Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

«Греческая» классификация

Деление людей на какие-то абстрактные и не разделённые чёткими границами типы не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, интернет-пространством. Под людьми в рамках данного содержания мы подразумеваем прежде всего мужчин, так как обсуждаемая классификация относится непосредственно к ним. Стремление делить людей на классы, типы, виды и иные таксоны объясняется именно подсознательным желанием каждого человека сиплифицировать бытие и, в частности, своё представление о мире. Так что нет ничего удивительно в том, что каждый современный индивид сам попадает в сотни различных классификаций: по политическим предпочтениям, по полу, по ориентации, по возрасту, по образованию, по финансовому доходу и т.д.

Однако не каждая такая сепарация людей может похвастаться внятными критериями, по которым она происходит. Стоит вспомнить хотя бы явление времён Великой французской революции – разделение по взглядам на правых и левых, где обозначение как той, так и другой стороны меняется с течением времени и к тому же разнится от автора к автору. Но рассматриваемая классификация мужчин «греческий алфавит» конечно не может равняться по этому критерию даже с политическим компасом. Здесь каждый признаёт других людей теми, кем ему хочется, и этот непреодолимый недостаток альфа-омега типизации становится главным аргументов против неё самой. Проясним кратко и компактно основные признаки (более-менее общепризнанные) каждой категории.

1. Альфа (чады, гигачады и пр.) – маскулинные тестостероновые самцы с выраженными лидерскими качествами, властной натурой и характеризуемые приписываемой им абсолютной правотой по всем возможным вопросам (на самом деле происходит обратный процесс). Изображаются внешне как мускулистые, с выдающимися чертами лица, обязательно подчёркивающими их мужественность – скулы, бороды, густые брови. Характер может быть описан ницшевким выражением «хозяева Земли», во всём способны ощущать превосходство. При этом вежливость, учтивость, но в то же время нескрываемое довольство своими преимуществами, своим моральным и физическим господством над остальными мужчинами и конечно же женщинами. В целом этот образ во всём успешен, преисполнен и в личной жизни, и в финансах, по всем фронтам он царь, победитель и повелитель. В последнее время этот образ активно используют в мемах в качестве изображения той позиции, которая по задумке должна быть правильной и превосходящей. Об этом мы ещё скажем подробнее.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

2. Омега (омежки, соевые и пр.) – худощавые, сутулые парни с низкой самооценкой, неуспешные и находящиеся в вечной позиции проигравшего. По сути, созданы как противоположность альфа, поэтому имеют все качества последних, взятых со знаком минус. То есть если первые обладают выдающейся внешностью согласно общественному стандарту красоты и мужественности, то омега наоборот должны по всем параметрам быть вне этой парадигмы – худое телосложение, женственное лицо, почти всегда плохое зрение (ношение очков), в целом неудачные пропорции лица и иные дефекты внешности (прыщи, бородавки, редкая бородка). По внутреннему складу так же антиподы альфа: замкнутые и неуверенные в себе, психологически закрытые и непроработанные, само собой не имеющие значительных успехов ни в одном из конъюнктурных промыслов: не имеют девушек, богатств, признания в обществе, статуса и иных общественно одобряемых атрибутов.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

3. Иные промежуточные типы, выделенные гораздо позже основных «полюсов» данной классификации, а именно

- Бета - в последнее время потерявший популярность образ, ранее выступал логическим дополнением альфа. Аналогия: в то время как омега, последняя буква алфавита, противопоставлена альфе – первой букве, то бета скорее является дополнением, от чего под эту букву ещё принято объединять женский пол - как необходимое дополняющее звено для альфа, в данном случае всех мужчин. Образ бета наиболее скомкан, но из основных черт – развитие прежде всего хитрости и интеллекта (вместо твёрдого характера и мышц), успех у женщин как оптимальный и усреднённый вариант между двумя полюсами, трикстерство, принятие своей второстепенной позиции и грамотное её использование.

- Сигма – относительно новый и неисследованный образ. Создан как противоположность обоим основным полюсам – альфе и омеге. Аналогия: сигма как средняя буква греческого алфавита, не относящаяся ни к началу, ни к концу буквенного ряда. Тип создан с посылом, что эти личности должны выходить за рамки принятой классификации и быть вне её. Своеобразный постмодернистский выпад и взгляд со стороны на творящийся абсурд. Не вступают в жизненные активности, имея свои независимые интересы, в целом самодостаточны и свободны от общественного мнения. По природе должны оставаться вдали от излишнего внимания, быть аутентичными, в противном случае образ быстро погибает, так как с приходом славы и общественного внимания постмодерн гибнет как часть того, против чего он бьётся.

