Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

Были ли у вас такие ситуации, когда вы натыкались на качественное и интересное видео на YouTube, а потом удивлялись тому, как мало подписчиков на канале? Или, возможно, вы открыли для себя начинающего талантливого блогера и, как проницательный пользователь, сразу увидели, что у человека есть потенциал, а его успех — дело времени.

Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

У меня происходили подобные случаи несколько раз, и пару лет назад я подумал, что было бы хорошо иметь возможность инвестировать в многообещающих, на мой взгляд, креаторов и зарабатывать вместе с ними по мере возрастания их популярности. Креатор в этом случае получает инвестиции от своей же аудитории, направляет их на улучшение качества своего контента, за счет чего увеличивает число подписчиков. А инвесторы в свою очередь получают ощутимую прибыль в случае успеха автора.

Идея платформы для инвестиций в креаторов появилась в 2020 году. Покрутив ее в голове несколько дней, я благополучно про нее забыл. Но спустя два года, получив опыт работы в одной из крупнейших стартап-студий СНГ, поработав с блогерами и nft-коллекциями, я вспомнил об идее, когда понял, каким образом она может быть воплощена.

Последние полгода наша команда из 7 специалистов увлечена реализацией этой идеи. Сейчас мы заканчиваем разработку платформы, которая, по нашему мнению, в будущем сможет перевернуть рынок креативной экономики.

В этой статье я бы хотел простыми словами рассказать о рынке социальных токенов, обсудить перспективы креативной индустрии и немного рассказать о нашем проекте.

Что такое социальные токены?

Социальные токены — это цифровые активы, которые поддерживаются репутацией бренда, человека или сообщества. Они делятся на две категории:

  • персональные токены
  • токены сообщества

Наша платформа фокусируется на креаторах (это авторы и блогеры), поэтому речь пойдет в основном о персональных токенах.

Первый случай выпуска персонального социального токена был зафиксирован несколько лет назад. Его создатель — Алекс Масмей, криптоэнтузиаст и предприниматель, на тот момент у него было около 3 тысяч подписчиков в Твиттере. Этого было достаточно, чтобы привлечь 20 000 долларов от 30 инвесторов. Владельцы токена $ALEX могли голосовать за его жизненные решения, например, какой комплекс упражнений он должен выбрать или какой диеты придерживаться. Кроме того, предполагалось, что 15% всех доходов, которые он получит в течение следующих 3 лет (максимум 100 000 долларов США), будут распределяться между держателями токена каждый квартал.

Алекс создал достаточно завышенные ожидания у своей аудитории, он не позиционировал себя как блогер, его планом было запустить успешный стартап. План не оправдался, и через какое-то время после первоначального новостного бума, цена токена начала снижаться. Тем не менее, токен все еще существует и торгуется, цена не упала до нуля, поэтому, возможно, у него еще все впереди.

Помимо Масмея на рынке социальных токенов было еще несколько проектов, однако, пока что ни одна компания не смогла добиться всемирного признания или доминирующего положения в индустрии, данная ниша все еще свободна.

Перспективы развития рынка социальных токенов и креативной экономики.

На самом деле идея инвестиций в людей совсем не нова, я думаю, есть достаточно много людей, которые хотя бы раз задумывались о том, что было бы здорово иметь возможность проинвестировать в своего перспективного знакомого. Давид Боуи в этом смысле был настоящим новатором, еще в 1997 году он выпускал собственные облигации — Bowie Bonds. Одна облигация стоила $1000, срок погашения составлял десять лет, а процентная ставка — 7,9% от дохода от песен. Всего Боуи привлек $55млн.

В 1998 году, когда интернетом в США пользовалось 30% населения, музыкант запустил собственный интернет-провайдер BowieNet. Пользователи получали эксклюзивный доступ к контенту музыканта, могли общаться с ним на форуме в чате, а на пике развития у провайдера было 100 тысяч пользователей.

Я хотел создать среду, в которой не только мои поклонники, но и все любители музыки могли чувствовать себя частью сообщества, а также получить доступ к обширным архивам музыки, высказать свои мнения и обменяться идеями.

