Только в одном советском СМИ никогда не печатали портреты генсеков. Его создал ростовчанин

ОСНОВАТЕЛЬ ЖУРНАЛА «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ» ИВАН СЕМЕНОВ — В ПРОЕКТЕ «ГРАЖДАНИН РОСТОВА-НА-ДОНУ». Часть 1.

автор Ольга Майдельман

шарж Виктора Чижикова, veselyekartinki.ru
шарж Виктора Чижикова, veselyekartinki.ru

В этом году банку «Центр-инвест» исполняется 30 лет. Обычно подарки дарят юбилярам, но в данном случае «Нация» и «Центр-инвест» сообща придумали подарок родному городу — проект «Гражданин Ростова-на-Дону». Мы расскажем истории 30 наших земляков, которые много сделали для города, прославили его не только в пределах России, но и за рубежом.

В рамках проекта уже опубликованы 14 очерков, среди них, например, истории об авторе главного гола отечественного футбола Викторе Понедельнике, о создательнице французского журнала Elle Элен Гордон-Лазарефф, о великом актере Александре Кайдановском.

Сегодняшняя история — о карикатуристе Иване Максимовиче Семенове, создателе журнала «Веселые картинки».

Иван Семенов, 1958 год.Фото: Николай Пашин (РИА Новости)
Иван Семенов, 1958 год.Фото: Николай Пашин (РИА Новости)

Уверена, нет ни одного человека родом из СССР, кто не видел бы шаржей, иллюстраций или карикатур ростовчанина Ивана Семенова. Он был одним из ярчайших художников «Крокодила», рисовал для популярных книжек Николая Носова, Джерома К. Джерома и Ярослава Гашека; наконец он создал детский журнал «Веселые картинки» — первые советские комиксы!

Семенов и сам представлял собой редкий тип неунывающего оптимиста. «Пессимист не может рисовать смешное, — как-то сказал он в интервью. — Чувство смеха, юмора — это свойство восприятия жизни».

Жизнь его при этом никак не назовешь веселой или легкой. Ему пришлось нелегко, как и всем, кто родился в России в начале ХХ века. Семенов родился в 1906-м. В Ростов его семью привел диковатый случай, о котором он сам рассказывал: «Моего прадеда, крепостного 15-летнего мальчика из-под Воронежа, выменяла на пса в 1844 году донская помещица».Ваня появился на свет уже в семье донских казаков, возможно, поэтому вид на фотографиях у него всегда самый бравый. Он был старшим из пяти детей. Жили бедно, но бедность эту он «как-то не замечал». Рано начал работать, учился урывками. «Учился я в те годы в разных ростовских школах вплоть до бывшей женской гимназии. Учился! Это звучало тогда несколько по-иному, чем сейчас. Приходилось то учиться, то торговать папиросами или работать чернорабочим, то садиться вновь за парту, то работать у частника-весовщика на гирях» (на Старом базаре была такая подработка: мальчишкам платили гроши, чтобы они ставили и снимали тяжелые гири на больших весах).

В совсем уж голодном 1921 году 14-летний Ваня с другом решили сбежать. Скопили чуть-чуть денег, раздобыли патроны и оружие — обрез. Собирались в Бразилию, где много диких обезьян, а там как повезет. О таких искателях приключений у Чехова есть рассказ «Мальчики»: «Пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах».

Рисунок И. Семенова к «Похождениям бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Серия открыток, 1975 год.
Рисунок И. Семенова к «Похождениям бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Серия открыток, 1975 год.

Но если чеховских мальчиков быстро нашли, то мальчикам из Ростова удалось добраться до Баку — на поезде «зайцами», пешком. Ночью в бакинском порту они смогли даже проникнуть на один из пароходов, который шел в Персию. Но утром путешественников обнаружили. Через три месяца после побега мальчики вернулись в Ростов.

И вот после этого в Ростове, в одной из школ, Семенову повезло встретить Сергея Карповича Гамбарцумова — влюбленного в свое дело учителя рисования, который разглядел талант вроде бы обычного пацанчика, рисующего на стенах мелком. Учитель стал проводить с ним и другими способными ребятами дополнительные занятия по живописи. Группа собиралась по утрам, до уроков. Выдержать такой режим могли только безмерно увлеченные.

Вообще-то страсть к изображениям открылась Ване еще в 6 лет, а помог этому счастью… несчастный случай. Сбегая как-то вниз по лестнице, он опрокинул на себя кипящий самовар. От страшного ожога лечился долго, несколько месяцев постельный режим. От нечего делать придумал забаву: «Сложишь бумажку вчетверо, сделаешь два-три прореза, развернешь — и готов диковинный узор-цветок! Чудеса…» «Цветы» Ваня клеил на окно. Увидев их однажды, мать попросила: «Ты бы мне такой узор для подушки сделал, а я бы вышила». Самым чудесным для Семенова было то, что «беспечная игра вдруг обрела взрослую серьезность, стала нужной».

