Как работает маркетплейс услуг. И как сделать сервис успешным?

Как работает маркетплейс услуг. И как сделать сервис успешным?

Маркетплейс услуг — это платформа, которая связывает исполнителей услуг с потребителями в режиме реального времени. Ее преимущества – это удобство и гибкость. От сервисов совместных поездок и аренды недвижимости до заказа продуктов и еды. Подобные сервисы в наше время стали незаменимы.
Рынок услуг полностью изменился. Люди все больше предпочитают мобильность и оперативность. Поэтому спрос на подобные площадки и приложения за последние годы резко возрос.

Помимо очевидного удобства, сервисы и площадки услуг предлагают такие преимущества, как конкурентоспособные цены, расширенные возможности трудоустройства и гибкий график работы, который подходит практически для любого образа жизни. Эти сервисы изменили не только то, как мы потребляем, но и то, как работают отрасли.
Появление маркетплейсов услуг открыло предпринимателям двери для создания собственных приложений, отвечающих конкретным потребностям или нишам. Рассмотрим какие ниши наиболее популярны и как запустить собственный маркетплейс услуг.

Статистика и тренды рынка онлайн услуг

Сфера онлайн услуг переживает значительный бум. Это стало настолько удобно, что сегодня сложно найти человека, у которого не установлено приложение доставки еды или сервиса такси. Подобные площадки объединяют поставщиков и потребителей и предоставляют быстрый доступ к услугам.

Экономика рынка услуг демонстрирует быстрый рост, показывая эффективную отдачу от инвестиций. Компании оперативно оптимизируют свою деятельность, используя маркетплейсы, приложения и онлайн сервисы.

Прогнозы показывают, что к 2025 году рынок услуг вырастет и достигнет 335 миллиардов долларов. Уже сейчас потребители тратят 57,6 миллиардов долларов ежегодно на услуги, а количество пользователей достигло 22,4 миллиона человек.

  • Самые крупные маркетплейсы услуг Ebay и Etsy. Ежемесячно они привлекают около 16,3 миллиона потребителей и ежегодно пользователи тратят на них почти 36 миллиардов долларов.
  • Транспортные услуги, такие как Uber и Lyft, занимают второе место с 7,3 миллионами потребителей в месяц. Ежегодные расходы пользователей составляют около 5,6 миллиардов долларов.
  • Следом за ним следует сектор доставки еды и продуктов, представленный такими платформами, как Instacart, привлекающий 5,5 миллионов потребителей в месяц, на них тратится около 4,6 миллиардов долларов в год.
  • Другие услуги по требованию, включая услуги на дому (например, TaskRabbit), услуги фрилансеров (например, Elance) и услуги в сфере здравоохранения и красоты (например, StyleSeat), приводят к совокупным годовым расходам в 8,1 миллиарда долларов.
  • Все другие категории услуг составляют около 3,8 миллиардов долларов ежегодных расходов.

Индустрия услуг переживает экономическое возрождение, и следующие факты подчеркивают это:

  • 51% поставщиков-компаний, пользующихся маркетплейсами услуг, увеличили свою прибыль.
  • 67% частных лиц, размещающих объявления на площадках услуг, увеличили свои заработки.
  • 45% поставщикам нравится гибкий график работы.
  • По прогнозам, к 2025 году инвестиции в приложения и сервисы достигнут 335 миллиардов долларов.

Как работают онлайн сервисы и маркетплейсы услуг?

Сервисы и приложения услуг могут объединять модели B2C и C2C, поставщиками могут быть как компании, так и частные лица.

Процессы на таких маркетплейсах устроены следующим образом:

  • Посетитель оставляет заявку на услугу.
  • Запрос отправляется подходящему поставщику.
  • Поставщик может принять или отклонить заявку.
  • Если заявка принята, поставщик оказывает услугу, а заказчик подтверждает выполнение.
  • Поставщик получает деньги, за вычетом комиссии маркетплейса.
  • Заказчик оставляет отзыв и ставит оценку по выполненной услуге.
Как работает маркетплейс услуг. И как сделать сервис успешным?

Клиенты могут оставить запрос, используя веб-сайт или мобильное приложение. Затем платформа сопоставляет запрос с поставщиком, который готов оказать услугу. Как только совпадение найдено, поставщик уведомляется о запросе и может принять или отклонить его.

Если поставщик принимает запрос, он выполняет услугу по месту нахождения клиента. В некоторых случаях, клиент может отслеживать прогресс оказания услуги в режиме реального времени через мобильное приложение или веб-сайт.

По завершению обслуживания клиенту предлагается оценить поставщика и оставить отзыв. Рейтинг и отзывы поставщика используются для улучшения качества работы сервиса, его продвижению, а также продвижению самих поставщиков.

Маркетплейсы услуг чаще всего работают по модели, основанной на комиссионных, где платформа взимает процент от доходов поставщика за каждую выполненную услугу. Эта модель стимулирует платформу предоставлять удобный сервис и поддерживать высокую удовлетворенность пользователей.

Какие виды маркетплейсов услуг бывают?

Онлайн сервисы услуг различаются по потребностям и отраслям. Вот наиболее популярные категории:

  • Туристические площадки. Эти платформы предлагают путешественникам широкий спектр услуг, включая бронирование проживания, туристические экскурсии, трансферы и развлечения для отдыха. Примеры: Airbnb и Booking.com.
  • Сервисы и маркетплейсы для фитнеса и здравоохранения. Эти площадки ориентированы на пропаганду здорового образа жизни, связывая пользователей с профессиональными тренерами, экспертами по питанию и провайдерами медицинских услуг. На них можно найти персональные тренировки, оздоровительный коучинг, медицинские консультации. Примеры: Nike Training Club, GetCoach.
  • Образовательные площадки. Эти платформы предоставляют возможности для обучения посредством живых занятий и онлайн-курсов. Пользователи могут получить доступ к различным предметам и курсам, часто с возможностью обучения в удобном для них темпе. Примеры: Coursera, Udemy, Учи.ру, Фоксфорд.
  • Сервисы доставки и площадки-агрегаторы. Эти торговые площадки объединяют водителей, курьеров с ресторанами, ресейлерами и прочими поставщиками. К примеру: доставка еды (UberEats, Delivery Club), совместные поездки (BlaBlaCar, Lyft, Едем.рф).
  • Маркетплейсы аренды вещей. Эти платформы позволяют клиентам арендовать вещи на короткие периоды времени. От дрелей до детских вещей. HomeDepot — пример рынка аренды инструментов. Другие примеры: Polka, ПростоВещи.
  • Сервисы поиска нужных специалистов. На таких площадках можно найти сантехника, курьера, клинера и специалиста для любых нужд. Они бывают многопрофильными (к примеру, YouDo, Kwork) или узкими (например, Собака-Гуляка).

Разработка маркетплейса услуг

Прежде чем углубиться в технические аспекты создания сервиса услуг, крайне важно выбрать правильную категорию и нишу. Начните с проведения исследования рынка и анализа существующих площадок, изучите спрос. Главные преимущества успешных маркетплейсов: они удовлетворяют насущные потребности, решают проблемы или предоставляют клиентам новые и инновационные решения.

5 шагов к созданию онлайн сервиса услуг

1. Выбор правильной платформы для маркетплейса услуг.

Выбор платформы играет решающее значение, поскольку определяет функциональность, масштабируемость, настройку, безопасность и поддержку ваших бизнес-операций. От выбора движка, на котором будет разработан сервис, зависит успех и эффективность в предоставлении услуг клиентам и поставщикам. Поскольку мобильность таких сервисов играет первостепенную роль, вы можете начать разработку с создания мобильного приложения и затем дополнить его веб-сайтом.

2. Разработка MVP версии.

При разработке MVP важно привлекать потенциальных клиентов. Этот подход поможет вам получить обратную связь о том, что лучше всего подходит для них. MVP должен быть достижимым и доступным. А это значит, что для запуска MVP версии стоит сосредоточиться на создании основного, базового функционала. И только потом добавлять функциональность сервису. Такой подход поможет лучше понять, чего хотят клиенты, и, в итоге, создать востребованный сервис.

3. Разработка прототипа.

Далее вам необходимо создать прототип, чтобы протестировать функциональность и простоту использования платформы. Прототип может состоять из уникальных аспектов или особенностей, которые отличают его от конкурентов – что-то, что выделяет его.

4. Дизайн и разработка.

Как только ваш MVP и прототип будут готовы, вы можете приступить к самой разработке основного функционала вашей платформы. Этот этап включает в себя написание кода и алгоритмов для вашего продукта, включая мобильные приложения и веб-платформы. Следует обратить внимание на UX дизайн, чтобы спроектировать простой, приятный в использовании и полезный продукт.

5. Тестирование и запуск.

Тестирование — важнейший этап. Оно помогает выявить любые ошибки или сбои, с которыми пользователи могут столкнуться при использовании вашей платформы. Помимо промежуточного тестирования, после каждого спринта, необходимо провести итоговое. После внесения необходимых корректировок вы сможете вывести качественный продукт на рынок.

Основной функционал маркетплейса услуг

Сервисы услуг, как и любой маркетплейс, включают в себя функционал для трех основных групп пользователей: клиентов, поставщиков услуг и администраторов. Ниже мы сделали обзор функционала каждой группы пользователей.

Функционал для клиентов

Удобная регистрация и настраиваемый профиль. Быстрая регистрация поможет привлечь больше посетителей к вашему сервису, а изменение настроек личных данных увеличит вовлеченность, поможет эффективнее выбирать поставщиков и повысит лояльность.

Интеграция с платежными шлюзами. Платформа должна интегрироваться с несколькими платежными шлюзами, чтобы увеличить возможности для оплаты услуг.

Безопасное управление данными. Безопасность данных имеет важное значение на любой онлайн площадке. Инвестируйте в меры безопасности, чтобы защитить личные и платежные данные ваших клиентов.

Обзоры и рейтинги. Функция обзоров и рейтингов на маркетплейсах помогает пользователям выбирать профессионалов с высоким рейтингом, используя отзывы предыдущих клиентов.

Поиск и фильтры. Функциональность поиска и фильтрации позволяет пользователям легко найти и перейти на нужную услугу.

Функционал для поставщиков

Регистрация. Процесс регистрации должен быть простым и быстрым, обеспечивая беспрепятственный процесс адаптации для поставщиков услуг. Он может включать в себя загрузку дополнительных документов для прохождения модерации и подтверждения навыков.

Отслеживание и геолокация. Отслеживание геолокации поставщика помогает направлять заявки от клиентов в удобном местоположении поставщика. А также улучшает качество обслуживания клиентов благодаря персонализированному поиску и результатам.

Средства связи в реальном времени. Обеспечьте каналы связи в режиме реального времени между поставщиками услуг и потребителями для повышения доверия и надежности. Это могут быть подключенные чаты, мессенджеры, чат-боты с базовыми вопросами.

Аналитика и отчетность. Используйте системы анализа данных, чтобы определять тенденции развития услуг, эффективность бизнеса и поведение пользователей. Поставщик должен иметь возможность отслеживать свои еженедельные, ежемесячные и годовые доходы.

Функционал для администраторов

Комплексное управление. Управление сервисом должно давать эффективный контроль над площадкой. Оно включает в себя: управление группами пользователей, профилями, бронированиями, заказами и оплатой, модерация отзывов, взаиморасчеты с поставщиками, управление доступами и настройками для поставщиков.

Система маркетинга. У администратора должна быть возможность эффективно продвигать и рекламировать маркетплейс. Платформа должна иметь достаточный набор инструментов, чтобы привлекать клиентов и увеличивать узнаваемость бренда в социальных сетях и поисковых системах. А также давать возможность продвигаться поставщикам внутри сервиса.

Управление лояльностью. Администраторы могут создавать рекламные предложения, скидки и промокоды для клиентов. Это способствует эффективному привлечению и удержанию клиентов, что приводит к увеличению рентабельности инвестиций (ROI).

Платежная система. Добавьте автоматизацию для администрирования платежей клиентов и выплат поставщикам услуг. Администраторы оптимизируют процессы оплаты, будут экономить время и легко отслеживать доходы.

Отчеты и аналитика. Администраторы могут просматривать отчеты о регистрации клиентов, выполненных заказах и полученных доходах. Эта информация помогает в разработке будущих стратегий и принятии решений на основе данных.

Примеры успешных сервисов услуг

Догси

Догси — это онлайн-платформа, которая объединяет владельцев домашних животных с догситтерами и нянями для домашних животных. С помощью Догси владельцы домашних животных могут найти и забронировать проверенных и надежных опекунов для своих питомцев.

Догси - платформа, которая оказывает услуги по поиску няни для домашних животных
Догси - платформа, которая оказывает услуги по поиску няни для домашних животных

Веб-сайт имеет удобный интерфейс, можно быстро найти доступных нянь для домашних животных в нужном районе. Достаточно выбрать тип услуги, город, нужные даты. Сервис доступен для 46 городов России, как в мобильной версии, так и веб. Владельцы домашних животных могут просматривать профили, читать обзоры и рейтинги и выбирать подходящего догситтера или няню.

Догси предлагает безопасную систему онлайн-платежей для облегчения транзакций между владельцами домашних животных и нянями. Это обеспечивает удобную и надежную обработку платежей.

На веб-сайте также есть специальный раздел для потенциальных догситтеров и нянь для домашних животных, где они могут создавать профили, устанавливать их доступность и управлять своими бронированиями. Они могут указывать свой опыт, навыки и квалификацию, чтобы привлечь владельцев домашних животных.

Все ситтеры проходят модерацию и должны получить одобрение от платформы, чтобы отсеять ненадежных пользователей. Помимо этого платформа обеспечивает поддержку 24/7, а в каждую передержку входит бесплатная онлайн-консультация ветеринарного врача.

YouDo

Онлайн-платформа YouDo объединяет пользователей с квалифицированными специалистами, которые могут помочь с различными задачами и услугами. YouDo позволяет пользователям нанимать людей для выполнения таких задач, как уборка, ремонт, финансовые и юридические услуги, доставка и многое другое.

Сервис YouDo позволяет найти исполнителей для любых видов заданий
Сервис YouDo позволяет найти исполнителей для любых видов заданий

У YouDo есть веб-сайт и мобильное приложение с удобным интерфейсом, который позволяет пользователям просматривать доступных исполнителей в своем районе. Пользователи могут просматривать профили, читать обзоры и рейтинги и выбирать наиболее подходящий вариант для своих задач. Кроме того, пользователи могут указать дату, время и продолжительность задачи, что упрощает поиск исполнителя, доступного в случае необходимости.

Весь процесс на YouDo проходит очень просто. Нужно разместить задачу, описав ее условия. После чего вам придут отклики от исполнителей с ценами. Вы выбираете подходящего и обсуждаете сроки выполнения. После завершения задачи пользователи могут оценить и оставить отзыв о задаче и исполнителе.

На веб-сайте также представлена информация о том, как стать исполнителем, с доступными тарифными планами. Специалисты могут настраивать свои профили, чтобы продемонстрировать свои навыки, квалификацию и опыт для привлечения потенциальных клиентов. Они также могут устанавливать свои собственные почасовые ставки для различных задач и договариваться об условиях и ценах непосредственно с клиентами.

Исполнитель оплачивает только отклики к заданиям, при этом сервис не берет комиссию за оказанные услуги.

Заключение

Создание сервиса услуг может оказаться прибыльным бизнесом. Изучайте успешные кейсы, выбирайте гибкую платформу, начинайте с ключевых функций и создавайте сильную маркетинговую стратегию. Тогда ваш маркетплейс будет развиваться. Однако чтобы клиенты были довольны и доверяли сервису, необходимо решить такие проблемы, как управление качеством предоставляемых услуг, логистика рабочей силы, конфиденциальность и безопасность данных, а также соблюдение законодательных и нормативных требований. При тщательном планировании и реализации маркетплейс услуг может успешно конкурировать с существующими площадками или стать пионером в узкой категории услуг. Cart-Power поможет вам реализовать любые бизнес-идеи, от маркетплейса до мобильного приложения.

11
Начать дискуссию