Дэвид Боуи

В общем-то, это то, что строим мы сейчас, возможность для авторов быстро и просто создать вокруг себя полноценную экосистему. Боуи сильно опередил свое время, цена его облигаций начала падать из-за роста популярности онлайн-музыки, а BowieNet в итоге был продан другой компании. 25 лет назад мир не был готов к его инновациям просто из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

Именно поэтому сегодня технология социальных токенов обладает большим потенциалом стать новой вехой развития не только рынка криптоактивов, но и рынка инфлюенс-маркетинга (которого во времена инноваций Боуи еще просто не существовало).

Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

Рынок инфлюенс-маркетинга считается молодым. По меркам истории он появился позавчера. В 2022 году отрасль оценивалась в 16,4 миллиарда долларов, а совокупный годовой темп роста (CAGR) составил порядка 30%. Это означает, что индустрия выросла почти в 10 раз за последние 7 лет и, по прогнозам, к 2030 году достигнет порядка 130 миллиардов долларов.

Какие возможности появятся на рынке инфлюенс-маркетинга с приходом социальных токенов?

1. Соц. токены открывают возможность обычным людям зарабатывать в индустрии креативной экономики, при этом блогером для этого становиться не нужно. Достаточно лишь обладать некоторой насмотренностью и чутьем на талантливых людей. Это чем-то похоже на продюсирование, люди могут проинвестировать в перспективных авторов на ранних этапах и получить прибыль, когда они станут популярными.

Также ошибочно будет думать, что цена токена зависит только от количества подписчиков у автора. Это важный, но не определяющий фактор. Более важными являются репутация, доверие и качество аудитории автора. Например, у развлекательного канала может быть больше подписчиков, но капитализация токена автора с более зрелой, платежеспособной и профессиональной аудиторией может быть выше, благодаря более прочной связи автора и зрителя и за счет той ценности, которую автор вкладывает в свой контент. Например, канал Соколовского, у которого не так много подписчиков, но есть качественная и вовлеченная аудитория. Думаю, он вполне мог бы составить конкуренцию кому-то из крупных блогеров мейнстрима.

2. Социальные токены позволяют авторам открывать новые возможности создавать более качественный контент за счет привлечения инвестиций от своей аудитории.

Я думаю, здесь важно понимать, что блоггинг – это точно такой же бизнес, как и любой другой, со своей спецификой, но работающий по тем же принципам. Автор производит продукт – контент, у него есть свои потребители – подписчики. У блогера есть конкуренция, чтобы захватить свой кусок рынка, ему необходимо выделяться на фоне других. Если зритель уделяет время вашему контенту, значит у него остается меньше времени на других. Поэтому главная валюта, которую стремится заработать автор – внимание. Ее он потом обменивает уже на реальные деньги.

Перед собственником любого бизнеса стоит выбор – развиваться на свои средства или привлекать внешний капитал. Часто на конкурентном рынке, чтобы развиваться эффективно, требуются инвестиции. Блоггинг в 2023 году – это алый океан (высококонкурентный рынок), но при этом большинство авторов развивается “на свои”.

Проблему отсутствия инвестиций для блогеров иногда решают разные продюсерские центры, но условия зачастую не самые выгодные для блогера, поэтому мы предлагаем автору обратиться к своей же аудитории, предложить своему зрителю стать инвестором. Решение этой проблемы чем-то похоже на краудфандинг, с тем отличием, что он происходит в медиа сфере. В обмен на инвестиции, блогер предлагает утилити (применение токена). Это может быть доступ к эксклюзивному контенту, возможность задавать вопросы, находиться в закрытом чате, созваниваться с блогером, получать часть дохода от его деятельности и т. п. Но самая главная возможность – это владение долей медиа образа автора, которая сама по себе может расти или падать в цене, которую можно докупить или продать на вторичном рынке.

Блогер может описать план развития, объяснить, на что ему нужны инвестиции – на оборудование, оплату поездок, улучшение качества видео и т. д. Более детальное и четкое описание проекта поможет привлечь больше инвесторов. Более качественный контент привлечет новых подписчиков и увеличит доход. Такая поддержка от аудитории может стать большим преимуществом для автора, который хочет закрепиться как блогер и создать свой уникальный бренд.

