AIномика: продуктовое изобилие и идеальный продукт

Здравствуйте! Меня зовут Николай Верховский, я академический директор программ по цифровой трансформации Школы управления СКОЛКОВО.

Вместе с Юрием Клочко, генеральным директором BSSG, мы исследуем концепцию AIномики — новой экономической парадигмы, которая формируется под воздействием AI-технологий.

В прошлый раз я рассказывал о том, как генеративные алгоритмы и искусственный интеллект трансформируют экономику, увеличивая производительность труда и меняя сами подходы к бизнес-процессам.

Сегодня я предлагаю рассмотреть, как новые возможности, предоставляемые AI, приводят к продуктовому изобилию и как это влияет на ценность и персонализацию продукта.

Как AI создает продуктовое изобилие

Развитие генеративных алгоритмов и искусственного интеллекта ведет нас к совершенно новой реальности — AI Abundance или AI-изобилие, то есть изобилию, вызванному развитием AI. Это состояние, при котором AI способен создавать бесчисленное количество качественных и дешевых продуктов. Большая часть которых, конечно же, возникает в цифровом виде. Видеоролики, изображения, музыка — все это теперь создается AI в больших объемах и с минимальными затратами. Уже сейчас мы потребляем контент из роликов, сгенерированных AI, озвученных AI, где ведущий — это тоже цифровой алгоритм.

Такое AI-изобилие приводит к следующим проблемам и вызовам:

— Обесцениваются предыдущие достижения

Если раньше качественный контент был редкостью и ценился высоко, то теперь такие же (или даже более качественные) материалы могут быть созданы в огромных количествах. Это приводит к обесцениванию культурного наследия, ведь то, что раньше было эксклюзивным, теперь становится массовым и доступным.

— Актуализируется вопрос доступа к сырьевым и энергетическим ресурсам

Несмотря на то, что AI значительно ускоряет и упрощает создание новых товаров, физические ресурсы для их производства остаются ограниченными. Без ресурсов физический продукт произвести нельзя. Это означает, что компании, связанные с добычей полезных ископаемых и энергетикой, снова становятся важными игроками на рынке. Хотя, конечно, в новой экономической ситуации они будут уже скорее вагоном, а не локомотивом, как было в XX веке.

— Снижается спрос на традиционные промышленные товары

В эпоху AIномики и 3D-печати производители могут создавать сложные объекты целиком, что уменьшает потребность в отдельных компонентах. Если условный ракетный двигатель может быть напечатан целиком, то из этого процесса исключается производство тысяч деталей, трубок, колец, втулок и прочего.

Как AI создает идеальный продукт

В условиях недалекого будущего, когда рынок будет перенасыщен продуктами, компании столкнутся с новой проблемой: как продать свой продукт, когда в одном сегменте продуктов может быть больше, чем потребителей?

В ответ на этот вызов исследователи-экономисты предложили концепцию идеального продукта — продукта, который постоянно адаптируется под уникальные потребности каждого потребителя в каждый момент времени.

Главная особенность идеального продукта заключается в том, что он основывается на данных, потому что спецификацию на него экспертным путем получить невозможно (для этого потребовалось бы стать другим человеком). Поэтому чтобы создать идеальный продукт, нужно сначала собрать и проанализировать поведенческие или биометрические данные потребителя.

Такие продукты уже существуют, например, услуга диета по подписке, где на основании анализов крови и ДНК генеративный алгоритм создает персональную программу питания, а человек получает доставкой еду, максимально соответствующую его физиологическим потребностям.

В заключение

Концепции AI-изобилия и идеального продукта показывают, как AI-технологии трансформируют не только экономику, но и саму суть потребления и производства. В мире, где количество продуктов превышает количество потребителей, способность компаний адаптироваться и использовать данные становится решающим фактором успеха. AIномика — это будущее, которое наступает прямо сейчас.

33
Начать дискуссию