Как не нужно начинать ИТ-стартап или сопротивление прогрессу

Возможно, мой опыт поможет вам дойти до своей цели, потратив меньше ресурса. На старте имели: идею, деньги, команду. На сегодня доход от проекта — ноль, закопали порядка миллиона долларов моих денег.

Четыре года назад, имея опыт бизнеса, стабильный доход, опыт в области обработки массивов документов, возникла гениальная идея заменить ручной труд автоматизированной потоковой обработкой. В итоге хотелось заработать денег и получить моральные бонусы. Уговорил знакомого архитектора с опытом участвовать в проекте, набрали команду, все по взрослому организовали с самого начала: Jira, Unit тесты, софтина в облаке, кадры лучшие. Каждый день по нескольку часов в Скайпе обсуждения, огонь и движуха в общем )). Казалось по срокам максимум полгода и запилим чудо робота. Под рукой было производство, где можно было сразу пробовать то, что накодили. В голове была стройная концепция: берем самую дорогую сложную ручную операцию с документом, автоматизируем, масштабируем (нас же ждут с нашим решением), получаем деньги и развиваемся. Самоуверенные и окрыленные стартанули и сосредоточились на реализации. Очевидно же, огромная экономия от автоматизации ручного труда, да еще в масштабах страны. Людей не нужно, ограничения по количеству обрабатываемых документов снимаются, закидывай в облако потоком и через секунды получай готовую работу. Конкурентов нет, сказка. Через год 80% реализованный функционал, пора и к людям подумали мы. А людям не нужно. Да ну подумали мы, что то с маркетингом у нас, взяли хорошего продажника. Полгода работы, ни одной продажи. В голове мысли: ну почему так то, баги пофиксили, софтина работает, но не покупают. Изменили концепцию, не софт стали предлагать, а услугу. По нашей логике - ну выгодно же. Не взлетел проект.

Возможно ошибка в том, что картину мира которую мы себе нарисовали не совпадает с картиной у заказчика «на земле». Прогресс придуманный нами не нужен людям, они мыслят по другому (напрашивается сравнение, как аналоговый сигнал и цифровой).

Не нужен он на разных уровнях. Начнем снизу, с аргументов рядовых сотрудников. Автоматизация – угроза рабочему месту рядового сотрудника, по этому тихо сопротивляются. К тому же изучать новое, менять привычное старое, мы как ни будь руками без ваших роботов. На уровне руководителя подразделения: ключевые сотрудники говорят не работает софтина, с ошибками она. Наше объяснения, что это не баги, это нереализованные еще фичи не услышано и не понято. Руководитель доверят своим сотрудникам, строит свои выводы на их мнении. К тому же бюджет порежут, нормы поднимут, волнения в коллективе. Напишем обоснование что нужно доработать, затянем процесс, включим ИБД (Изображение Бурной Деятельности), ну сырая софтина скажем боссу, не сейчас. На этом уровне «вязко» сопротивляются и тянут время. Аргументы на уровне руководителя организации: мои протестировали, сырой софт у вас, я доверяю своим, менять ничего не будем.

Причем на каждом уровне еще по два слоя, реальная причина и придуманное обоснование, что бы ничего не делать.

Бороться со всем этим на всех стадиях пробовали и проиграли.

Наверное не стоит придумывать за людей, как оптимизировать им жизнь, нужно искать за решение каких задач они заплатят деньги.

Спрашиваю себя, жалко? Одна моя сущность говорит - да жалко (30%), другая (70 %) не жалко, если бы не попробовал, не простил себе упущенную возможность. Второй вопрос: буду еще пробовать? Да, но подходы свои изменю. Начну только при условии, когда ясно увижу и проверю, что за твое решение будут платить.

1818
35 комментариев

Совершенно неожиданно встречаю реальную ситуацию как в книжке.
Есть такая книжка, называется The mom test или Спроси маму.

Вот там вся книжка о том, как избежать вашего кейса.
Жаль, конечно, что чтобы понять ее суть, вам пришлось уложить столько денег.

5
Ответить

Да, прочел недавно эту книгу)

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Возможно я ошибаюсь, но у вас вообще не выстроена воронка продаж данного продукта (сервиса) и полностью отсутствует его презентация. Из основного, на первом этапе рекомендовал бы вам:
1. Сделать сайт-презентацию продукта. Не на коленке фрилансером за 10к руб. На сайте должно быть подробное описание сервиса, от знакомства до внедрения и последующего сопровождения, в чём его польза, какие задачи он закрывает, с чем и как может синхронизироваться и т.п.
2. Сделать минимум 3 внедрения на чужих предприятиях/фирмах, в идеале если разные отрасли, так у вас появится опыт по внедрению и добавлению нового функционала под конкретные боли у заказчика. И да, первые внедрения могут быть или полностью бесплатными, или по прошествию 3-6х месяцев абонентка или 100% постоплата за продукт.
3. Потенциальный клиент (лпр) должен получить достаточно большой объём информации о продукте в открытом доступе, а именно текстовое и видео описание продукта, как его применяют на практике, в чём его преимущество, как легко его внедрить и экономить время сотрудников и т.п. Всё это может быть в виде статей и видео роликов у вас на сайте, в блоге Дзен, видео уроки и видео презентации на Ютуб. Несколько статей на vc в стиле "Как мы помогаем сэкономить 50 часов в месяц X сотруднику в делопроизводстве" и т.п.
4. Понятные Pdf презентации продукта, Pdf описание кейсов внедрения, которые легко можно скачать в открытом доступе, отправить потенциальному клиенту.
5. При появлении лида нужна подробная zoom презентация продукта вашим менеджером, показать его в деле, после этого можно обсуждать процесс внедрения. Планирование и тестирование воронок от появления лида до внедрения и получение оплаты.
6. После нескольких успешных внедрений можно говорить о развитии партнёрок, т.е. внедрении/интеграции функционала вашего продукта в AmoCRM и Битрикс24. Много специалистов которые смогут это сделать в виде доп модулей в данные CRM. Сотрудничество с облачными системами бух.учёта и делопроизводства. Далее могут быть интеграции в клиент банки, но это уже совсем другой уровень обеспечения безопасности и внедрения кода.

Продажи данного продукта редко будут проходить "в лоб", клиент должен созревать к нему, должно быть несколько касаний по лпр, нужно сделать так, чтоб лпр был на вас подписан и находился в инфополе каждый раз когда вы публикуете новый материал/кейс по продукту.

3
Ответить

Евгений, благодарю за подробные рекомендации!

Ответить

"Как мы помогаем сэкономить 50 часов в месяц X сотруднику в делопроизводстве". Кратко опишу, как я понимаю логику ЛПР заказчика (не обязательно я прав). Сейчас плачу своему сотруднику X, нужно будет платить еще и вам. Сотрудника уволить не могу, зарплату ему уменьшить не могу. Сотрудник X так изобразит ИБД, что свободного времени у него не окажется. У меня большой вопрос, а есть ли интерес у ЛПРа экономить сотруднику X 50 часов, интерес за который он готов заплатить.

Ответить

Добрый день, случай, конечно, показательный. На самом деле это глобальная проблема, когда есть деньги и кажется, что продукт по-любому взлетит. Как раз перед разработкой и серьезными вложениями нужно привлекать маркетологов, тестировать гипотезы, изучать потребности потенциальных клиентов и их остроту (=готовность платить), короче искать product/market fit. Я даже целое агентство для этого создал)
Удачи вам!

1
Ответить