Критика интернет-мотиваторов

Введение. Трудности

Великие дела требуют великой воли. Каждому начинанию нужен сподвигающий порыв; как писал один мудрец, «то, что падает, то нужно ещё толкнуть». А вот источник, из которого это будет добыто, каждый выбирает сам. Как бы мне не хотелось верить в человеческий дар воли, всё же жизненный опыт показывает, что любой человек, так или иначе на своём пути часто наталкивается на препятствия, которые требуют усилий, чтобы их преодолеть. Кто-то лёгким движением перепрыгивает эти трудности и, задрав нос повыше, идёт дальше воздушной походкой. А вот иной человек бьётся в эту преграду, тянется, страдает, опускает руки и пытается заново; и на сколько ещё его хватит – неизвестно.

Мы с вами имеем здесь не одну только эту трудность. Ведь преграда бывает и невидимой или вовсе иллюзорной. Под невидимостью я понимаю следующее. В каждое мгновение времени настоящее представляется нам туманно, его оценка есть прерогатива внешнего наблюдателя, способного сказать, находимся ли мы в упадочном положении или наоборот покоряем горизонты судьбы. Всё, на что способен субъект, стремящийся дать оценку своему собственному бытию, либо, что точнее, своим действиям и себе самому в их лице, такой деятель имеет лишь свои собственные ощущения в конкретный момент времени, возбуждаемые самоанализом и саморефлексией.

Характерно, что это восприятие всегда будет окрашено в тёмные либо светлые тона, никогда нам не удастся рассмотреть все грани самих себя, как для нас невозможно физически напрямую рассмотреть своё тело со всех сторон – всегда мы можем рассмотреть только те участки, которые находятся для нас на виду, и не заметим тех, которые сокрыты туманом субъективности.

Опускаясь ещё глубже, было бы большим заблуждением думать, что все люди на земле посвящают время самоанализу. Такое утверждение выражает разве что детскую наивность по отношению к вопросу. А многие (большинство) вовсе не задумываются о своих собственных действиях и начинают помышлять о себе только по необходимости. Иными движет, пожалуй, глубокая любознательность к глубинам своего разума, ведь человек представляет для самого себя величайшую загадку. Такое знание действительно требует глубокого анализа, продирания сквозь тернии, чем не хочется себя утруждать обычным посредственным людям.

Критика интернет-мотиваторов

Ну а для чего же нам нужна мотивация? Например, она требуется даже для такой великой цели, как освобождение от зависимости и для более приземлённых целей – преодоление неуверенности, внутренней слабости для того, чтобы решиться на какое-то важное для страждущего решение, серьёзный и значительный шаг в жизни. Это касается в разной степени всех людей вообще.

В наше время появилась некая тенденция к особому прочтению этой внешней мотивации – люди стали куда больше полагаться на внешние стимулы, а не на внутренние, здесь и рождается, собственно говоря, зависимость. Вот что дарует мотиватор человеку, пришедшему к нему с мольбой и с отчаянием. А если ты, мой читатель, всё же стремишься достичь своих целей, то имей в виду, что полагаться тебе стоит прежде всего на себя, а всё остальное может выступать лишь во второстепенной роли помощника, десницы.

Своеобразной подоплёкой этой тенденции служит ещё одна мода – пресловутая «любовь к себе», а если говорить прямо – жалость к своему нежному тельцу. Здесь она выступает в роли утешения или предлога, под которым страждущие и переходят на внешние, несомненно, более мягкие мотиваторы, идя, по сути, по мёртвому пути, где им не светит солнце настоящего прогресса. «Любовь к себе» стала постоянным оправданием для этой лени, с которой люди относятся к саморазвитию, они проявляют излишнюю, прямо-таки ненужную нежность по отношению к себе, изымая для себя главный элемент перерождения – разрушения.

Истина проста: не сравняешь старое с землёй – не воздвигнешь нового. Но как можно даже помыслить какое-то разрушение, когда нам ото всюду твердят, что себя нужно любить, лелеять, гладить по пузику и ни в коем случае не допускать до стресса и тягот! Какая инфантильность, какая жалость чувствуется во всех этих убаюкиваниях, человек изнежился, стал мягким и хрупким. С этим трудно не согласиться – теперь, во время новой этики нужно ещё постараться, чтобы не обидеть кого-либо, все вдруг занялись выстраиванием личных границ, начали учиться любить и принимать себя и прочему самолюбованию. Тут-то человек и приобретает в себе хрупкость.

Это совершенно чуждо моей мысли – кто хочет стать беззащитным ягнёнком, кто хочет стать хрупким и нежным, кто хочет обмельчать духовно до невинного ребёнка с соской во рту? Новая этика претит мне, весь этот шлак нужен лишь и без того слабым людям, чтобы ещё больше их ослабить. Так что вновь придётся повторять наибанальнейшие истины:

1) Прогресс осуществляется только через боль

2) Через неё же достигается счастье

Интернет-мотиваторы

Интеренет-мотиватор – любой объект в сети (звук, текст, изображение и т.д.) или совокупность элементарных объектов, созданная с целью повлиять на поведение читателя.