Вот и вся упрощённая характеристика системы, стоит заметить. Что все эти шаблоны срисованы в целом с настоящих людей. В ком-то особенно проглядывается внешность одного из вышеперечисленных типов, в ком-то темперамент, кого-то именуют определённой категорией исходя из его положения в компании, то бишь в обществе. Иными словами, характеристика не то, чтобы совсем оторвана от реальности.

Альф не существует

Основной вывод напрашивается сам собой – таких людей просто не существует. Всё это лишь собирательные образы, лишь туманные и расплывчатые трактовки, это сборник всех эпитетов, которыми характеризуют людей и имеют в конце концов исключительно символический характер.

Не рассматривая менее популярные и совсем уж противоречивые промежуточные позиции, мы затронем главные полюса этой системы – альфа и омега.

В реальности мы не встретим ни одного человека, который бы подходил бы с точностью под приведённое мною описание, и чтобы это понять, не нужно обладать выдающимися мыслительными способностями. Люди – это ведь не идеи, не образы, люди есть живые организмы. Мы растём, развиваемся, а значит - меняемся и это лишь маленькая капля в океане отличий реального от идеального. В каждой ситуации личность проявляет себя по-разному, в специфических условиях может выдавать самые разнообразные реакции, в конце концов все настоящие живые люди имеют ту особенность, что склонны вести себя со множеством собеседников с каждым по-своему, то есть проявляя те или иные черты своего характера, раскрывая одну из своих многочисленных граней. Мы можем так же и скрывать некоторые свои истинные намерения и качества, если посчитаем нужным.

Применительно к объекту обсуждения, с кем-то мы ведём себя скованно, если например не доверяем своему визави, находимся в стрессе или невыразимо устали. С другим человеком мы можем вести себя даже крайне открыто, заинтересованно и живо, если, например, находимся под впечатлением от какой-то приятной новости или довольны собой из-за маленькой личной победы или достижения. То есть проявляем свою омега-грань или альфа-грань.

Далее, каждый человек чего-либо боится, это совершенно неизбежно, несмотря на все выпады современных псевдопсихологов, с пеной во рту доказывающих, что каждый желающий может избавиться от всех своих страхов. Но постойте, ведь страх не тождественен недостатку, это естественный, природный придаток личности. Он теснейшим образом связан с нашим звериным началом и выполняет сберегающую жизнь и здоровье функцию. При этом альфа по определению не должен ничего бояться, что банально противоестественно и уже не может относится к человеку.

То есть альфа – это выжимка, это концентрат идей и эпитетов, характеризующий идеальный образ мужчины, диктуемый общественными нормами, это именно точка, как бы бесконечность, к которой можно лишь приближаться, но никогда нельзя достигнуть. Более того, во многих случаях даже и стремиться к этому субстрату глупо и античеловечно.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

Далее, наука психологии уже давно прояснила всему человечеству, что оно не имеет в себе членов, лишённых внутренних проблем и противоречий. Говоря простым языком, каждый из нас немного тронут умом, в рамках альфа-омега системы все мы имеем в себе внутреннего омега. Вынь его из нас, и нас не будет. Недостатки есть обратная сторона плюсов, как тень – изнанка света, здесь закон борьбы противоположностей раскрывается во всей красе. Ещё раз, без всех этих особенностей психики, без трудностей в социальном поведении, в принятии мира и сложностей в отношении с самими собой мы теряем самих себя. Альфы всего этого лишены, и можно сказать, что они лишены всякой человечности, это в очередной раз указывает на искусственный и чисто мыслимый характер этой категории.

Ещё одно – альфа по своей природе во всех ситуациях обязан сохранять спокойствие, рассудок, всегда выходить сухим из воды и никогда не терять преобладания над ситуацией. Это важная черта, очерчивающая пропасть между настоящим человеком и холодным синтетическим силуэтом альфы. Каждый имеет тот момент своего существования, который бы нарушал этот альфа принцип – миг, на который он терял рассудительность, давал волю эмоциям и бессознательному началу в их лице. Эмоции не свойственны идеализированной фигуре альфы, ведь эта человечность сделала бы его уязвимым и как бы воплощённым, это претит идее альфа как абсолютного господина своей жизни, невозмутимого хозяина Земли.

