Монетизация сообществ

Всем привет! Решила делиться своим опытом здесь и очень надеюсь, что он будет вам полезен! Меня зовут Анна Вагнер и комьюнити-менеджер с 9-летним стажем работы, преимущественно в играх, но и просто продуктовые сообщества я не обхожу стороной :)

В этом лонгриде мы познакомимся с такими терминами как «Монетизация», «Сообщество»» и научимся их воспринимать как единое целое. А также рассмотрим основные способы монетизировать сообщество в зависимости от его вида и тематики.

Монетизация и сообщество: общие понятия.

Итак, начнем с основных понятий. Сами по себе сообщества существуют практически с истоков нашей цивилизации, и их главная цель была выживание, состоящих в них людей. Далее, по мере того как взрослел наш биологический вид, в сообщества сбивались уже не только с целью выжить, но и по куче других факторов таких, как общие интересы, род занятий и так далее. Мы не будем рассуждать об о сообществах с исторической стороны, но причины их появления даже сквозь века остались неизменными.

Лучше сразу перейдем к определению монетизации. Это очень многофункциональное понятие, но в нашем случае, мы будем рассматривать его с экономической точки зрения.

Монетизация – это извлечение прибыли из проекта за счет введение платных услуг, а также сюда можно отнести выявление и внедрение новых способов заработка.

Исходя из этого, монетизация сообщества предполагает под собой определение стратегии извлечения прибыли и ее непосредственное получение от групп людей, объединенных одним проектом (в нашем случае, это может быть сайт, группа в социальных сетях и т.д.).

Какие сообщества можно монетизировать?

Сразу же уточним, что извлекать прибыль можно не из всех сообществ. К примеру, игровое сообщество, которое посвящено какой-либо игре довольно сложно монетизировать, ибо основным прибыльным инструментом здесь является продукт – игра, в которой уже имеются свои способы извлечения прибыли, а двойные траты как в игре, так и в сообществе игры могут раздражать пользователей.

Также могут быть сообщества, которые не предполагают извлечение прибыли как факта. Яркий пример таких групп – это благотворительные организации, которые являются средством сбора ресурсов, но не ради своей выгоды, а чтобы оказать помощь.

Кроме того, многие площадки не дадут вам монетизировать контент, который противоречит их правилам. Это правила меняются каждый год, но смысл остается примерно одинаковым. Так, Youtube канал не может быть монетизирован, если он посвящен пропаганде насилия или подогреванию межнациональной розни, наркотикам и любому другому противоправному поведению. Такие правила обновляются каждый год и существуют везде, где есть сообщества.

Подведем итоги. Сообщества, которые не нужно или даже нельзя монетизировать:

  • Сообщества, которые возникли вокруг уже монетизированного продукта
  • Сообщества, созданные для благотворительных целей
  • Сообщества, которые не соответствуют правилам той площадки, на которой они расположены.

Монетизация тесно связана с направленностью сообщества, его содержимым. Самые популярные монетизированные группы – это различные профессиональные паблики в социальных сетях, каналы Youtube, Telegram и тому подобные.

Когда же можно монетизировать?

Итак, вы решили, что монетизация нужна в вашем проекте. Когда ее вводить? На каком этапе? Постараемся разобраться.

В зависимости от направленности сообщества, от способа как оно зародилось и его цели, решение его монетизировать может быть принято в различные периоды. Это достаточно индивидуальный процесс.

Можно создать паблик, вокруг которого будет сформировано будущее сообщество, уже с целью получения прибыли. Яркий пример таких ресурсов – это профессиональные паблики, дающие ценный контент определенной направленности. К такому виду пабликов можно отнести Школа ремонта – ресурс, охватывающий почти все виды ремонтных работ. Сюда же можно приписать и различные благотворительные ресурсы, так как их цель – получать деньги из сообщества. Только имейте в виду, что прибыль можно получать, только тогда, когда у вас уже имеется хотя бы 1000 подписчиков.

Однако, если сообщество сформировалось стихийно, а не целенаправленно, то решение о вводе монетизации также может быть принято не сразу. Здесь можно упомянуть одного известного шведского видео-блоггера, который стоял у истоков создания каналов для обзора игр и совместного «летсплея» - PewDiePie. Он не раз признавался, что создавал свой канал, чтобы победить природную застенчивость и даже не мог представить, что через несколько лет его ресурс станет одним из самых популярных каналов в среде геймеров. Созданный Феликсом (это настоящее имя PewDiePie) канал не приносил ему дохода с момента его создания в 2010 году, а всемирная известность пришла к нему только в 2012.

