«Плохие ссылки лучше отсеивать сразу»: интервью с SEO-экспертом Айратом Архимзяновым

Работает ли ссылочное продвижение в Яндексе? Что такое плохие ссылки и как часто их нужно чистить? Где найти ссылки под маленькие страны, например, Эмираты и Кипр? На чём фокусироваться при запуске англоязычного сайта?

Об этом и многом другом поговорили в прямом эфире с Айратом Архимзяновым. Читайте самые интересные моменты трансляции Кейсошной.

«Плохие ссылки лучше отсеивать сразу»: интервью с SEO-экспертом Айратом Архимзяновым

Содержание интервью:

Айрат Архимзянов
SEO-эксперт, автор канала SEO-секретики

Айрат, расскажите немного о себе.

Я в SEO с 2011 года. Работал в казанских агентствах и с 2017 года работаю напрямую со своими клиентами.

У нас небольшое агентство, 36 проектов сейчас. SEO – основная услуга, экспертиза в ссылочном продвижении. Также ещё оказываем услуги по контекстной рекламе, контенту, есть технический отдел для внедрения правок.

С чего начался ваш путь SEO-специалиста, на каких проектах специализируетесь?

Всё началось с сайта родственников или знакомых, точно не помню. Тогда была популярна программа, с помощью которой достаточно было прогонять сайты по любым базам. Набираешь ТИЦ (тематический индекс цитирования), и сайт вставал в топе Яндекса. В принципе этого хватало тогда. Стало интересно, я погрузился в процесс, и до сих пор меня не отпускает. Каждый день обучаюсь SEO, изучаю что-то новое, тестирую эксперименты.

У нас в агентстве много проектов автомобильной тематики: официальные дилеры, грузовая техника, прицепы, запчасти.

Так совпало случайно или для ниши по автомобильной тематике эффективно SEO-продвижение?

SEO-продвижение подходит для многих направлений. Казалось бы, что это нужно только для тематик, где нет других вариантов продвижения. Например, ниша – вейпы и кальяны, где контекст запрещён. Но нет.

В первом агентстве, где я работал, мы очень хорошо подняли в топе местного дилера. У него был основной сайт и плюс ещё около 25 брендовых сайтов. С этого для меня началась история SEO в автомобильной тематике.

Продолжим вопросы по SEO. Работают ли сейчас ссылки в Яндексе?

Тут мнения расходятся. Много раз обсуждали на конференциях с коллегами этот вопрос. Я считаю, что такого сильного влияния, как было, сейчас уже нет. Раньше можно было просто ссылочек закупить в любой бирже, и этого для роста в Яндексе хватало.

Сейчас сильного влияния ссылочного продвижения на практике для Яндекса не вижу.

В основном, либо какая-то быстрая отдача, если мы говорим про накрутку поведенческих факторов, либо какая-то очень сложная история с внедрением нестандартной технички: фильтрации товаров, теговых страниц, расширением структуры, коммерческих факторов, юзабилити и всё такое.

В Google всё просто. В основном, если сильно обобщить, работают только контент и ссылки. Поэтому ссылочное продвижение, в первую очередь, это для Google, но не для Яндекс, я считаю.

Какие особенности есть при построении ссылок под Яндекс?

При ссылочном продвижении нужно смотреть на площадки, которые не продают ссылки. Можно поднимать свои дропы (брошенные домены, у которых истёк срок регистрации), контролировать всё это дело, ставить ссылки только на свои продвигаемые сайты по тематикам. Для того, чтобы сайты отсылались только на одну тематику, не было разных.

При построении ссылочного профиля в Яндексе, наверное, можно ориентироваться на Мадридский доклад Яндекса. Например, на логику определения спамных ссылок.

Чем больше коммерческих слов в анкоре, тем более спамной эту ссылку посчитает Яндекс.

Соответственно, исходя из этой логики, нужно стараться применять там свои ссылочные стратегии. Если говорим про Яндекс, то можно использовать, например, больше безанкорных ссылок.

Какой должна быть идеальная площадка-донор для простановки ссылки?

Скажем так, площадка должна быть приятной. Это значит, что донор должен проходить по всем стандартным проверкам, которые есть.

Если говорить про идеал, то это чистая история, ничего плохого не было ранее на этом доноре. Без перехватов там поднятия не было. Ещё считаю, что важна тематичность донора. Плюс наличие нормальных копий, которые можно установить.