Стать альфа/ Называть себя альфа

Из сказанного выше отчётливо ясно, что стать альфой просто невозможно. На самом деле, стоит ли стремиться им стать – это дискуссионный и существенно субъективный вопрос. Но если уж человек столкнулся с альфа-фигурой и увлёкся ей, проникся желанием подражать и обыгрывать, то и здесь его ждёт разочарование. Ведь даже приведённое определение этого понятия существует только номинально, на бумаге, а вот в реальности дело обстоит куда смехотворнее. Даже этот сухой искусственный образ начинает нещадно эксплуатироваться ушлыми людьми с совершенно сторонними целями.

Что их привлекает в альфа-фигуре? Её идеализированность с точки зрения общественных норм. Проще говоря, он всем хорош, а это значит, что он по определению не может ошибаться и быть неправым. С таким удивительно удобным свойством он становится отличной картонной маской, за наигранной яркостью которой можно нести «нужные» идеи и мнения. А раз это мнение исходит из этой чудесной маски, то ему молча доверяют, уже априори доверяя ему как бесспорно достоверному источнику, критика которого будет казаться ничем иным, как коварным выпадом омеги, завидующего популярности умного и хорошего альфы.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

Следовательно, для каждого медийного лица стратегия взаимодействия с этим образом проглядывается весьма ясно – заставь поверить в свою принадлежность к категории альфа, а в остальное поверят уже по умолчанию, не задавая лишних вопросов, боясь в глазах остальных показаться плохим и неугодным омегой. Вспомним, что определения понятий существуют только теоретически и вполне могут не иметь ничего общего к своим реальным воплощениям. То есть тот, кого назовут мерзким омегой, может и не иметь качеств омеги, достаточно быть против признанного альфы.

Вот что так привлекает в этом образе, его универсальность в плане дешёвой замены аргументации и отстаивания позиции. Альфа всегда прав, альфу всегда нужно слушать беспрекословно и доверять всем его словам, и неважно, какой делец на этот раз решил надеть на себя эту маску, неважно подходит ли он хотя бы близко к образу альфы. Если он принял на себя эту роль, то он определил и остальные роли в этом театре абсурда, а именно все, кто за – гигачады, победители и настоящие самцы, а те, кто против – омеги, жалкие ничтожества, чьё мнение достойно лишь порицания. И давно позабыта суть изначального деления, теперь это лишь оружие в борьбе точек зрения, не оставившая в себе ничего существенного от тех альф, которых понимали в истоках.

Внешний вид альфа

В свете этой чудовищной деформации понятия на первый взгляд поразительно, что от альфа-фигуры сохранился ещё и отбор по внешности. А на самом деле это вполне закономерно и следует из тех же мотивов, что и в предыдущем пункте.

И так, альфа-самец должен быть высоким. Потому что самки, сохранившие в своём нутре первобытные критерии отбора считают более высоких мужчин более мужественными, сильными, надёжными. Если вы думаете, что этот рудимент прошлого уже не находит своего отражения в нынешнее время, то вам придётся разочароваться – рост действительно является показателем для многих девушек, даже если это происходит подсознательно.

А забавно в этом то, что в определённом числе случаев высокий рост есть признак, наоборот, болезненности. А именно, для худощавых мужчин в аномально высоким ростом, эта их особенность указывает на физический недостаток, например, у таких людей более хрупкий скелет, а также более низкое кровяное давление, что определяет не самую здоровую работу сердечно-сосудистой системы (например, вегетососудистая дистония). Высокий рост будет положительным показателем именно для громоздких людей, то есть вместе с высотным иметь также весомый широтный параметр. Здесь увеличивается не только рост, но и сам размер человека, пропорционально, что не приводит к обозначенным выше недугам.

Особенность современного внешнего образа альфы – мощная челюсть. Этот атрибут прямо кричит о первобытности мышления его создателя. Исключительно животный и не имеющий ничего общего со здравым смыслом признак, основывающийся на подсознательных реакциях организмов на данную особенность строения черепа.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

Звериное, дикое обожествление челюсти «гигачада» напоминает поклонения различных стайных животных сильным и физически развитым вожакам. Что органично и разумно выглядит в лоне природы, то смотрится абсурдно в постиндустриальном цивилизованном обществе, где его члены давно избегли необходимости иметь выпирающие мышечные наросты для выживания и преодоления полового отбора. Но альфа-фигура как раз и должна погружать личность в её животное нутро, чтобы пробудить самые глубокие инстинкты повиновения сильному, могущественному вожаку стаи.

