Как работает фулфилмент для маркетплейсов и кому он подходит?

Как работает фулфилмент для маркетплейсов и кому он подходит?

С развитием электронной коммерции возрастают и требования к скорости доставки. Оперативное выполнение заказов становится определяющим фактором для сохранения лояльности покупателей и долгосрочного сотрудничества с брендом.

Фулфилмент может помочь продавцам в эффективной доставке товаров. Как именно функционирует этот процесс и кому он может быть полезен? Расскажем про основные принципы работы фулфилмента для маркетплейсов и как извлечь из него максимальную пользу.

Что такое фулфилмент

Фулфилмент — система управления хранением, отбором, упаковкой и доставкой товаров от продавца через посредника. Она освобождает продавцов от операционных задач, позволяя сосредоточиться на более стратегически важных аспектах бизнеса. Фулфилмент может быть организован самим маркетплейсом или сторонней компанией. Продавцу требуется лишь передать необходимые товары посреднику, который возьмет плату за хранение и доставку.

Фулфилмент от маркетплейса — это комплексный набор услуг. Продавцы экономят не только на создании собственного сайта, настройке поисковой оптимизации, внедрении CRM-систем, привлечении трафика, но за счет более удобной аренды складских помещений и логистике.

В чем отличие фулфилмента от обычной доставки

Доставка

  • Принятие оформленного заказа на маркетплейсе.
  • Подготовка соответствующей упаковки для товара.
  • Вызов курьера или передача товара в пункт доставки.
  • Отправка товара транспортной компанией.
  • Уведомление клиента о доставке.

Фулфилмент

  • Хранение товаров на складе оператора.
  • Сборка и комплектация товаров для отправки.
  • Упаковка товаров в соответствии с необходимыми требованиями.
  • Маркировка заказа для отгрузки.
  • Отправка товаров транспортной компанией или транспортом маркетплейса.
  • Уведомление клиента о доставке.
  • Организация и обработка возвратов в случае, если товар не подошел.

Фулфилмент — это более сложный способ обработки заказов, включающий в себя управление складом, сборку и упаковку товаров, а также возможность принимать и обрабатывать возвраты. То есть продавцу не нужно беспокоиться о том, чтобы упаковать и отправить товары своими силами. Вместо этого он передает товары на склад маркетплейса, где занимаются всей остальной работой по упаковке, отправке и уведомлению клиентов.

Каким продавцам подойдет фулфилмент

  • Новичкам в бизнесе с ограниченным бюджетом, кто не может или не хочет тратить средства на аренду склада и логистику.
  • Малым и средним компаниям без собственных складов и доставки.
  • Международным продавцам без представительства в данной стране или регионе.
  • Продавцам с высоким объемом заказов, которым нужно ускорить обработку и доставку товаров.

Как работает фулфилмент на примере CS-Cart

Для маркетплейсов на платформе CS-Cart для маркетплейсов (ранее Mullti-Vendor) можно подключить и настроить доставку «Фулфилмент от маркетплейса», которая входит в платформу по умолчанию. Поскольку это повлечет за собой дополнительные затраты на организацию доставки, стоимость фулфилмента можно предлагать как уникальную опцию в тарифные планы для продавцов.

Так в CS-Cart можно настроить тарифные планы для продавцов и включить в некоторые из них фулфилмент.
Так в CS-Cart можно настроить тарифные планы для продавцов и включить в некоторые из них фулфилмент.

Преимущество фулфилмента для маркетплейса в том, что заказы покупателя от разных продавцов сначала собираются, а потом отправляются одной доставкой. Для покупателя это гораздо удобнее, так как он разом получит весь свой заказ.

Может быть ситуация, когда в одном заказе есть товар от продавца с фулфилментом и от продавца с базовым тарифом, который самостоятельно осуществляет доставку. В этом случае доставок будет как минимум две: одна от маркетплейса, а другая от продавца.

FBO vs FBS

Существуют две основные схемы взаимодействия между продавцами и маркетплейсом при использовании фулфилмента: FBO и FBS. Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из этих схем.

FBO (Fulfillment by Operator)

В качестве оператора часто выступает маркетплейс. Часто можно встретить такие аббревиатуры: FBY (Fulfillment by Yandex), FBA (Fulfillment by Amazon), FBM (Fulfillment by Marketplace). Суть при этом не меняется: при этой модели доставка происходит со склада маркетплейса, а продавцу необходимо лишь вовремя пополнять склад товарами.

Так работает схема FBO.
Так работает схема FBO.