3. Вовлеченность аудитории – один из ключевых факторов успеха блогера.

Использование соц. токенов может стать инструментом для увеличения лояльности аудитории. Когда зрители инвестируют в блогера, они перестают быть просто потребителями контента, они становятся частью команды, поддерживающей его и помогающей достигать целей. Фанаты начинают чувствовать, что они важны, и их мнение имеет значение.

Инвесторы – это самая вовлеченная часть аудитории просто из-за того, что успех для блогера означает успех и для его инвесторов, а значит в их интересах всячески помогать и страховать блогера. Соц. токены могут помочь установить действительно тесную связь между блогером и аудиторией, создать крепкое комьюнити вокруг автора и идей, которые он транслирует.

4. Инвестировать в людей просто интересно! Я уверен, что этот процесс может быть и увлекательным, и приносящим доход. Каждый день мы оцениваем людей, общаемся с ними, наблюдаем за их поступками. Наш мозг автоматически генерирует оценки личностных качеств людей, их статуса и влияния в обществе, этот навык позволяет нам выжить в социуме, он сформирован эволюцией. Почему бы не использовать его для инвестирования? Инвестирование в авторов может принести не только финансовую выгоду, но и эмоциональное удовлетворение. Вы можете помочь талантливому человеку воплотить идеи и достичь успеха. Вкладывая в людей, вы создаете доверительные отношения, которые могут привести к более длительному и выгодному партнерству.

Также среди инвестиций, связанных с блогерами, в 2021 году был интересный и значимый для индустрии кейс.

Инвестиционный фонд Slow Ventures совместно с братьями Либерманами и партнером фонда a16z crypto Шрирамом Кришнаном вложили $1,7 млн в YouTube-блогершу Марину Могилко. Эта сделка предусматривает, что в обмен на полученные инвестиции, Марина Могилко будет выплачивать 5% от своей будущей выручки в течение 30 лет.

Полученные средства Могилко использовала для расширения штата помощников, и хотя в теории она могла бы просто обратиться за кредитом, братья Либерманы указывают на существенную разницу между займом и инвестицией.

Братья Либерманы также увлечены идеей инвестиций в людей и сейчас нащупывают правовую базу в США для ее реализации. Их цель – решить проблему неравенства, концепция инвестиций в людей могла бы помочь с этим, так как в этом случае накопленные богатства равномернее распределяются между менее привилегированными молодыми людьми.

Кейс с Мариной Могилко скорее всего представляет собой не только инвестиционную сделку, но и служит целью исследования и проверки гипотезы Либерманов, а также привлечения внимания общественности и заинтересованных сторон к их видению и идеям в сфере инвестиций в людей.

Обзор нашего проекта

Как вы уже поняли, мы создаем платформу социальных токенов для креаторов – Crowdstake. Мы сами отбираем талантливых авторов и помогаем им запустить свой токен на нашей платформе. Мы предоставляем всю инфраструктуру для удобного взаимодействия блогеров и подписчиков-инвесторов.

Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

Когда блогер определился с утилити, общей эмиссией и ценой токена – становится известна дата открытия первичного рынка, где токен блогера впервые распродается. После окончания первичного рынка открывается возможность для торговли на вторичном рынке.

Блогеры могут публиковать эксклюзивный контент для избранных инвесторов прямо на платформе, где удобно выбрать, кому именно следует открыть этот доступ (например, топ-100, топ-30 или только 5 самых крупных инвесторов).

Мы учли опыт первопроходцев рынка социальных токенов, проанализировав их ошибки, мы поняли, что для успешной реализации выпуска социального токена необходимо соблюдение как минимум трех условий.

1. Во-первых, у токена должно быть утилити (применение токена, польза). Чтобы токен был привлекательным для фанатов и инвесторов блогера, утилити должно быть действительно ценным. На нашей платформе действует система уровней, то есть, чем больше фанат инвестирует в токен блогера, тем более интересные эксклюзивные предложения (бенефиты) он получает.