В идеале, чтобы домен был немолодым, стоял в индексе и ранжировался. Чтобы был ссылочный профиль, который нас бы устроил.

При этом я считаю, что пузомерки (сравнительные показатели, зависящие от параметров сайта), любые DR и прочее не важны. Ну, и цена при этом адекватная. Вот такой я вижу идеальную площадку-донор.

На практике такое встречается редко, чтобы по всем параметрам всё подходило. Скорее всего будут какие-либо отклонения: возможно домен не будет индексе, либо не будет ранжирования, аукцион не будет проходить по бюджету.

Как определяете некачественные ссылки на продвигаемые сайты? Часто ли чистите такие ссылки?

Изначально, когда клиент приходит на ссылочное продвижение, у нас проходят подготовительные работы. Туда входит ссылочная стратегия плюс отклонение плохих ссылок. Cклеиваем сразу битые ссылочки, которые там можно найти отовсюду. Это такие бесплатные ссылки на старте.

Потом уже начинаем добывать все эти ссылки, в основном, опираясь на ссылочную стратегию. На этом этапе, когда отклоняем ссылки, мы уже анализируем ссылочную массу того сайта, который приходит в работу. Видим, что происходит по тематике сайта. В любом случае чистку проводим, и потом следующая будет через полгода.

Но бывают разные ситуации. Допустим, сильный спаминг по тематике, или, например, сам по себе сайт спаминга. Много ссылок наваливает. В этом случае логично проводить чистку чаще. Например, это будет раз в месяц. Если не такой сильный спаминг, то раз в квартал. И проводить так отсев плохих ссылок.

Что такое плохие ссылки?

Плохие ссылки в моём понимании – это те ссылки, которые в первую очередь не ранжируются по какой-то причине. Есть много мнений на этот счёт, но я считаю, что их лучше отсеивать сразу.

Это уже сигнал, что могут быть какие-то фильтры или санкции на этом домене. И потом уже заныривать, в принципе, в отчёты сервисов аналитики. Смотреть донор, что там происходит в ссылочном плане и по трафику тоже. Стабильный или нет?

Если вдруг есть какие-то резкие падения, например, сайт умер на какое-то время и не поднялся, упал по количеству ключей в топе, что-то явно не то, тут какой-то сигнал. Далее идти, считаю, смысла особого нет.

Если всё стабильно, то нужно идти дальше, смотреть на ссылочные показатели, что мы можем от этого донора получить в плане ссылок. Не будет ли какой-то токсичности, так скажем.

А есть ли смысл с этим бороться?

Да, конечно, смысл есть. Например, когда был сильный политический спам в марте 2022 года сайт начал падать, терять видимость в ключах, в топе и, соответственно, по трафику. Отклоняли много, и это сработало.

Если ведётся какой-то спам, нужно реагировать быстрее.

Какой был самый крутой результат продвижения сайта с помощью линкбилдинга?

Касательно клиентской стороны статистика такая: примерно 80% клиентов, у которых подключены только ссылочные работы за последний год, всегда растут. Это стандартная история.

Из последнего, что запомнилось из практики, это наш проект из не клиентского отдела, где мы подклеивали два дропа. Мы получили классный результат для этой тематики во внесезонное время. Как раз там Яндекс отработал лучше всего.

Правок толком мы на этот проект не внедряли, занимались только ссылочным продвижением. И вот там показательно сработала подклейка двух дропов, которые клеились по-разному.

Я не поклонник подклеек. Да, есть тематики, где это стандартная необходимая работа. Например, в гемблинге (арбитраж трафика по продвижению казино) этим только и нужно заниматься. Но в остальных случаях нужно избирательно подходить к подклейке.

Так получилось, что подклейка отработала в Яндексе, но я не верю в эту историю, что её можно повторять системно. Может, просто повезло, там были хорошие доноры – конкуренты, мы за ними следили.

У нас есть плановая задача: мы подписываемся на статус доменов и следим. Например, где-то некрупные конкуренты забывают продлить домен, а там есть неплохое ранжирование и ссылочный профиль в нашей тематике. Таких можно забирать. Именно эти сочные домены имеет смысл подклеивать.

Подклейка – это очень редкая история, которая не часто срабатывает.

Нужен совет новичкам, как можно быстро нарастить ссылочную массу сайта и увеличить трафик с Google?

Опираясь на свой опыт, советую больше добывать руками и меньше покупать на биржах. У нас в агентстве такой подход срабатывает лучше всего.