Подводя итоги, можно сказать, что четких указаний, когда именно вводить монетизацию в сообщество, нет. Это может быть как спонтанное решение, когда владелец паблика создавал его не с целью заработка. Или же это будет продуманная стратегия, когда ресурс создается именно ради получения прибыли.

Виды монетизации сообщества

Об этой тематике написано огромное количество материала, и мы постараемся охватить все возможные примеры извлечения прибыли из сообщества кратко, но некоторым способам уделим немного больше внимания.

Самая распространенная модель монетизации — это Реклама и продажа товаров. Именно такой способ монетизации используют чаще всего в интернет-проектах, а грамотно выстроенное сообщество – это самый, что ни на есть, бизнес-проект.

Медийная и контекстная реклама поистине является одним из самых популярных видов монетизации и ее каждый владелец годного ресурса, у которого уже есть армия поклонников, которые живо обсуждают и комментируют посты (то есть сообщество). Важно отметить, что для получения дохода, нужно иметь хотя бы 500 уникальных посетителей и более. Это минимальные требования сервисов по внедрению такой рекламы. Самые популярные сервисы – Яндекс. Директ и Google Adwords.

Яндекс.Директ — эффективный инструмент размещения контекстной рекламы на страницах Яндекса и ресурсах-участниках рекламной сети.

Объявления в системе Яндекс.Директ – действенный способ продвижения рекламы в Интернете: услуга платная, но рекламодатель платит за клик по объявлению, а не за показ. Именно этот факт делает такую рекламу эффективной: её видят не все подряд, а только потенциальные клиенты.

Google Adwords — Это аналог Яндекс.Директ в поисковой системе Google. Данный метод показа рекламы позволяет многократно повысить продажи и привлечь целевую аудиторию.

Также можно воспользоваться рекламными биржами соцсетей. Это специальные площадки, созданные для удобства владельцев пабликов и рекламодателей.

Однако, увлекаться таким способом монетизации не стоит. Сложность в том, что сообщество – то не сам канал или блог, это те люди, которые знают и любят содержимое вашего ресурса. Они проводят там много времени, знакомятся друг с другом, общаются, спорят, влюбляются, женятся и разводятся, устраивают сходки в Реале. Это маленькая модель мира в ваших руках. Хрупкая и ранимая. И поэтому, очень важно не переборщить с рекламными роликами и ссылками иначе даже самая преданная часть потеряет интерес к блогу\каналу и уйдет из него. И чаще такой хлопанье дверьми происходит коллективно.

Более того, сейчас существует огромное количество различных блокировщиков рекламы и большая часть сообщества даже не увидит рекламные объявления, что делает такой способ монетизации неэффективным.

Поэтому давайте опишем наиболее мягкие и в то же время, действенные способы монетизации сообщества.

Сервисы подписок

Подписка предполагает внесение цикличных платежей за получение услуги или, в данном случае, это может быть доступ к сообществу или его привилегиям, за какой-то определенный период времени (месяц, 3 месяца, полгода, год).

Такая модель монетизации хороша для ресурсов профессиональной направленности. Например, у вас есть блог, посвященный строительной тематике и у него уже сформировалось сообщество, которое платит ежемесячный платеж, чтобы быть его членом. Соответственно, это сообщество также должно нести какую-то выгоду или бонус тем, кто в нем состоит. Иначе нет смысла за это платить. Скажем, можно предоставить всем, кто платит подписку, приглашения на какой-нибудь профессиональный митинг бесплатно или же возможность получить консультацию известного в строительной среде эксперта.

Среди подписок тоже можно выделить некоторые виды:

Ежемесячная подписка. Здесь все прозрачно. За доступ к благам сообщества нужно вносить фиксированную плату раз в месяц.

Один из самых распространённых примеров такого вида монетизации можно назвать различные интернет-журналы. Так, за подписку на уважаемое издание The Times и The Sunday Times придется заплатить от 30 фунтов в месяц.

Расширенная подписка. Такая модель предполагает получить базовый функционал, а за дополнительные сервисы придется заплатить дополнительно.

Вот, например, пользование ресурсом Youtube бесплатно, но подписка на Youtube Originals, откроет пользователю доступ к авторским сериалам, которые весьма интересны и разнообразны по жанрам.

Краудфандинг

Весьма интересная модель. И хитрая, эдакая скрытая монетизация. Термин «краудфандинг» дословно переводится как «толпа оплатит», но нам будет более известна фраза «с миру по нитке». Это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои ресурсы для поддержание какого-то проекта, через специально созданные интернет-площадки.