Например, при покупке токена блогера на 5 долларов, инвестор может получить доступ к закрытому чату с блогером и другими инвесторами. При покупке токенов на 50 долларов, инвестор уже получает эксклюзивный контент, скидки на продукты блогера, возможность участвовать в общих звонках и так далее по нарастающей.

Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

Тип утилити зависит от блогера, он сам выбирает, что будет наиболее привлекательным для его аудитории. Например, один из блогеров, с которым мы сотрудничаем и планируем запускаться, планирует распределять до 20% своих доходов от рекламных контрактов между крупными инвесторами (необязательный пункт, кто-то предлагает просто более эксклюзивный контент).

2. Во-вторых, блогер должен расти. Если бизнес не развивается, а выручка не увеличивается, то акции компании с высокой вероятностью не будут расти. Точно так же работает и здесь. Для успешного развития своего блога и повышения ценности своих токенов, блогеру необходимо улучшать свой контент, увеличивать и удерживать аудиторию. Сила энтропии распространяется и на рынок социальных токенов, поэтому «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте».

3. Третий важный аспект – это Mass adoption. Основные инвесторы блогера – это его фанаты и подписчики. Если мы говорим про обычного блогера, не из тематики веб3, то очень весомая часть его инвесторов отсеивается на этапе пополнения баланса биржи из-за неудобств и сложностей процесса. Чтобы решить эту проблему, необходимо сделать процесс пополнения максимально простым и удобным, один из вариантов – предоставить возможность быстрого пополнения с карты или популярных электронных кошельков. Чем проще и быстрее пользователи могут пополнить баланс платформы, тем больше вероятность их участия в инвестировании.

Часто задаваемые вопросы:

От чего зависит цена токена блогера, есть ли что-то общее между социальными токенами и схемой Понци?

Хотел затронуть этот вопрос, но получилась отдельная небольшая статья, поэтому если интересно, можете прочитать ее здесь. Если коротко – цена токена зависит от утилити, репутации креатора и его динамики развития в медиа. Ничего общего со схемой Понци у соц. токенов нет. Большую роль играют личная ответственность автора, его способности сохранять, увеличивать свою аудиторию и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Каким образом будет обеспечена защита от «pump&dump»?

Существует множество различных методов защиты от манипуляций на рынке. Например, остановка торгов при достижении определенного процента изменения цены, ограничение продажи в одни руки. Заморозка части токенов при покупке определенного объема и другие методы. Выбор конкретных методов защиты зависит от блогера и от специфики его токеномики.

Как обстоят дела с ликвидностью токенов?

Существует множество низколиквидных рынков, рынок nft является одним из ближайших примеров. Несмотря на отсутствие маркетмейкеров на таких рынках, они все равно существуют и развиваются. Низкая ликвидность создает определенные неудобства, но не является серьезной проблемой для инвестора (не путать с трейдером). Ликвидность токенов будет повышаться по мере роста популярности блогера, увеличения числа участников рынка и в целом развития площадки. Для обеспечения ликвидности в будущем мы также рассматриваем возможность сотрудничества с внешними маркетмейкерами и отдельными биржами.

Заключение

Социальные токены являются технологией, которая смогла бы ускорить развитие индустрии инфлюенс-маркетинга и помочь расширить крипто комьюнити за счет привлечения новых пользователей. Уверен, кто-то может скептично относиться к концепции прямых инвестиций в людей, но реализация этой идеи – это скорее вопрос времени и настройки подходящих инструментов .

Есть интересная теория о распространении инноваций, согласно ей, все новые идеи и концепции распространяются по Гауссовскому распределению.

Токены блогеров — утопия или будущее креативной экономики?

Распространение начинается с "инноваторов" – людей, которые наиболее открыты для новых идей и готовы принять инновации раньше других. И заканчивается "консерваторами" – людьми, которые обычно сопротивляются изменениям.

Рано или поздно соц. токены найдут свой product-market fit. Сегодня фондовый рынок понятен всем, но нужно понимать, что он и существует уже больше четырехсот лет. Первый фондовый рынок появился в 1602 году в Нидерландах. Компания занималась торговлей специями и персиками, тогда это стало отправной точкой развития фондовых рынков в мире.

Следующую мысль интересно объясняет Юваль Ной Харари в своей популярной книге "Sapiens". На протяжении всей книги он рассказывает о различных мифах, в которые верят люди. Одним из таких мифов являются корпорации и юридические лица. Харари приводит пример компании Peugeot в качестве иллюстрации:

"Peugeot – это фикция, порожденная коллективным воображением. Слово «фикция» обозначает нечто вымышленное, то, что существует именно благодаря нашему общему согласию вести себя так, словно оно действительно существует. Юристы так и называют это явление: «юридическая фикция» ... Такие компании являются лидерами в экономике, мы привыкли к ним и стали забывать, что они существуют лишь в нашем воображении.

Каким же образом человек по имени Арман Пежо создал Peugeot, который пережил самого Армана? В сущности, тем же способом, каким во все века жрецы создавали богов и демонов. С точки зрения французского права, если имеющий лицензию юрист выполнит должным образом всю ритуальную последовательность своих шаманских действий, напишет правильные заклятия и заклинания на специально оформленном листе бумаги и скрепит своей подписью с завитушками, то — фокус-покус — появится новая компания. Когда в 1896 году Арман Пежо надумал основать компанию, он заплатил юристу за все эти священные процедуры. И поскольку юрист осуществил все предписанные ритуалы, написал и произнес все положенные заклятия, то миллионы французских граждан поверили в раздвоение Пежо на прежнего Армана-человека и на новенькую компанию Peugeot SA, к которой они стали относиться со всем подобающим такой корпорации почтением."

То есть, если мы предположим, что люди внезапно по какой-то причине перестанут верить в сущность юридических лиц, нас, вероятно, будет ожидать глобальный финансовый кризис, а затем и крах всей цивилизации.

Но почему инвестиции в людей должны стать доступными только сейчас, спустя целых 400 лет? Ответ прост: только спустя 400 лет мы придумали интернет и социальные сети. Появление соц. сетей привело к появлению рынка инфлюенс-маркетинга, где человек выступает бизнес-юнитом, который обладает собственными ресурсами в виде репутации, влияния в медиа, количества фоловеров и т.д. Один из лучших показателей репутации человека — количество денег, которое люди готовы ему дать, неважно, ему самому или под его проекты, в нашем случае человек сам выступает проектом, вернее сказать не человек, а его аватар в медиа.

Одновременно с почти экспоненциальным развитием рынка инфлюенс-маркетинга, развивался и рынок криптоактивов (они даже появились примерно в одно время). Технология блокчейна позволяет социальным токенам быть безопасным и прозрачным инструментом для инвестирования в креаторов, аналогично инвестированию в компании по перепродаже персиков на заре становления фондового рынка.

Для реализации этого плана необходимо позволить людям поверить в новый миф: инвестиции в других людей — в креаторов — это реальность. Это требует проверки множества продуктовых и пользовательских гипотез (чем мы уже начали заниматься). Поэтому дайте инвестициям в людей немного времени, и они станут такой же обыденностью.

Cейчас мы готовим релиз бета-версии, где каждый сможет попробовать выпустить свой токен, купить чужие (пока что на демо счете.) Нам это необходимо для тестов и поиска багов, поэтому присоединяйтесь к 16% новаторов) По любым вопросам можно написать мне.

P.S. Ищем специалиста по инф. безопасности в проект.

2424
6 комментариев

Социальные токены - это “Next Massive Crypto Trend”. Тоже создал площадку для в данном направлении - socialholders.com где владельцы токенов сообществ могут общаться, голосовать и взаимодействовать.

К сожалению рынок сырой и ещё только формируется. Большинству не понятно зачем нужны социальные токены. Да и примеров интересных реализаций выпуска токенов практически нет.

2
Ответить

Почему не на Трибуне?:0

Ответить

Думаю, там опубликоваться, когда бету выкатим, чтобы можно было зайти потыкать

1
Ответить

Проект интересный, но есть челленджи в том числе с безопасностью, давайте сконнектимся, почта для связи: <web3scout @ gmail.com>

Ответить

Почему у почти половины поставивших лайк, дата регистрации — сегодня?

Ответить

Совпадение? - Не думаю. Хотя странно что только у половины.

Ответить