Оператор устанавливает свои требования к упаковке, хранению и расположению товаров, а также отдельную стоимость за хранение, транспортировку, иногда за прием товара на склад. Операторы могут устанавливать ограничения на хранение товаров по габариту (к примеру, не больше 100 кг), по типу товара (например, строительные материалы), по характеристикам (к примеру, не подойдут зеркала).

Преимущества для продавцов:

  • Сроки доставки быстрее, так как товар уже лежит на складе, его необходимо только отправить. Сроки имеют важное значение, потому что клиенты обращают внимание на цену и дату доставки, выбирая между продавцами.
  • Широкая география продаж. Возможность хранить товары на региональных складах, позволит быстрее отправлять заказы в разные точки страны.
  • Обработка возвратов без участия продавца. Это сокращает время на операционную работу.
  • Экономия на складе является спорным преимуществом. Здесь нужно конкретно рассматривать какие товары у продавца. К примеру, крупная бытовая техника не подойдет по условиям маркетплейса, а для небольших товаров хранение в собственном помещении продавца может обойтись дешевле.

Недостатки для продавцов:

  • Продавец полностью не управляет товарным видом товара. В некоторых случаях товары в некондиции приходят по вине маркетплейса.
  • Общие расходы на хранение, прием, доставку, возвраты может обойтись дороже, чем при модели FBS.
  • Если дела на маркетплейсе идут не очень хорошо, то забрать товар со склада может быть проблематично и накладно.

FBS (Fulfillment by Seller)

При этой модели продавец хранит товары у себя, обрабатывает поступающие заказы на маркетплейсе, сам упаковывает и доставляет на склад маркетплейса. А маркетплейс берет на себя обязательство только доставить товар покупателю через постаматы, курьеров или ПВЗ. В этом случае маркетплейс выступает как витрина и транспортная компания для продавца.

Так работает схема FBS.
Так работает схема FBS.

Чтобы соблюдать сроки доставки и не портить репутацию, маркетплейс выставляет свои требования к сроку обработки заказа. Если продавец не успел вовремя привезти товар на склад маркетплейса, то для него может быть повышена стоимость доставки, понижен рейтинг или применены другие штрафные санкции.

Преимущества для продавцов:

  • Комиссия ниже, чем при модели FBO, так как часть расходов фулфилмента берет на себя продавец.
  • Один свой склад для всех маркетплейсов. Благодаря чему можно сэкономить на расходах по оплате складов разных маркетплейсов.
  • Полный контроль над товарным видом. В случае возврата продавец получает товар и может подготовить его для последующего покупателя.
  • Возможность протестировать востребованность продукта на маркетплейсе.

Недостатки для продавцов:

  • Больше операционной работы по обработке возвратов. Это тратит время продавца, а при объемных заказах или высокой оборачиваемости потребуются дополнительные ресурсы.
  • В некоторых случая может потребоваться склад и за аренду в данном случае все равно придется платить.

Предлагайте разные варианты фулфилмента и описывайте их условия в понятном виде. Обязательно уточняйте все правила для упаковки товаров, чтобы их было легко принять, укомплектовать по заказам и быстро отправить покупателю.

Что нужно для организации фулфилмента на маркетплейсе

WMS

Фулфилмент строится вокруг процессов хранения и логистики, но основой всех процессов служит мощная CRM система. Для склада это Warehouse Management System или WMS. Она должна позволять:

  • Работать со множеством единиц складского учета — SKU.
  • Работать со специальным оборудованием (весы, сканер штрих-кодов, QR коды и прочее).
  • Организовать адресное хранение.
  • Помощь в подготовке товаров к отгрузке.
  • Возможность интеграции с CMS маркетплейса.
Примеры WMS.
Примеры WMS.

Склад

Вторым не менее важным пунктом является наличие складских помещений. Они должны отвечать требованиям температуры и влажности, а также позволять зонировать помещение для различных задач. Помимо этого на всех этапах вам потребуется обученный персонал, техника и специальное оборудование. Рассмотрим работу склада подробнее:

