Упаковка: решения по оптимизации отходов

Упаковка: решения по оптимизации отходов

По данным Greenpeace, более 54% отходов, попадающих на российские полигоны, — это одноразовая упаковка. Чтобы она стала многоразовой и вместо свалок отправлялась на заводы по переработке, нужно участие каждого: как потребителей, так и компаний. Разберемся, какие меры следует принять и уже принимает бизнес, чтобы уменьшить количество отходов, и какой будет упаковка в будущем.

Роль компаний в снижении количества опасных отходов и Российский опыт

Сегодня многие компании сокращают объемы отходов, чтобы соответствовать ожиданиям инвесторов, которые в свою очередь, желают снизить риски своих вложений и соответствовать ожиданиям потребителей, которые все больше интересуются вопросами охраны природы.

Производитель косметики Garnier взял на себя обязательство к 2025 году перейти на упаковку из вторичных материалов. Только за 2019-й компания Garnier сэкономила 3670 тонн первичного пластика при создании упаковки. С 2021 года вся упаковка шампуней и кондиционеров для волос Fructis состоит на 100% из переработанного пластика.

Упаковка: решения по оптимизации отходов

К концу 2020 года Unilever выпустила в упаковке из стопроцентно переработанного ПЭТ 81 вид косметической продукции под марками «Лесной бальзам», «Чистая линия», «Черный жемчуг», Closeup, Love Beauty and Planet и TRESemmé. В течение следующих четырех лет вся упаковка компании должна стать пригодной к переработке и содержать не менее 25% вторичного пластика. Для достижения этих целей Unilever в России летом 2019-го заключила соглашение с объединением «Европласт». Сеть заводов занимается переработкой пластиковых отходов и созданием новой тары.

На путь циклической экономики вышла и немецкая компания Henkel, выпускающая чистящие средства и косметику. Принятая в 2010 году программа устойчивого развития уже принесла свои плоды: сейчас ПЭТ-упаковка брендов Fa и Gliss Kur, содержит до 25% переработанного сырья, собранного в России. А в лимитированной экосерии косметических продуктов Ocean Love используется упаковка из 100% ПЭТ. В 2020 году Henkel использовала порядка 50 тонн вторсырья для выпуска упаковки для перечисленных косметических продуктов. Емкости для чистящих средств Clin и Bref изготовлены из 100% переработанного пластика, а коробки из-под таблеток для посудомоечных машин Somat — из 100% переработанного картона.

В рамках стратегии устойчивого развития X5 Retail Group в январе 2021-го в семи супермаркетах «Перекресток» в Москве были установлены рефил-станции компании BioMio. Идея таких аппаратов заключается в снижении количества потребляемой упаковки, прежде всего - пластиковой. На рефил-станциях покупатели могут самостоятельно наливать в многоразовую тару жидкое мыло, средства для мытья посуды, стирки и др.

Проблема «кофе с собой».

Каждую минуту 1 млн одноразовых стаканчиков превращается в отходы, а пластиковая пленка, покрывающая их изнутри и препятствующая намоканию, не позволяет их переработать. Процесс производства таких стаканчиков тоже нельзя назвать экологичным - ради него вырубают 32 млн деревьев в год, а производство целлюлозы – сложный химический процесс с большим количеством «грязных» отходов. Но отказываться от кофе на вынос для спасения природы совсем не обязательно. Так, сеть кафе «Буше» в Москве предлагает взять многоразовый стакан в залог за небольшую сумму. А когда он будет не нужен - сдать его в любом заведении, подключенном к программе, и вернуть деньги. Участники акции получают скидку на напиток.

Производитель косметики ручной работы Lush уже давно озабочен экологической повесткой: косметика не тестируется на животных, а также продается без упаковки. Мыло, дезодоранты, твердые шампуни и другие товары можно забрать в многоразовых мешочках, контейнерах из вторсырья или просто обернутыми в бумагу. А упаковка для доставки онлайн-заказов состоит из картона и картофельного крахмала.

Корпорации, вставшие на путь устойчивого развития, стараются чаще использовать материалы, полученные при вторичной переработке отходов. Так, цель европейских филиалов PepsiCo к 2030 году выпускать все снеки в упаковке из вторсырья или возобновляемых компонентов, например отходов целлюлозы. Когда эти планы будут реализованы, углеродный след PepsiCo уменьшится на 40%.

Исполнительный директор европейских филиалов PepsiCo Сильвиу Попович отметил, что переработка гибкой упаковки должна стать привычной рутиной для всех компаний, а не экоинициативой. А чтобы оптимизировать процесс утилизации отходов, необходимо максимально упростить состав пакетов. Например, если гибкая упаковка будет состоять из одного полипропилена, ее можно будет легко переработать.

