Каково быть девочкой, которая отправилась покорять IT

Всем привет!

Я решила создать бизнес в IT еще в 2020. И за это время у меня накопилось столько историй, что не рассказать их будет грехом, который я не хочу замаливать на смертном одре.

Так как говорить о своих факапах в реальной жизни мне очень стремно, но рассказать о них мне хочется, я решила создать этот блог, в котором я навсегда останусь анонимом.

Поэтому сразу же дисклеймер: все персонажи выдуманы, а все совпадения с реальными людьми случайны.

Давайте знакомиться. Я живу на берегу моря, и ежедневно еду 8 км на велосипеде до коворкинга, в который влюбилась с первого взгляда. Сегодня передо мной выбежал ребенок, и папа закричал ему: «Тамерлан, тебя чуть девочка на велосипеде не сбила!»

Знакомимся с девочкой: Люля, в июле будет 30 годиков. В 21 создала свой первый бизнес и с тех пор качается на эмоциональных качелях.

Бизнес не для слабонервных

По-моему, решение открыть бизнес никогда не одобряется нервными клетками человека. Иногда, решая протестировать очередную свою гипотезу, я представляю что мои последние нервные клетки заливаются ромашковым чаем, примерно как Настя Ивлеева заливает в себя винишко в мемах.

Каково быть девочкой, которая отправилась покорять IT

Быть девочкой в бизнесе, и тем более в IT, — задачка со звездочкой. С одной стороны, тебе легче дается коммуникация, потому что на конференциях, в чатах, при личных обращениях с тобой с удовольствием общаются, делятся опытом и дают советы. С другой стороны, когда ты выступаешь на конференциях с питчем своего проекта, тебя обычно воспринимают несерьезно. Ну что-то вроде: улыбнемся ей, она ведь так старалась. Как если бы пятилетка рассказывал о своих идеях изменить мир к лучшему — это было очень мило, но денег мы тебе не дадим.

Мой проект касается образовательной сферы. В 2014 я открыла свою оффлайн-школу иностранных языков, в 2015 у нас появился второй филиал, который, правда, через год закрылся. Тогда я поняла, что в бизнесе не бывает идеальных схем: даже если ты шаг за шагом, повторяя одни и те же действия, создаешь один и тот же продукт, всегда присутствует момент удачи, благодаря которому этот продукт может зайти или не зайти аудитории.

В 2020 я попала на одну классную бизнес-программу, и в рамках этой программы я решила создать новый продукт: изначально это была CRM-система для языковых школ, которая бы решала многие проблемы директоров и преподавателей и включала большой образовательный блок, который был разработан в соответствии со всеми программами, по которым учатся дети. В общем, по какому бы учебнику ни занимался ребенок, программа подходила бы ему идеально.

Пока я шаг за шагом шла к своей мечте, случился COVID-19, который разрушил огромную часть оффлайн-школ, а значит, и нашего рынка. По нашим подсчетам, до пандемии в России и СНГ было около 80 000 школ — больших и маленьких. После пандемии на картах осталось 16 000. И большинство из них еле выживали. То же самое я ощущала и на своей школе: выручка была 30-50 тысяч рублей, в то время как до этого я получала 100-150 тысяч со школы. Тогда мы поняли, что смысла с нуля создавать платформу для сферы, которая сейчас вряд ли будет готова платить за наш продукт, нет.

Каково быть девочкой, которая отправилась покорять IT

Но у нас уже был готов весь контент для детей, проиллюстрировано каждое слово и озвучено каждое задание. Тогда у нас произошел пивот — поворот в концепции и развитии продукта. Мы решили создать приложение, которое будет напрямую обучать детей английскому в игровой форме. Так начался мой путь в IT.