  • Прием товаров от продавцов. Чтобы было легче распознать товар и контролировать каждую SKU на складе, потребуется маркировать товар уникальным номером. А также занести вес и габариты товара с SKU в систему учета. Это позволит быстрее в последующем упаковывать товар и рассчитывать стоимость доставки.
  • Хранение. В зоне длительного хранения могут находиться совершенно разные товары, для которых потребуются: паллеты, стеллажи, вешалки для вертикального хранения одежды. Некоторые товары требуют специфических условий хранения. В зоне кросс-докинга, когда не требуется долговременное хранение, могут располагаться динамические ячейки разных размеров. Маршрут для комплектации товаров должен быть максимально удобным, по статистике при комплектации заказа сотрудники склада тратят около 50% времени на передвижения между стеллажами.
  • Комплектация. Комплектация заказа завязана на данных из CMS маркетплейса: WMS система к каждому заказу привязывает товар, который необходимо передать дальше на упаковку. Также на этом этапе через WMS систему могут формироваться сопроводительные и отгрузочные документы.
  • Упаковка. Здесь тратится много расходного материала в зависимости от типа товара: термоусадочная пленка, вакуумная, пузырчатая упаковка, картонные коробки и т.д.
  • Доставка. Ее можно осуществлять логистическими компаниями или собственными силами в зависимости от зоны покрытия. Для этого потребуется транспорт, оборудованные постаматы, ПВЗ, если это не доставка до двери клиента.
  • Возвраты. Для оперативной работы с возвратами также необходимо помещение, аналитика причин возвратов, в некоторых случаях экспертиза, учет товаров, чтобы синхронизировать их с конкретными заказами в CMS маркетплейса и WMS.

Операторы фулфилмента для аутсорса

Организовать собственную систему фулфилмента с хранением товаров для маркетплейса сложно и затратно. Фактически это еще один бизнес. Чтобы не делать все самостоятельно, можно передать все задачи или их часть на аутсорс оператору фулфилмента.

При выборе оператора обращайте внимание на:

  • Ассортимент услуг, чтобы полностью покрывать потребности модели FBO.
  • Наличие подходящих складов, если у вас нишевый маркетплейс или будут товары от продавцов, для которых нужны особые условия.
  • География присутствия, чтобы не приходилось искать для разных регионов отдельных операторов.
  • Сроки доставки, возможности экспресс-доставки.
  • Стоимость оказываемых услуг в соотношении качества.
  • Возможность интеграции системы WMS с CMS вашего маркетплейса.
Как работает фулфилмент для маркетплейсов и кому он подходит?

СДЭК работает по схемам FBO, FBS, DBS, есть доставка день в день. Склады находятся в 4 странах: Россия, Казахстан, Италия, Азербайджан. В планах открытие складов в Германии и Киргизии, а также расширение по России.

Предоставляемые услуги:

  • Хранение, комплектация, упаковка, маркировка, доставка, работа с возвратами.
  • Свой личный кабинет пользователя со статистикой и возможностью отслеживать остатки онлайн.
  • Собственная CMS платформа.
  • Есть готовые модули интеграции и открытый API.

БетаПро

Как работает фулфилмент для маркетплейсов и кому он подходит?

Бета Про работает со средними, крупными интернет-магазинами, продавцами на маркетплейсах. Предоставляет услуги в рамках FBO, FBS, DBS. Есть собственная курьерская служба и партнеры по доставке. Склады класса А и В+ в Московской области.

Предоставляемые услуги:

  • Прием, хранение на складе, комплектация, упаковка, маркировка, доставка, обработка возвратов.
  • Кросс-докинг, без размещения на складе.
  • SMS-информирование клиентов о статусе заказов.
  • Личный кабинет для контроля и управления складом.
  • Собственная WMS-система и готовые модули для интеграции.

Hency Group

Как работает фулфилмент для маркетплейсов и кому он подходит?

Логистическая компания Hency Group оказывает полный спектр услуг по хранению, логистике, сертификации и таможенному оформлению, в том числе в рамках фулфилмента. Есть 8 представительств в России и СНГ, более 70 офисов по всему миру. Склад в Москве класса А+. По всему миру общая площадь складских помещений более 150 тысяч квадратных метров.

Предоставляемые услуги:

  • Прием, хранение, маркировка, упаковка, доставка, работа с возвратами.
  • Кросс-докинг.
  • Доставка всеми видами транспорта, в том числе экстренная доставка.
  • Страхование грузов.
  • Таможенное оформление.
  • Своя WMS система, с возможностью простой интеграции и обработки заказов через e-mail.

Фулфилмент представляет собой удобный сервис для продавцов, но требует значительных вложений со стороны маркетплейса. Упростить эту задачу можно используя различные модели фулфилмента или передав часть функций на аутсорс. Команда Cart-Power поможет настроить процесс фулфилмента на онлайн-площадке, адаптировать ее в соответствии с вашими требованиями и провести все необходимые интеграции со сторонними сервисами.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию