоге стартап потеряет и прибыль и рост. Еще одна опасность навсегда остаться стартапом "зомби" который имеет не большую прибыль но развиваться не может и закрыть его основателю жалко. Такой стартап не сможет привлечь инвестиции и скорее всего тихо умрет

Что дает быстрый рост?

  • Быстрая оптимизация продукта
  • Метрики для привлечения инвесторов
  • Улучшение показателей проекта
  • Захват доли рынка и экономия на масштабе

Быстрый рост часто противоречит ранней прибыли. Так например рост подразумевает высокие затраты на маркетинг для оптимизации воронки продаж и привлечения большого количества клиентов или высокие расходы на найм сотрудников тк бизнес быстро растет или значительные инвестиции в продукт так как стартап получает много обратной связи от клиентов благодаря которой продукт дорабатывается.

Еще одна составляющая всей картины это инвестиции. Чем более ранняя стадия тем ценность инвестиций возрастает. Посмотрим ценность инвестиций на разных стадиях стартапа

Цикл жизни стартапа:

  • Pre-Seed stage (посевной этап). Подбор идей, отбор самой перспективной, анализ рынка, создание бизнес-плана и технического задания.
  • Startup Stage (запуск продукта). Непосредственный запуск создаваемого продукта. На 1 - 2 этапах очень высокая ценность инвестиций. Без них просто не запустить проект. Бизнес процессы и бизнес модель еще только формируются и прибыли на этом этапе нет или она совсем низкая
  • Growth Stage (этап роста). Основная задача — завоевать долю рынка. На этом этапе также важны инвестиции но в меньшей степени. Прибыль уже может быть но весь фокус на росте стартапа
  • Expansion Stage (этап расширения). Масштабирование стартапа: На этой стадии финансовая стабильность стартапа высокая, бренд узнаваем. Тут происходит оптимизация процессов внутри стартапа и получается основная прибыль. Инвестиции или уже не так сильно нужны или используются для быстрого роста
  • Exit Stage (этап выхода). На этом этапе обычно инвестор покидает стартап путём продажи своей доли или стартап готовится к продаже.

Отдельно стоят стартапы которые растут совсем без инвестиций только за счет прибыли так называемые "бутстрэп". Они не размывают долю в компании но и растут намного медленней чем конкуренты которые привлекают инвестиции.

Кроме собственно денег инвестиции дают еще и так называемые "smart money" те связи, клиентов, рост репутации в случае известных инвесторов и крупных фондов. Важно понимать что привлечение инвестиций занимает время а значит в любой момент у стартапа должны быть деньги как минимум на 6 месяцев

В итоге можно выделить следующие приоритеты:

  • Инвестиции для стартапа всегда хорошо так как дают возможность быстро расти. В идеале надо привлекать "smart money" и не отдавать больше 10-20 % на ранней стадии иначе на следующих стадиях будет не привлечь инвестиции и это убьет рост
  • Лучше соблюдать баланс прибыли и роста и особенно на ранней стадии реинвестировать прибыль и фокусироваться больше на росте чем на прибыли
  • Худший вариант это стартапы "зомби" с минимальной прибылью которые совсем не растут. В случае попадания в такую ловушку нужно либо пересматривать продукт и бизнес-модель и быстро дорабатывать воронку продаж либо уже закрывать компанию
  • По стадиям развития стартапа важно понимать что самая большая прибыль будет уже на стадии масштабирования а на ранних стадиях отсутствие прибыли или низкая прибыль может быть нормально особенно если стартап быстро растет (рост месяца к месяцу в 20 % и более)
  • Одним из ключевых показателей стартапа будет Runway (количество месяцев которое стартап может прожить на имеющиеся деньги) и важно чтобы он не был менее 6 месяцев
Начать дискуссию