К слову, как раз физическое развитие является чуть ли не единственным рациональным зерном в альфа-фигуре. Ведь при стремлении к этому идеалу мужчина прибегнет, вследствие неизбежной необходимости, к занятиям спортом и физической культурой, что в свою очередь поспособствует развитию здоровья, как физиологического, так и, в определённой степени, ментального. Это вообще то одно, что стоит вынести для себя из безжизненного альфа-символа. При этом, разумеется, совершенно необязательно достижение форм бодибилдеров. Во многом эти формы создаются при помощи специальных пищевых добавок и препаратов, некоторые из которых создают обратный эффект – наносят удар по здоровью, подрывая работу различных систем организма, с другой стороны способность нарастить на костях именно выдающуюся массу мышечных волокон – аспект большей частью относящийся не к труду и упорству, но к генетике, то есть к генотипу конкретного индивида. Существует множество факторов в теле человека, ограничивающих темп развития мышц и их наибольший возможный объём.

Из всей данной части можно сделать простой вывод: единственное, что стоит внимания и обсуждения во внешнем образе альфа – спортивное сложение фигуры, это тот фактор, к которому необходимо стремиться, в отличие от остальных бестолковых и просто смешных атрибутов альфа-фигуры.

Образ альфа как противопоставление масс-культуре

Если говорить именно о новейшем образе альфы, претерпевшему некоторые изменения с давних времён в виде смещения акцента на добродушие, нарочитую вежливость и универсальность как рекламной обёртки, то история его появления представляет собой реакцию одной части общества на произошедшие изменения во всём мире.

А именно в последние годы в наиболее развитых странах мира активно развивалась и где-то (США) достигла пика культура толерантности и инклюзивности. В массовой культуре и на всех уровнях государства набрала популярность идея привлечения внимания к различным меньшинствам, чьи интересы до сих пор могли не учитываться. На мой взгляд всё это – очередной уровень нарастания гуманности, которая является общемировой ценностью номер один уже не одно столетие. Многие типы людей, которые ранее по различным причинам были избегаемы и игнорируемы – национальные меньшинства, ЛГБТ-сообщество, а так же люди с физическими ограничениями – вышли на сцену общественности как новый центр внимания. Избегая бессмысленных пережёвываний унылых популистских тем, обратимся к главному для нас аспекту этой тенденции – отход от традиционных ценностей, по которым такие люди были отрицательным примером, приемлемой считалась жалость и сочувствие, в некоторых случаях ничего кроме пренебрежения не допускалось, поскольку каждому новому поколению старались привить идею, что всех таких «фриков» и неполноценных нужно избегать, стараться не стать таким самому.

Собственно новейшая мода в культуре человечества породила реакцию всех людей более консервативного склада ума – изобретение и популяризацию нового образа альфы и нового образа омеги, причём под последним имели в виду, легко догадаться, именно тех персон, которых так упорно продвигают и возвышают новогуманистические движения. Всё настолько прямолинейно, что наиболее активным обществам одной стороны стали соответствовать самые излюбленные для потехи образы реакционного движения. А именно: феминистки, ЛГБТ-активисты, вегетарианцы, темнокожие. Характерно, например, что в связи с возросшим вниманием к людям с ограниченными возможностями не было выдвинуто противодействующих настроений со стороны условных традиционалистов, поскольку эта тенденция не афишируется так активно, а сами такие люди не проявляют агрессии к последним, что обычно и повышает огонь противостояний.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

Итак, через образ нового альфы (переименованном для свежести в «гигачада») проводится возращение традиционных идеалов человека. Иногда не только мужчин, но и женщин, которые часто изображаются рядом с новыми альфа как показатель успешности у противоположного пола, при этом сами имеют характерную внешность (чистая светлая кожа, стройная фигура) и положение (под плечом у молодого человека) согласно укоренившимся представлениям общества о хороших и успешных людях, короче говоря, как нравственные идеалы. А все приобретшие популярность на западе образы трактуются как противоположные им, всегда неправы, всегда изображены карикатурно неприятными и раздражительными, дабы гипертрофировать и подчеркнуть с отрицательной стороны характерные черты участников новых мировых общественных движений.