Начните с поиска простых типов ссылок, например, каталоги, доски объявлений, форумы. Там доставайте новые типы ссылок.

При анализе ссылочного профиля конкурента смотрите, что у них есть, какого типа ссылки используются. Формируйте из таких ссылок свою базу, которую можно будет поддерживать в актуальном состоянии и применять для других клиентов общих тематик, потому что каталоги, доски и прочее подходят ко всем абсолютно.

Даёт ли рост внутренняя перелинковка сайта?

Тут стоит уточнить, какая ситуация имелась в виду. Если интересно, можно ли вытянуть сайт по запросу в поиске за счёт внутренней перелинковки внутри проекта, то я такого роста на практике не замечал.

Иногда в рамках «нетипового ссылочного», как мы это называем, используем такой подход в прокачке внутренней страницы именно дропа, а не продвигаемого сайта. С дропа, со страницы которого идёт ссылка на продвигаемый сайт. Это больше делается для разбавки, чтобы были ссылки помимо главной страницы, при этом такие прокаченные внутри этого проекта.

Не секрет, что главная страница любого сайта чаще всего лучше прокачана, и передаёт больше ссылочного веса. Плюс мы ставим вторую «нетиповую ссылку» для разбавки, и можно ставить с тех страниц, которые лучше всего прокачены. Это поможет разнообразить ссылочную массу.

Где вы находите ссылки под маленькие страны, например, Эмираты, Кипр?

Всё не так сложно, как может показаться. На национальных доменных зонах есть всякие дневники и блоги. Есть условно такая сетка типа Web 2.0 и прочее. Можно туда залезть, достать, что нужно и гуглить так по каждой стране, вручную всё это прорабатывать.

Если нет возможности достать национальную зону в дропах или в новорегах (недавно зарегистрированные аккаунты), то можно пойти просто в международную зону, то есть те же com, net, org.

Есть ли опыт использования арендных ссылок? Если да, поделитесь стратегией, в каких случаях закупать и в каком соотношении с другими ссылками.

Я вообще не сторонник покупки ссылок на биржах. Раньше покупал, как и все, на старте карьеры. Всё это хорошо работало тогда. Сейчас с этим сложно.

Раньше мы обычно находили несколько доноров. Например, в Sape. Смотрели, что предлагает биржа. Выбирали лучшие домены, чаще всего фильтруя по последним донорам, которые добавили в бирже не более 3-х месяцев.

С чем это связано? С тем, что спамится довольно быстро. Особенно дешёвые ссылки. Есть такой нюанс. Ориентировались на те площадки, у которых есть трафик с поисковой системы. Затем проверяли, как у них с динамикой трафика. Когда находили несколько хороших доменов, с них покупали много ссылок. Очень хорошо работало, когда распределяли сразу анкоры из нормальных площадок.

Раньше, когда мы этим всем занимались, был такой системный подход. Тогда в Sape не было пакетной покупки. Сейчас такое есть, мы покупаем не арендные ссылки, а именно вечные. При этом смотрим, как я сказал, основные параметры, когда добавлены в биржу и наличие икса хотя бы от 10. Это нужно для того, чтобы у домена был хоть какой-то трафик на старте. Обычно вечные ссылки стоят в районе 2-3 тысяч рублей. Это более менее адекватная цена. Главное, чтобы не слишком дешёвые. Анализируем тенденцию трафика, исключаем всё, что не устраивает.

Я бы, наверное, как поступил, если ссылочного профиля до этого совсем не было, сначала бы строил всё-таки руками, опираясь на опыт. Соответственно, 4-5 месяцев выстраивал естественную ссылочную массу и только потом уже начинал заниматься покупной какой-то историей для анкорки. У нас это в основном всё анкорно именно с дропов проставляется, поэтому необходимости в покупке большого количества ссылок нет.

Про соотношение с другими ссылками, на самом деле, трудно сказать. Зависит всё от тематики. Например, в белой тематике вряд ли будет нужно много ссылок. Скорее всего это будет нагон веса и какой-то анкорки. Строил бы, наверное, 70-80% возможных ссылок руками, и всё остальное уже заливал покупными. Если тематика потемнее, естественно будут подключаться агрессивные методы, и ссылок нужно будет наваливать сильно больше.

Самая дорогая ссылка в твоей карьере? Примерная стоимость.