Первые свои комиксы, юмористические рисунки с подписями, Семенов начал делать на длинных бумажных лентах, которыми оклеивали в банке пачки денег (тогда он учился в Коммерческом училище). Ваня рисовал на этих лентах целые серии приключений, как на кинопленке. Он и торгуя папиросами, так занимательно раскрашивал свой ящик, что невозможно было пройти мимо.

Однако искусство искусством, а вузом для себя Семенов выбрал ростовский мединститут. Отучился первый курс. А весной произошло крупное политическое событие, сегодня известное как Всеобщая стачка 1926 года. И событие это кардинально изменило всю дальнейшую жизнь ростовского студента-медика.

«Портрет дармоеда: — Я готов войти в коммунизм хоть сегодня». Карикатура И. Семенова для журнала «Крокодил», 1959 год.
«Портрет дармоеда: — Я готов войти в коммунизм хоть сегодня». Карикатура И. Семенова для журнала «Крокодил», 1959 год.

Хотя стачка эта происходила в Англии, бастовали «наши» — рабочий класс, целых четыре миллиона человек. Событие широко обсуждалось: лейбористы рабочих предали, и такой поворот жег сердца людей. Загорелся и 20-летний Семенов. «Сделай рисунок, отнеси в «Молот», — предложил учитель.

На карикатуре Семенова главы партии лейбористов, «социалисты его величества», несут гроб, где покоится всеобщая забастовка, сзади со свечой идет английский король. Свой рисунок Иван саркастично назвал «Сотрудничество классов».

Шарж был удачный, и «Молот», тогда самая крупная областная газета, его напечатал. Семенов ликовал! «Трудно с чем-то сравнить чувство, которое я тогда испытал — это было как рождение первого ребенка», — напишет он спустя 40 лет.

Так в мае 1926 года оборвалась карьера доктора Семенова и началась карьера Семенова-карикатуриста. Он не раз говорил, «стать художником мне помогли английские горняки» (забастовку начали шахтеры). К слову, много позже, в 1960-х, на светском приеме в Лондоне, в Королевской академии художеств, его спросили: «Мистер Семенов, нам не ясно, что такое социалистический реализм. Объясните это как можно понятней». Семенов не растерялся: «Вы видите мою жену? Она беседует с вашим коллегой. Как по-вашему, она реалистическая по форме?» — «О да, разумеется!» — «Так вот, уверяю вас, что она социалистическая по содержанию».

«Вид чудо-стадиона в Энске. (Примечание Крокодила. Виды на строительство детсадов в этом городе пока отсутствуют)». Карикатура И. Семенова для «Крокодила».
«Вид чудо-стадиона в Энске. (Примечание Крокодила. Виды на строительство детсадов в этом городе пока отсутствуют)». Карикатура И. Семенова для «Крокодила».

В Ростове Семенов работал газетчиком еще целых 6 лет, отучился в художественном училище имени Грекова. Кроме карикатур делал множество рисунков к местным заметкам, к рубрике «Ростов на экране» и к сатирической подборке «Молотом по голове». Только в 1931-м он решился отправить свою карикатуру в столичный «Крокодил», уже гремевший на всю страну.

Популярность этого журнала была такой, что на больших экранах появился даже мультипликационный «Кинокрокодил», предшественник известного киножурнала «Фитиль». В 30-х в «Крокодиле» творили и монстры политической карикатуры Кукрыниксы, и фельетонисты Ильф и Петров, да кого там только не было! Даже футурист Владимир Маяковский писал для него рекламные вирши:

«…Не триста, не двести,

а только 150 рублей,

на «Рабочую газету»

с «Крокодилом» вместе,

и это

за целый месяц.

Эй,

рабочий,

рублей

не жалей!»

Так вот, карикатуру Семенова напечатали, она заняла всю последнюю страницу. Окрыленный художник решил выбираться в столицу. Правда, средств на это не было, совсем. «В Москву я впервые приехал летом 1932 года, и первой моей жилплощадью была Театральная площадь. В ее сквере стояли очень удобные большие и широкие скамьи, окруженные кустами. Вскоре жилплощадью стали редакционные диваны газеты «Комсомольской правды».

Но и в «Комсомольскую правду», молодую шумную редакцию, скромный художник устроился не сразу. До этого он попал в отраслевое издательство Сельхозгиз, где почти год корпел над скучными техническими иллюстрациями.