Реальность оказалась понятной и прозаичной. Как и ранее, образ создан для эксплуатации. Это просто своеобразный современный аналог сатирических зарисовок, где так же все черты были утрированы для наглядности и ясности посыла. И вновь, предлагаемые образы не имеют ничего общего с реальностью, люди гораздо сложнее синтетических картинок и само собой никаких «гигачадов» не существует, как собственного и новых омег уже потому, что каждый имеет в виду под этим образом своё; это, по сути, просто пустышка, наполнение которой каждый даёт сам в зависимости от своих взглядов и вкусов. Мы хорошо понимаем, кого может завлечь образ нового альфа, а кто будет давить на нереалистичность - всё это люди из разных лагерей, которые и сами прекрасно видят, какие взгляды кроются под теми или иными масками.

Опыт, извлекаемый из картинки

Итог: стремление стать альфа имеет чисто инстинктивный характер. В результате этого стремления человек направляет свою деятельность на то, чтобы превратить себя в картинку, в силуэт. И при этом не происходит понимания недосягаемости идеала альфа, поскольку желание это не имеет рациональной почвы, а значит никакое сознание не принимает участие в этом процессе. И весь путь, включая даже простое подражание, выглядит противоестественно, как попытка сотворить из себя сверхчеловека.

Как уже было отмечено, на самом деле весь образ преследует свои алчные цели и вовсе не был задуман как предмет подражания, как образец для людей. Нет, для таких целей он чересчур идеализирован, причём в метафизическом смысле, поскольку его положительность и правильность сомнительна – это точка зрения традиционной идеологии. Очень редко при разговоре об этом образе упоминают интеллектуальную развитость и это не случайно. Ведь в подсознании нет чёткой связи между сообразительностью и успехом, его влияние всегда неявно, косвенно, что определённо мешает наглядности и не вписывается в яркий, понятный образ. В то же время любой, кто будет пытаться даже исключительно внешне, а не внутренне походить на альфа будет в реальности выглядеть фальшиво и нелепо, из-за того, что в жизни такие люди отсутствуют, а значит человек явно пытается сойти за персонажа, за выдумку.

Но ясный взгляд подсказывает нам, что и от этой выдумки можно вычленить нечто положительное для себя:

1. Саморазвитие через физическую культуру. Основная ошибка: пытаться при этом достичь альфы с картинки, почти всегда это безнадёжно. Необходимо развивать свою форму скорее как часть идеологии альфа. Важно лишь одно – стать в этот день лучше, чем ты был в прошлый день, только этот принцип будет иметь здоровое влияние на личность.

2. Развитие достоинства, гордости, самоуважения. Обращаясь к нашей игре в Эго, здесь – стремление к обретению гармонии с внутренним существом, борьба со Сверх-Я. Перенесение благоговейного трепета перед большим и успешным альфой на такое же отношение к себе как к находящемуся в шаге от этой фигуры, это суть внедрение себя, как весомой единицы, в свою картину мира. Недостатком метода альфа-терапии является высокий риск перешагивания за тонкую грань после которой человек становится для общества не образцовым самцом, а объектом высмеивания: нелепым, надменным и по-своему жалким.

Послелог. Пара слов о сигмах.

Мы разобрали и поняли пустоту и надуманность образа альфа, как старого, так и нового. С этим солидарны самопровозглашённые сигмы. Как вы помните, они должны были стать звеном, выбравшимся из рамок альфа-омега классификации и противопоставить себя и первым, и вторым.

Альфа и омега: кто скрывается за этими именами

Но в результате этот постмодерн прогнил, сигмы, в сущности, те же альфы, просто иначе себя преподносящие, но требующие того же самого. Сигма-мейл – детская альтернатива альфе, пытающаяся отделить себя от последних, напоказ высмеивая характерные черты старого и нового альфа-образа. Но сами они, в сущности, отбрасывая применяемые эпитеты, преподносят себя как высших людей, другими словами, они не побороли систему, они просто признали себя выше, чем даже классические альфы.

Вся их показная отстранённость и непричастность лишь подчёркивает их напускную независимость и лживую особенность (эдакие непонятые гении). А их неприязнь к альфам это именно попытка принизить и без того «царственных» особ по сравнению с собой, то есть попытка занять ещё более высокие позиции, надменно глядя на всю остальную цепь образов. К слову, образ сигмы, срисованный с фильмов и книг, такой же синтетический и идеализированный, что только роднит его с альфа-образом.

«Меня определяет не то, кем я являюсь, а то, что я делаю.» ©Бэтмен

33
Начать дискуссию