Российское подразделение PepsiCo инвестировало в развитие инфраструктуры для раздельного сбора отходов и инновационные системы переработки мусора. Совместно с другими членами РусПРО (ассоциации производителей и импортеров, самостоятельно утилизирующих отходы использования товаров и упаковки) компания завершила проект по превращению гибкой упаковки, не подлежащей переработке из-за разнородного состава, в пластиковые гранулы для производства стройматериалов, контейнеров и других изделий.

С объединением «Европласт» тесно сотрудничает и компания «Балтика». Предприятие собирает и отправляет на переработку как собственные, так и чужие пластиковые бутылки. В 2019 году «Балтика» передала на переработку пластиковые отходы, равные по объему 44% собственной упаковки, выпущенной на российский рынок, сообщает компания.

Однако, не все так радужно

Переработанный пластик применяется при изготовлении стройматериалов и другой непищевой продукции. Но не для новых бутылок: согласно российскому законодательству, производителям запрещено использовать вторичный пластик в упаковке напитков (согласно ГОСТу 32686-2014, пункт 5.3.3: «Применение технологических отходов и вторичного сырья для изготовления бутылок не допускается»).

Еще в 2012 году представительства ряда западных компаний в России сообщали, что для российского рынка тема замкнутых циклов и экологической устойчивости - не приоритет, так как нет спроса. Сейчас мы наблюдаем важные практические инициативы, попытки вернуть сырье обратно в производственные циклы, появление стратегических подходов к снижению объемов отходов, в том числе упаковки.

Не умаляя важности наметившихся изменений, хотелось бы подчеркнуть, что в экономике замкнутого цикла более приоритетны инновации в самом начале производственной цепочки, когда товары и услуги переосмысливаются еще на стадии дизайна. Например, разработка новых материалов, изменение моделей производства. То есть не какую упаковку сделать, чтобы было экологично, а что и зачем мы хотим упаковать.

Поиск решений выше по течению в производственной цепочке поможет решить проблему отходов и загрязнения окружающей среды при одновременном получении экономических выгод.

Ученые и предприниматели во всем мире сегодня пытаются разработать упаковку, которая не будет опасна для экологии. Приведем несколько примеров.

Съедобный пакет для лапши

Так выглядит съедобный пакет для лапши
Так выглядит съедобный пакет для лапши

Дизайнер из Великобритании Холли Граундс разработала эко упаковку для лапши, состоящую из глицерина, крахмала и специй. При попадании в воду она полностью растворяется, придавая блюду аромат пряностей. Нужно отметить, что такая упаковка подходит и для других продуктов.

Коробки из соломы

Китайские филиалы компании Dell упаковывают ноутбуки в коробки из пшеничной соломы, от которой большинство фермеров избавляется путем сжигания. В разработке этой упаковки участвовала тайваньская компания YFY, специализирующаяся на производстве изделий из бумаги. Соломенные коробки легко перерабатывать или компостировать.

Одноразовая посуда из целлюлозы

Первой российской компанией, запустившей производство одноразовой посуды из целлюлозы, стала Picneco. В 2018 году она открыла производство в Калужской области. В состав посуды входит 70% вторичного сырья и 30% целлюлозы и обрезков, остающихся от изготовления бумажных салфеток. Попав на полигон, такие тарелки полностью разлагаются за два-три месяца.

Многоразовая упаковка на основе воска

Американский фермер Сара Кек создала экологичную упаковку для пищевых продуктов. Материал из смеси пчелиного воска, смолы и масла жожоба обладает бактерицидными свойствами, поэтому еда, завернутая в него, дольше остается свежей. Сара Кек утверждает, что упаковка сохраняет свои свойства в течение года, если регулярно мыть ее прохладной водой с мылом, а затем высушивать.

Пищевая пленка из глины и ароматных трав

Ученые Университета Сабанджи в Стамбуле создали пищевую пленку на основе глины и органического соединения карвакрол, полученного из орегано и тимьяна. Материал не пропускает кислород и поглощает этилен, что замедляет созревание фруктов и овощей. Кроме того, пленка подавляет размножение бактерий, продлевая срок годности скоропортящейся продукции.

Чем может помочь агентство Дуобизнес в вопросах, связанных с упаковкой?

Мы можем предложить Вам решения по созданию упаковки и литой тары из органически чистых продуктов – льна и конопли, из первичной и вторичной целлюлозы, подобрать и поставить соответствующее оборудование, а также представить решения по производству упаковочной бумаги, картона, гофрокартона и их переработке.

2 комментария

Очень злободневная тема! Сама занимаюсь сортировкой отходов, отвожу на специальные пункты, стараюсь подключать к этому друзей, если вдруг они проявляют интерес

Ответить

Яна, спасибо за Ваше мнение! Мы верим, что большинство скоро тоже к этому придет. Такие изменения всегда требуют времени. И чем больше будет информации, тем скорее мы справимся с проблемой.

Ответить