В целом, можно выделить три основных подхода к использованию этого вида монетизации и все они предполагают, что нужно будет зарегистрироваться на специально созданных площадках в большой Паутине:

  • Пожертвования. Здесь доноры (те, готов помочь звонкой монеткой) сами выбирают проекты реципиентов (те, кто, собственно, и начал сбор средств), руководствуюсь тем, что им ближе по духу. В таком виде деятельности не всегда требуют подтверждения, что вложения были сделаны не зря. Однако, это хорошая возможность набрать средства на самые разнообразные проекты: от помощи на учебе в ВУЗе до совершенно странных задумок.
  • Вознаграждение. Здесь же доноры уже ждут результатов, которые можно «пощупать» и готовы вложиться в дело или идею, результатом которой может быть услуга или продукт. К такому способу часто прибегают молодые стартаперы, которые получив отказ от банков на финансирование своего детища, не отчаиваются и находят поддержку на краудфандинговых платформах. И надо сказать, что некоторые довольно быстро идут в гору после такой помощи.
  • Акционированием. Иногда донор может рассчитывать на доход от прибыли реципиента, если дело, в которое он вложил свои кровные, выгорит и начинает приносить выгоду своему создателю. Такой вид пока встречается редко, его легко спутать с обычным инвестированием. Но, в некоторых странах уже создается специальная законодательная база, регулирующая этот вид.

Донаты

Вам также знакомо это слово. Но в монетизации у него истинное значение – donatus (лат.), т.е. подаренный, отданный. Следует отличать это понятие от доната в играх. Там это означает отдавать реальные деньги на игровые ресурсы с целью ускорения игрового процесса.

Практически каждый начинающий блогер считает своим долгом вставить в свой канал шкалу сбора средств «нужды админа». Механизм примерно такой же, как краудфандинге, но с большой разницей. Донат не всегда требует отчетности о трате материальных благ. В youtube-канале стример может собирать деньги на все, что угодно от новой видеокарты для более совершенного геймплея до покупки еды. А может вообще не писать причину.

Отличие доната от краундфандига в том, что во первом случае это добровольное пожертвование, которое сулит выгоду только организатору сбора (чаевые, к примеру, тоже донат), а во втором сообщество собирает средства на общую цель или выгоду (садовое товарищество, например, может собирать на озеленение территории).

Но не стоит увлекаться донатом, обычно он вызывает негативный эффект и грозит распадом сообщества, если владелец ресурса постоянно на что-то просит дополнительные деньги и не раскрывает свои плану, куда он их хочет потратить.

Партнерские и реферальные программы

Такие программы имеют много общего, а иногда одна вытекает из другой.

Итак, партнёрская программа – это способ сотрудничества между тем, у кого есть какой-т продукт и тем, кто может его продать. Если вернемся к нашему сообществу строителей, то паблик, вокруг которого есть устоявшаяся группа людей, вполне может претендовать на сотрудничество с компаниями с такими же, строительными компаниями и получать свою часть от прибыли с продаж. По факту, это работает также как реклама.

Происходит такое сотрудничество следующим образом: Вы заключаете договор с заинтересованной в вашем сообществе компании, получаете ссылку на товар и выкладываете пост с ссылкой или же просто упоминаете конкретный товар или компанию в посте, на обозрение своему сообществу в паблике. Профит!

А реферальная программа отличается от партнерской тем, что вы приводите в компанию не клиента, а реферала. Реферал – это участник партнерской программы, пришедший по рекомендации другого участника.

То есть вы можете получить прибыль не только от того, что участник вашего сообщества, но и еще за то, что вы привели этого клиента. Суть в том, члены вашего сообщества будут проходить по специальной реферальной ссылке, которая автоматически регистрирует их в системе вашего партнера. И чем больше рефералом, тем выше доход.

Вот мы и рассмотрели основные способы монетизации сообществ.

В заключении можно сказать, что каким бы ни было ваше сообщество, любите и уважайте его участников.

Если у вас в сообществе существует подписка, то не тратьте все ресурсы на себя. Нанимайте авторов, которые обеспечат более годный контент, художник-оформителей и всех-всех-всех, кто может дать вашему сообществу улучшенные условия. Если вы используете краудфандинг, то публикуйте отчеты куда ушли деньги максимально подробно и распишите выгоду такого сотрудничества. Умейте слушать и понимать всех, кто состоит в группе, общайтесь, интересуйтесь успехами вашей аудитории и просто будьте открыты. И положительные результаты не заставят себя долго ждать.

22
реклама
разместить
1 комментарий

Полезная статья. Понимаю, что уже отработала) Но...