Раньше, когда я работал в другом агентстве, мы покупали самую дорогую ссылку на Газета.ру, по-моему, на Miralinks.ru. Она стоила около 30 тысяч рублей. Ссылку тогда ставили на официального автодилера в Москве. Если вкратце, то вообще это ничего не дало. Даже было жалко этих денег.

По дропам из того, что было самое дорогое: на некоторые проекты покупали за 15 тысяч рублей. Был конкурент в клиентском проекте за 50 тысяч.

Цена ссылки может не иметь ничего общего с результативностью.

Часто раздуваются цены в аукционах до абсурда. Например, домен какой-то больницы, где уже при этом проскакивала гембла (арбитраж трафика по продвижению казино) и чернуха в контенте. Этот домен могут реально выкупать за 10-15 тысяч рублей спокойно. При этом отслеживаешь, допустим, через 3-4 месяца, что происходит с такими доменами. На многих из них висят заглушки. Непонятно, какой в этом смысл.

Дроп мечты Айрата. Что за сайт? Например, сайт белого дома? Кто этот Моби Дик, на которого можно охотиться бесконечно?

Я бы вот сам не гнался бы изначально ни за какими жирными сайтами, в принципе, потому что точка входа будет неприятной по цене. Целился в то, что обычно не делают на практике. Желательно стараться делать всё наоборот, не так как все, но при этом не забывать, что это должно быть эффективно и результативно. В этом и смысл нашей работы.

Я имею в виду сами механики поиска дроп-доменов менять. Все и так знают про сервисы типа MyDrop или BackOrder. Но про нестандартные методы никто особо не хочет думать. Нужно чуть-чуть посмотреть в сторону и стараться делать всё то же самое. Каким образом?

Из нестандартных методов можно, допустим, парсить конкурентов и следить за ними. Сначала, например, парсить поисковую выдачу, потом конкурентов по этой выдаче, по видимым доменам.

Можно найти похожие домены в Keys.so, выбрать тематичные, выгрузить их список и потом парсить данные по доменам, их исходящие ссылки.

Что касается моего дропа мечты, если обобщить, наверное, это тематичный дроп с приятными ссылками, которые неплохо ранжируются. При этом этот дроп можно использовать для запуска проекта, допустим, для подклейки или просто в сетку, на крайний случай оттуда проставлять ссылки. У этих доменов вряд ли будут крутые показатели DR и прочего, но через них я получу в качестве прокладки ссылки на свой продвигаемый сайт. Вот для меня это, по сути, дроп мечты.

На чём нужно фокусироваться при запуске нового сайта на англоязычную аудиторию?

Нужно смотреть, что есть на рынке. В идеале, конечно же, постараться запуститься на дропе. У дропа есть возраст и ссылочный профиль, то, что нам интересно. У вас сразу на старте будет преимущество.

Если же нужен нормальный домен с брендом и всё такое, то придётся с нуля запускаться и выстраивать всё стандартное SEO. Нужно смотреть, какой спрос у целевой аудитории, как они вообще в принципе покупают. Весь путь расписывать, смотреть, как с этим работать. Ваша задача продавать, как можно больше своей аудитории. Наверное, логика такая.

Если бы ко мне пришёл бы клиент, я скорее всего говорил про это. Сначала в первый месяц можно заняться тем, чтобы базово причесать сайт в техническом плане, чтобы было всё более-менее адекватно в плане SEO. Затем уже начинал бы смотреть, что там есть по контенту, делать контент с экспертами в вашей тематике.

Допустим, вы запустили свой бизнес и сами можете рассказывать. Главное всё это сразу преподнести нормально. В варианте Google есть страница авторов. Также нужно рассказывать на других источниках, зарабатывать ссылки таким образом, пиарить свой продукт.

Параллельно заниматься ссылочным профилем. Дропы по любому у вас будут, поэтому нужно будет присматривать. Будет международная зона com, org, net. Подешевле можно их отсюда урвать и таким образом прокачиваться. Подклейка вряд ли будет работать, но зато будете строить международную сетку, оттуда ссылаться. Вот такой, наверное, план был бы на полгода-год. В первый год, если что-то получится, то потом от этого можно отталкиваться.

Полную запись интервью вы можете прослушать на платформах в Apple Podcasts, Яндекс.Музыка или VK Podcasts.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, Youtube канал и сообщество Вконтакте, чтобы узнать больше об инструментах для анализа в SEO, контекстной рекламе и Дзене.

Начать дискуссию