Однако скоро, уже в 1933-м, 27-летний карикатурист был принят в московский Союз советских художников и перестал ночевать на редакционных диванах: его гротескные, живые иллюстрации были нарасхват во множестве изданий, а уж в «Крокодиле» он стал одним из самых узнаваемых и плодовитых графиков. Иван Максимович сказал однажды: «Кто-то подсчитал, что, если героев моих карикатур собрать в одном месте, они составили бы население крупного города».

Карикатура И. Семенова на обложке «Крокодила», 1964 год.
Карикатура И. Семенова на обложке «Крокодила», 1964 год.

Во время войны Иван Семенов был призван и направлен в редакцию главной морской газеты «Красный флот». Снятый когда-то мальчишкой с парохода, он, теперь уже военкор, обошел и Черное море, и Балтику, и Заполярье — на больших кораблях и катерах-охотниках, с подводниками Северного флота и полярными летчиками Кольского полуострова. Участвовал в боевых операциях флота, в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Шлиссельбурга, в боях за Нарву. И ни одного дня не бросал рисовать. Газеты печатали его зарисовки с натуры — портреты солдат, картины военных будней, виды городов, отвоеванных у немцев. Войну он закончил в звании капитан-лейтенанта.

В конце 1940-х дошло дело и до иллюстрирования книг. Семенов рисовал так, что книжка сама просилась в руки читателю. Хотелось долго-долго разглядывать ее, посмеиваясь над точными характерными персонажами, и успех той же «Живой шляпы» Николая Носова наполовину зависел от обаятельного котенка на обложке, причем шляпа, под которой он сидел, действительно неуловимо казалась живой.

С детским писателем Носовым у Семенова сложился самый плодотворный союз. «Фантазеры», «Мишкина каша», «Огурцы», «Замазка» — Иван Максимович создал настолько гениальные иллюстрации, что после художники еще долго рисовали с оглядкой на «оригинал». И образ грубоватого вихрастого Незнайки бьет в яблочко до сих пор, он, можно сказать, канонический. А тонкая книжка «Бобик в гостях у Барбоса» была так бешено популярна, что ее приходилось переиздавать несколько раз: общий тираж перевалил за 3 миллиона экземпляров.

Рисунок И. Семенова к рассказу Н. Носова «Живая шляпа».
Рисунок И. Семенова к рассказу Н. Носова «Живая шляпа».

Семенов сделал узнаваемыми и любимыми девочек с лентами у Агнии Барто, бравого солдата Швейка у Ярослава Гашека, невозмутимых джентльменов Джерома К. Джерома, хитрых мальчишек Сергея Михалкова и многих других. Михалков даже написал стихи о Семенове: «Ты мастер брать на полотно / То, что действительно смешно, / А это, скажем между прочим, / Не всем художникам дано».

Харизма картинок Семенова так велика, что сделанные им в 1960-х иллюстрации к стихотворению Михалкова «Миллионер» — про бесчеловечный мир капитала и собаку-миллионера, в 90-х переиздали как «Джентельдог» — с новым текстом и новой моралью. Уж очень хороши рисунки.

В 1956-м к Семенову, уже главному художнику «Крокодила», пришла идея детского иллюстрированного журнала. По легенде, название «Веселые картинки» подсказал ему сын Володя. Иван Максимович приехал на дачу и застал мальчишку склонившимся над своими альбомом. «Что там?» — «Картинки про то, как мы здесь живем!» — отвечал, не отрываясь от рисования, сын. — «И что же это за картинки?» — «Веселые!» Кстати, вплоть до 1970-х журнал и выпускался в необычном — альбомном — формате.

Первая обложка «Веселых картинок», рисунок К. Ротова. Сентябрь 1956 года.
Первая обложка «Веселых картинок», рисунок К. Ротова. Сентябрь 1956 года.

Семенов сам придумал весь пилотный номер: макет, текст, рисунки, — и даже главного героя, ставшего первым символом журнала. Это был Карандаш. Не рабочий, не колхозник, а маленький художник в синей блузе и с бантом, интеллигент. Рисовал Карандаш носом — вместо носа у него грифель, и все, что нарисует — оживает.

На этом заканчивается 1 часть истории создателя журнала "Веселые картинки" Ивана Семенова. В следующий раз мы подробнее расскажем о самом журнале.

Обязательно напишите, нравятся ли вам такие истории! Это очень важно для нас!

44
4 комментария

Не знала, что есть связь между моим родным городом и такими историями. Спасибо. Материал отличный. А картинки, картинки восторг, как тогда смотрелись, так и сейчас - с удовольствием

1
Ответить

Очень приятно слышать такие слова, спасибо)

1
Ответить

Отличная история!

1
Ответить

Спасибо!

Ответить