Как концепция BANI мира влияет на бизнес-планирование и скилы сотрудников

Как концепция BANI мира влияет на бизнес-планирование и скилы сотрудников

Начиная с 2020 года, мы постоянно живем в условиях непредсказуемости. Казалось бы, только привыкли к пандемии и работе на удаленке, как 2022 год подкинул новых вызовов. Активная релокация сотрудников, обход санкций, поиск новых поставщиков услуг и провайдеров — минимум проблем, с которыми столкнулись бизнесы. В таких условиях писать долгосрочные стратегии кажется малоэффективным.

Мы задумались, на чем тогда сосредоточится владельцам бизнесов и самим сотрудникам, чтобы было “долго и счастливо”?

Что такое концепция BANI мира и зачем ее знать?

С первого взгляда можно подумать, что это очередная система взглядов “умных английских ученых”, которые попытались описать текущую ситуацию. От того, что мы знаем или не знаем ее, а также предыдущие 50 концепций, нам ни жарко, ни холодно.

Человеческая психика устроена так, что долго находиться в условиях неопределенности не может. Становиться слишком некомфортно, и появляется ощущение, что мы не управляем своей жизнью. А описывая и структурируя что-то, мы начинаем лучше это понимать. Лучше понимаем=знаем, чего ожидать и как действовать.
Жаме Кассио, старший научный сотрудник Института этики и новых технологий, американский футуролог, описывая эпоху хаоса в своей статье Facing the Age of Chaos, предложил новую концепцию мира под названием BANI-мир.

По его мнению, старые модели для адаптации не работают, поскольку мы живем в эпоху хаоса. Требуются новые способы осмысления, чтобы понять, какие формы принимает наше новое время и как реагировать на него.

Рассмотрим подробнее, что означает каждое слово в этом акрониме.

BANI — brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible

Как концепция BANI мира влияет на бизнес-планирование и скилы сотрудников

Brittle — хрупкий.
На смену нестабильности пришла хрупкость. То, что казалось нам на первый взгляд вечным и надежным, может рухнуть в любой момент. Для этого лишь нужно стечение обстоятельств. Основная проблема хрупкости в том, что система не выходит из строя постепенно. Она полностью разрушается за короткий период времени.

Anxious — тревожный.
Текущий мир вызывает у нас тревогу, поскольку характеризуется непредсказуемостью и неопределенностью. В этих условиях нам тяжело принимать решения, чтобы впоследствии о них не жалеть. С другой стороны, отсутствие решений порождает страх упущенных возможностей. Все это сопровождается бесконечным информационным потоком и приводит к тому, что чувство тревоги становится постоянным спутником современного человека.

Nonlinear – нелинейный.
Характеризуется тем, что на результат влияет огромное количество факторов. Причинно-следственные связи становятся совсем неочевидными, поэтому предугадать события сложно. Все явления связаны в одну систему, и события влияют на все в этой системе. Невозможно предсказать, что конкретные действия приведут к желаемому результату.

Incomprehensible — непостижимый.
В условиях нелинейности и перегруза информации понимание ситуации становится невозможным или крайне сложным. Информация, что доносится до нас, часто не полная, содержит множество фейков. Данных, чтобы полноценно проанализировать ситуацию, не хватает. А выводы, которые можно сделать, не всегда очевидные и правильные.

Концепция мира BANI Жаме Кассио знакомит нас с тем фактом, что мир становится все более сложным и непредсказуемым с точки зрения своего развития. Мир BANI — это тревожный мир, где царят неопределенность и непредсказуемость. Хрупкость и нелинейность делают его еще более трудным для понимания и решения различных ситуаций. Знание этих атрибутов может помочь нам лучше ориентироваться в его сложностях.

Как BANI мир влияет на бизнесы

Brittle
В хрупком мире для бизнеса важно сохранить устойчивость, и в этом помогут наработанные связи, коллаборации. Важно найти способ переориентироваться, а главное, вовремя понять, когда это следует сделать.
К примеру, в период коронавируса многие косметические предприятия диверсифицировали бизнес и начали выпускать санитайзеры, антисептики и СИЗ средства. Таким образом, распределив риски за счет создания нового производственного процесса.
Важно уметь вовремя перестроиться, трансформироваться, а не держаться за старые правила, чтобы сохранить устойчивость.

Anxious
В компаниях беспокойство выражается повышенным уровнем тревожности и стресса у сотрудников. Поэтому работать и тренировать стрессоустойчивость нужно внутри команды. Стресс и кризисы в команде необходимы. Это как с иммунитетом: если не сталкиваться с вирусами, он не выработается. В компании, где нет кризисов, вызовов, сотрудники погрязнут в болоте спокойствия.

Nonlinear
Долгосрочное планирование становится не эффективным. Многие компании в условиях нелинейности переходят на систему OKR (Objectives and Key Results), когда выделяется цель и ключевые результаты. При этом глобальная цель формулируется на год, а реперные точки – каждые три месяца.
Ставить цели на больший срок и тратить на это ресурсы не имеет смысла, потому что условия рынка и его возможности постоянно меняются. Кроме того, ваша гипотеза должна постоянно проходить проверку, а не только по итогам квартала.

Поэтому в компаниях сейчас особо ценятся аналитики и работа с Big Data, когда есть возможность рассмотреть и проранжировать все в системе. И на основе результатов найти возможности достичь нужных целей.

Incomprehensible
Для бизнеса в условиях непостижимости очень важно внутри компании поддерживать прозрачность процессов. Наличие быстрого доступа к необходимой информации играет важную роль. А за помощью к обработке огромного количества информации обращаются к технологиям AI. Искусственный интеллект в электронной коммерции помогает прогнозировать будущие конверсии, путь клиента, оптимизировать расходы на рекламу.
К примеру, ритейл “Эльдорадо”, используя технологии машинного обучения, просчитывал вероятность совершения покупки посетителем. Компания сегментировала клиентов по шкале вероятности и определила для каждого сегмента свои ставки в рекламной компании.

Какие софт скилы ценятся и что делать сотрудникам?

Как концепция BANI мира влияет на бизнес-планирование и скилы сотрудников

Для того чтобы быть успешным сотрудником в этом новом BANI-мире, не достаточно хорошо владеть hard скилами. Необходимо развивать soft навыки, которые помогут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Рассмотрим навыки в контексте каждой характеристики:

  • B — Хрупкий. Вырабатываем устойчивость, а для этого тренируем ресурсность. Умение быстро восстанавливать внутренние силы и энергию позволит решить задачу любой сложности. Из ресурсного состояния гораздо проще меняться и адаптироваться.
  • A — Беспокойный, тревожный. Страх блокирует проявление инициативы. Ожидание новой катастрофы заставляет прятать голову в песок. Чтобы этого не делать, нам необходима осознанность. Важно: не отрицать проблему, а видеть ее, не ожидать следующего апокалипсиса, а оптимистично смотреть на мир. Осознание поможет сделать выбор.
  • N — Нелинейный. Гибкость и креативность. Быть гибким означает быть разносторонним и непредубежденным, готовым пробовать новое и идти на просчитанный риск. Расширение зон ответственности или освоение новых профессий точно повысит адаптивность сотрудника в современном мире. Креативность – это про изобретательность и способность выдвигать новые интересные идеи. Важно уметь мыслить нестандартно и видеть новые возможности, а не ограничения.
  • I — Непостижимый. Здесь важную роль играет эмпатия. В мире BANI необходимы социальный и эмоциональный интеллект. Понимание и забота о чувствах и точках зрения других людей поможет создать прочную сеть во все более взаимосвязанном мире. Когда невозможно понять причины, но необходимо действовать, опорой может служить эмоциональный интеллект. Он поможет “прощупать” ситуацию и принять решение. Многие называют это интуитивностью.

Таким образом, способность быстро меняться, адаптироваться к новым ситуациям и творчески мыслить необходимы для выживания в этой нестабильной среде. Практически получается образ Agile-сотрудника, самостоятельного в мотивации, организации и контроле.

Значит ли это, что планировать теперь не надо? Что делать бизнесам

Планирование по-прежнему необходимо в мире BANI. Несмотря на то, что характеристики BANI (неустойчивый, тревожный, нелинейный и непонятный) могут затруднить прогнозирование результатов, стратегическое планирование может помочь компаниям подготовиться к неожиданным изменениям. У вас будут планы на случай непредвиденных обстоятельств.

Чтобы адаптироваться к новым условиям BANI-мира, нужны изменения в бизнес-мышлении и культуре.

  • Используйте данные. Предприятия генерируют много данных. Крайне важно использовать их для мониторинга эффективности бизнеса и выявления новых рыночных возможностей. Для эмерджентного подхода к развитию используйте анализ больших данных. Рассматривайте все и ранжируйте, структурируйте и ищите закономерности.
  • Интеграция новых технологий в операции имеет первостепенное значение. Используя технологии искусственного интеллекта, бизнес может оптимизировать процессы, автоматизировать задачи и повысить эффективность.
  • Глобальное экомышление. Не стоит думать, что адаптация подразумевает только быстрое реагирование на изменения. Учитывайте последствия принятия решений не только в первую очередь, но и что произойдет во вторую, третью очередь. Как решения отразятся в целом на процессе, компании, отрасли, стране. Быстрые, простые решения могут быть тактически правильными, но в стратегическом плане провальными.
  • Вместо использования традиционных подходов к управлению “сверху вниз”-- более совместные и доверительные модели. Необходимо поощрять открытое общение, готовность идти на риск и экспериментировать, чтобы способствовать инновациям и творчеству.
  • Поощряйте межфункциональное сотрудничество. Прорывные идеи приходят в больших группах. Разрушая разрозненность, компании могут создать более сплоченную рабочую среду и стимулировать инновации. Внедрение гибких практик также имеет ключевое значение. Сосредоточив внимание на спринтах, компании могут быстро адаптироваться к новым задачам и реализовывать новые идеи.
  • Разработайте стратегию удаленной работы. Удаленная работа становится нормой в мире BANI. Она может помочь компаниям расширить свои возможности и не ограничиваться трудовым рынком одного города.

Заключение

В текущих реалиях, опираясь на описанную концепцию BANI, мы понимаем, что и компании, и сотрудники должны адаптироваться, чтобы выжить. Единственная константа в нашем мире — это перемены, параллельно с которыми мы живем и развиваемся.

Больше интересных статей о развитии ecommerce бизнеса читайте в блоге Cart-Power.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию