Ecommerce в Казахстане. Как развивается электронная коммерция в Центральной Азии

Ecommerce в Казахстане. Как развивается электронная коммерция в Центральной Азии

Центральная Азия привлекает внимание как развивающийся рынок с высоким потенциалом роста и возможностей, благодаря своему геополитически и стратегически важному расположению между Азией, Европой и Ближним Востоком. По оценкам аналитиков KPMG региональный розничный товарооборот в 2021 году составил более 60 миллиардов долларов США.

Глобальный кризис, с которым столкнулся мир в 2020 году, привел к изменениям традиционных сценариев розничной торговли и сделал электронную коммерцию неотъемлемой частью для многих игроков рынка. В связи с этим электронная коммерция стала стремительно развиваться и в странах Центральной Азии: Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.

Ecommerce в Казахстане. Как развивается электронная коммерция в Центральной Азии

Тренды

Тренды электронной коммерции региона задают игроки из Казахстана и Узбекистана.

  • Экосистемы. Компании стремятся развивать собственные вспомогательные услуги, такие как логистика, платежные системы, приложения и соцсети, объединяя их в экосистему.
  • Омниканальность. Омниканальные стратегии дают возможность клиентам совершать покупки на нескольких платформах и каналах, например, онлайн, в магазине или через мобильные устройства, а также оплачивать покупки любым удобным способом, что формирует более глубокие отношения с покупателями.
  • Работа с доверием. Учитывая пока еще недостаточный уровень доверия к онлайн-шоппингу в регионе, игроки предлагают клиентам бесплатную примерку в ПВЗ, развивают политику возврата, сокращают сроки доставки товаров, внедряют возможность рассрочки.
  • Персонализация. На основе истории покупок, вишлистов, программ лояльности, компании персонализируют общение с клиентами. В этом помогает использование искусственного интеллекта и чат-ботов.
  • Геймификация. Реализуется в виде наград, квизов, аркадных игр, интерактивов и других активностей на сайте, в приложении, электронной рассылке и социальных сетях.
  • Интерес к малому бизнесу региона со стороны международного сообщества. При поддержке ЕС в 2023 году был создан проект «Ready4Trade Центральная Азия», хаб «Шелковый путь» и интернет-магазин «Artisans Connect». Эти проекты призваны помочь малому бизнесу выйти на международные площадки и популяризовать богатые декоративные традиции региона, передающиеся из поколения в поколение.

Риски и проблемы

  • Ограниченный доступ к инфраструктуре и интернету в странах Центральной Азии. Особенно это касается Кыргызстана (37% проникновения интернета) и Таджикистана (40% проникновения интернета). Высокие цены на интернет и низкая скорость передачи данных.
  • Неразвитая внутренняя и трансграничная логистика. Из-за этого высокая стоимость и длительные сроки доставки.
  • Несформированные потребительские привычки. Приверженность оффлайн-каналам, недоверие к онлайн-шоппингу, низкая цифровая грамотность.
  • Интернет-мошенничество и проблемы кибербезопасности. Цифровизация и рост транзакций через интернет дают бизнесу возможности, но в то же время несут с собой и проблемы, такие как мошенничество с банковскими картами и хищение персональных данных.
  • Местное законодательство. Электронной коммерции необходима надежная нормативно-правовая база для защиты как покупателей, так и продавцов. В этом вопросе страны Центральной Азии развиваются неравномерно.

Казахстан

По уровню развития электронной коммерции Казахстан значительно опережает другие страны региона благодаря развитой законодательной системе, открытости международным инвестициям, достаточной цифровизации в городах.

  • Объем рынка показал наибольший прирост в 69% в период пандемии COVID-19. Положительная динамика будет сохраняться и к 2025 году составит 19% (по данным KPMG).
  • Основными драйверами роста остаются широкий доступ к интернету, распространение смартфонов и развитая банковская система. Благодаря этому Казахстан достиг около 10% доли электронной коммерции в общем объеме розничной торговли.
  • Рост мобильного трафика. Если на начало 2020 года 57% трафика приходилось на мобильные устройства, то к концу 2020 года уже 73%. Это заставило лидеров рынка пересмотреть адаптацию страниц сайта под телефоны, сделать изменения в чекауте. В итоге конверсия посетителя в оформленный заказ увеличилась на 27% за счет улучшенной адаптации под мобильные устройства (по данным «Леруа Мерлен Казахстан»).
  • Рост среднего чека. Аналитики объясняют это тем, что у людей растет доверие к онлайн-покупкам.

Популярные категории

По данным Forbes.kz в 2022 году лидером розничных продаж стала категория товаров для домашнего пользования, реализация которых составила — 34,7% от всего объема. На втором месте одежда, обувь, спортивные товары — 17,3%. Третью строчку заняли продукты питания — 13,2% общего объема продаж.

Объемы продаж товаров в Казахстане по данным Forbes.kz за 2022 год
Объемы продаж товаров в Казахстане по данным Forbes.kz за 2022 год

Из-за международных санкций в отношении России и политики параллельного импорта появилась новая тенденция в электронной коммерции Казахстана. Многие россияне, избегая наценок российских ритейлеров, покупают товары напрямую на казахстанских маркетплейсах. Так что сейчас выход на рынок Казахстана как никогда актуален.
Что касается сервисов услуг, то здесь лидером стала категория продажи и бронирования билетов. Объем продаж составил 36,4% от всех услуг, оказанных через интернет. На втором месте услуги по перевозке пассажиров — 30,2%. Третью строчку заняли услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (телевидение, цифровая телефония, интернет) — 10,1%.

Проблемы (по данным исследования KPMG)

  • неэффективность таможни
  • высокие затраты, связанные с транспортом и логистикой
  • ограниченные возможности имеющейся логистики
  • ограниченный интерес к электронной коммерции за пределами крупных городов
  • риски кибербезопасности и защиты персональных данных
  • валютные риски

Узбекистан

Влияние COVID-19 на объем рынка электронной коммерции в Узбекистане было незначительным, поскольку рынок все еще развивался. В 2021 году он достиг объема в 168 миллионов долларов США. По прогнозу рынок электронной коммерции в Узбекистане в среднем будет расти на 40% ежегодно и к 2026 году будет равен 1 миллиарду долларов США (по данным KPMG и Statista).

Основные драйверы роста:

  • Улучшение ключевых инструментов электронной коммерции, которые ранее были слаборазвитыми: доступность и скорость интернета (включая 4G), распространение смартфонов и развитие мобильного банкинга.
  • Развитие удобных и безопасных платежных систем. В Узбекистане широко используются такие платежные системы, как Payme, Click, Uzum Bank.
  • Почти половину населения составляет молодежь в возрасте от 18 до 45 лет. Это наиболее платежеспособная и технически продвинутая часть общества.
  • Поддержка ecommerce на уровне правительства. В Узбекистане действует закон «Об электронной коммерции», определяющий основные понятия и участников отрасли, а также налоговые преференции. Например, налог с онлайн-доходов составляет 2%, в то время как для оффлайн-торговли он составляет 4%.
Общая статистика рынка ecommerce в Узбекистане
Общая статистика рынка ecommerce в Узбекистане

Крупнейшие маркетплейсы

Uzum market. Первая местная платформа e-commerce с собственными решениями в финтехе. В июле 2022 года количество посетителей составило 2,36 миллионов человек.
Zoodmall. Более 6 миллионов товаров от более 30 тысяч продавцов в основном из Китая.
Sello. Экосистема, которая объединяет в себя Sello Market, Sello Logistics, Sello Pay.
Olcha. Крупный мультикатегорийный маркетплейс.
Asaxiy. Бытовая техника, электроника, книги. Также есть проект «Asaxiy Woman» (женский проект по продаже посуды, косметики и других товаров) и «Asaxiy Murobaha» (оплата товаров в рассрочку).

Некоторые известные международные платформы также присутствуют на рынке электронной коммерции в Узбекистане. Например, активно на местном рынке продвигается Wildberries, который открывает первые бондовые склады. А AliExpress сокращает сроки доставки своих заказов, используя ПВЗ маркетплейса Uzum.

Проблемы (по данным исследования KPMG)

  • неэффективность таможни
  • ограниченная доступность служб доставки
  • ограниченное количество опытных продавцов, желающих работать официально
  • нехватка специалистов в области электронной коммерции
  • отсутствует культура онлайн-покупок и нет доверия к безналичному расчету
  • риски кибербезопасности и защиты персональных данных
  • валютные риски

Несмотря на проблемы, рынок электронной коммерции Узбекистана имеет потенциал и привлекательное деловое окружение, что подкрепляется поддержкой со стороны правительства.

Кыргызстан и Таджикистан

Рынок электронной коммерции в Кыргызстане и Таджикистане находится на начальном этапе развития и остается относительно малым по объемам. Это связано в значительной степени с низким уровнем цифровых технологий в обеих странах. Проникновение интернета составляет 37% в Таджикистане и 40% в Кыргызстане.

Крупнейшие маркетплейсы

Локальные стартапы, такие как Alif Shop (маркетплейс) и Сомон.tj (C2C доска объявлений) в Таджикистане, а также маркетплейсы Kivano и Svetofor в Кыргызстане стали ведущими игроками на рынке и показывают потенциал для дальнейшего развития.

Проблемы (по данным исследования KPMG)

  • низкое проникновение интернета, смартфонов и в общем технологий
  • законодательное регулирование электронной коммерции только появляется
  • законодательные барьеры на пути цифровизации
  • монополия государственных операторов связи, дорогой 3G/4G интернет
  • нехватка специалистов в области электронной коммерции
  • риски кибербезопасности и защиты персональных данных
  • валютные риски
  • низкая платежеспособность среднестатистического покупателя
  • высокий уровень бедности (26,5%)

Постепенно в Кыргызстане и Таджикистане правительства стараются решить эти проблемы. Например в 2021 году в Кыргызстане были подписаны закон об электронной коммерции и стратегия развития до 2026 года, разработан специальный налоговый режим для участников ecommerce. Появляется прозрачное правовое поле, которое открывает перспективы для бизнеса.

Для успешного развития электронной коммерции в Центральной Азии требуется расширение инфраструктуры: дальнейшая цифровизация отдаленных районов, запуск сетей 5G, повышение цифровой грамотности и качества логистики, расширение финансовой доступности и увеличение скорости платежей, разработка стратегии электронной коммерции на уровне государства. Однако уже сейчас в регионе создано множество возможностей для онлайн-бизнеса и есть незанятые ниши. Компании, которые смогут воспользоваться ими и адаптироваться к изменяющейся ситуации в мире, будут иметь большие шансы на успех в ближайшие годы.

Cart-Power поможет занять свою нишу в онлайн-торговле. Разработаем для вашего бизнеса маркетплейс товаров и услуг, который легко масштабировать и интегрировать с любыми сервисами.

22
Начать дискуссию