Нужно ли маркировать пресс-релизы, статьи в СМИ и на собственном сайте?

Нужно ли маркировать пресс-релизы, статьи в СМИ и на собственном сайте?

Вступившие в силу 1 сентября 2022 года поправки в Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, ввели новую обязательную процедуру на рынке — маркировку рекламных материалов. В законодательстве установлена достаточно обширная дефиниция рекламы, под которую может попасть практически любой пресс-релиз, новость или статья, где есть упоминание бренда/товара/услуги. Поэтому для участников индустрии Роскомнадзор и ФАС постоянно выпускают пояснения, касающиеся новых требований.

Сегодня мы постараемся разобраться, а требуют ли обязательной маркировки пресс-релизы и статьи?

Как определить является ли публикация рекламной?

В этот вопрос вносит ясность письмо РКН от 14 ноября 2022 года, согласно которому пресс-релиз или статья является рекламной в следующих случаях:

  • Акцентирует внимание пользователей на конкретных товарах, услугах бизнеса или деятельности компании;
  • Предназначен для широкого круга лиц, то есть не для ваших клиентов.

Как мы видим из пояснения, почти любой материал, где ваша компания каким-то образом показывает себя или собственные товары, услуги с положительной стороны, является обязательным для маркировки. То же касается и размещений в открытый доступ на собственном сайте.

Важно отметить, что согласно ранее данным разъяснениям ФАС, к маркировке интернет-рекламы не относятся такие публикации, как:

  • аналитические материалы, например, результаты научных исследований;
  • информация, которая размещена в справочно-каталожных материалах, которая содержит единый набор сведений о компании или товарах, услугах;
  • информация об ассортименте, услугах компании, которая размещена на сайте компании, если их задача простое информирование клиентов о возможностях бизнеса.

Из этого можно сделать вывод о том, что пресс-релиз или материал в СМИ или на собственном сайте не будет считаться рекламой и не будет подлежать маркировке, если это общественно значимые публикации, исследования, обзоры рынка. Важно, оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

Что ждет PR-индустрию?

Маркировка интернет-рекламы — важный шаг в создании «прозрачного» рекламного рынка в России. Поэтому пиарщикам придется приспосабливаться к новым требованиям законодательства.

PR-рынок может разделиться на три лагеря. Первый будет беспрекословно соблюдать новые требования законодательства, второй будет постоянно коммуницировать с Роскомнадзором, ФАС и операторами-рекламных данных для уточнения статуса каждого материала, а третий просто изменит подход к работе c PR-инструментами, например, сосредоточит внимание на других направлениях.

Меры ответственности за неисполнение обязанностей, вытекающих из статьи 18.1 Закона «О рекламе» – учет интернет-рекламы, пока не установлены. Представители госорганов заверили, что первые штрафные санкции за нарушение новых правил могут быть применены только после марта 2023 года.

Если у вас остались вопросы по поводу маркировки, вы можете оставить их на сайте или в соцсетях «ОРД-А», а наша команда постарается ответить на них.

1
Начать дискуссию