Найти инвестора сложнее, чем мужа

Я продала свою оффлайн-школу, которая в последнее время приносила немного денег и доставляла мне больше хлопот, чем прибыли, и решила, что хочу начать заниматься своим новым проектом вплотную. На продажу школы ушло 2 месяца — от момента публикации объявления до сделки. Я посчитала стоимость оборудования, которое я передаю новому владельцу, базу, организацию всех процессов и маркетинговые инструменты, а еще подумала, за какую сумму я бы сама купила такую школу. Получилась цифра в 700 тысяч рублей. Мои конкуренты продавали свои школы за меньшие деньги, но и школы у них были не такие классные. Продать бизнес в кризис (а после ковида это однозначно был кризис) нелегко. Девушка, которая заинтересовалась моей школой, готова была купить ее за 550 тысяч. На этой сумме мы и сошлись.

Я подумала о том, что, конечно, этих денег на создание продукта не хватит, но на то, чтобы я могла жить примерно полгода не думая о том, что мне поесть, не искала работу и полностью посвящала себя проекту, хватало. Я поставила себе цель — за полгода вывести проект на новый уровень, упаковать его под инвестиции и продолжить работу уже учитывая то, что у меня будут инвестиции.

Команда в IT зачастую состоит из разработчиков, которые придумали какую-то идею. Эта команда разрабатывает прототип, затем тестирует его и предлагает проинвестировать в дальнейшее развитие — допилить приложение до идеала, вложиться в маркетинг, выйти на рынок или масштабироваться. Но при этом очень часто им не хватает грамотного маркетолога или проджект-менеджера, который бы отвечал за развитие и масштабирование. В нашем случае получилась не совсем типичная для IT команда: маркетолог (я) и преподаватель английского (моя коллега Катя).

Гипотезы и MVP

Когда мы начали питчить перед инвесторами (это было весной 2022), инвесторы сказали: «А что у вас есть? Ничего, только гипотезы. Упакуйте продукт в какое-то MVP и тогда приходите». Мы потратили несколько месяцев на то, чтобы создать MVP собственными силами — мы упаковали часть контента в чат-бот и начали тестировать это на детях своих знакомых и участниках нашего кастдева. Результаты получились так себе: дети отваливались через 5-7 дней, потому что им становилось скучно.

До сих пор мне не совсем понятно, как результаты MVP можно перекладывать на спрос на конечный продукт. Условно говоря, ты приходишь к инвесторам и говоришь: я придумал Феррари, это будет крутая спортивная тачка, способная гнать 300 км/ч, очень удобная внутри и красивая снаружи. Тебе говорят: протестируй-ка это на телеге, насколько людям нужно передвигаться. Ты трестируешь и понимаешь, что телега никому не нужна, ведь есть по крайней мере, Приора, которая не лучшая машина в мире, но там есть какие-никакие амортизаторы, печка и крыша, которых у твоей телеги нет. Итак, можно ли по спросу на телегу делать выводы о Феррари? Нет. Но почему-то для инвесторов очень важно увидеть результаты телеги и сделать на основе этих данных выводы о проекте, который ты придумал.

Каково быть девочкой, которая отправилась покорять IT
Каково быть девочкой, которая отправилась покорять IT

Сейчас мы продолжаем питчить и развивать проект, о своих успехах и неуспехах я буду писать здесь. Поэтому если вам интересно следить за тем, как будет проходить мой путь, подписывайтесь. А если есть советы, пишите в комментарии. Буду рада обратной связи

11
реклама
разместить
9 комментариев

Комментарий недоступен

Упс, а люди с идеями нынче в IT не считаются?
И кто больше в IT - тот, кто придумал крутое приложение, или тот, кто написал код для него? Вы обесцениваете идеи, а без них не будет развития сферы. Так что, на мой взгляд, не в айти люди, которые пишут токсичные комменты тем, кто хочет сделать что-то по-настоящему классное.

1

Вы молодец, что не боитесь пробовать что-т новое. Но команда IT у вас, мягко говоря, занятная. И не совсем айтишная.

Спасибо за поддержку) Команда у нас необычная, ага. И начали мы тоже не совсем типично. Тем и интереснее )