Не удивительно, что множество внешних мотиваторов сейчас существуют внутри интернет-пространства. Но отсюда вытекает и очевидный минус – создаётся множество информационного мусора, и это при том, что стезя мотиваторов и так не блещет толковыми примерами. Ведь интернет – в сущности базар, место для сбора толп народа, где у каждого на всё своё мнение. Все эти базарные мухи слетаются, чтобы высказать здесь свою точку зрения, да ещё в форме непреложной истины, такой, что других истин и быть не может.

В лучшем случае это мнение будет основано на эмпирическом опыте, тогда автор мотиватора может хотя бы предложить тот опыт, который испытал сам. Зияющая проблема – субъективность: то, что повлияло на одного, никак не заденет иного. Любая информация в любом виде будет влиять на разные субъекты неодинаково, ведь суть реакции и состоит в синтезе возмущающего воздействия и реагирующего субъекта.

Но это бы совершенно не взвывало повода для серьёзной критики, если бы субъективность была бы главной проблемой материала, якобы мотивирующего читателя в интернете. Давайте разберёмся, что на самом деле предлагают авторы такого контента, какой уровень дискурса они поднимают, какие высокие темы затрагивают, насколько они могут повлиять на душу и насколько новы и живучи их мысли и размышления. Затронем несколько примеров из популярных источников, нарочно были опущены нишевые сообщества с экзотической тематикой, а взяты в качестве иллюстрации именно крупные источники, имеющие дело с внушительной аудиторией. Итак,

Пример №1:

«Жить так, как в последний день своей жизни - очень даже правильная и действенная позиция. Ты, я и многие другие люди, настолько поглощены своим однообразием, что забывают о своей смерти. Каждый хочет лишь поскорее вернуться в то место и время, где ему комфортные всего. Но это вранье. Так действовать, не рискуя, отсиживаясь, разумно только тогда, когда ты бессмертен - так мы и ведём себя. Будто время не уходит. Будто возможность пожить будет всегда. Но, к счастью, мы все умрём - это и правда хорошо, просто признай это, признай, что ты когда-нибудь умрешь.»

На первый взгляд, мысль родственна с ранее написанным мною, но здесь не стоит спешить с выводами, поскольку за «хорошим» посылом катится скучная и бездарная телега «всё равно умрёшь». Нет ничего глубинного, ничего истинно философского в этой пошлости. Всё равно умрёшь – кому ещё не надоела эта избитая банальщина? А если бы все люди жили как в последний день, то мир бы погрузился в такой ад, что любые тяготы в действительности нам показались бы детским лепетом. Тема смерти и конечности жизни требует глубокого и серьёзного анализа, попытка дать измышлений на сей метафизический аспект дана в статье «О разуме 6: Смерть», а брякнуть на пустом месте про смертность и оправдать этим полное безумие способен каждый уличный зевака, вот только стоит ли давать человеку мотиватор в виде страха чего-то не успеть перед смертью – сомнительно.

Однако эта сомнительность могла бы быть опущена здесь, в отличие от примитивности мысли, «мы все умрём – это и правда хорошо». Как чудесно, никто из великих умов даже и не догадывался, что смерть, оказывается, хороша и конечно может своим приближением двигать человека на сотворение всех тех дел, которые он хотел бы успеть в своей жизни. В общем, вместо настоящей работы с читателем, он был просто напуган старухой с косой, и он, очевидно, не побежит реализовывать наилучшие и наивысочайшие из своих побуждений в жизнь. Вместо этого, если его действительно проймёт этот памфлет, повторит всё то, что обычно делают пустоголовые люди под лозунгом «Живём только раз!».

Пример №2:

«-Плачешься, что скоро экзамены? Боишься не сдать? Ты еще не знаешь, в какую сторону направлен твой жизненный вектор. Некоторые ситуации, которые кажутся для нас наказанием, оказываются подарком всей жизни.»

Ещё одна невообразимо новая и свежая мысль о непредсказуемости последствий. Сложно сказать, насколько давно люди осознали, что будущее неопределённо, и что полные последствия каждого поступка никогда невозможно знать точно. Здесь можно вспомнить про эффект бабочки, заключающийся в том, что, поскольку Вселенная - это хаотическая система, управляемая случаем, то любое, даже самое незаметное движение в нём может иметь самые разнообразные и неожиданные последствия, вплоть до самых масштабных и крупных.

Но выражена эта банальность как и полагается крайне уныло (последнее предложение), не слишком выдается среди народных пословиц и поговорок по типу «Без труда не выловишь и рыбку из труда». А именно, это можно использовать для красного словца, хотя люди со вкусом в речи всё равно не стали бы произносить настолько дряхлую формулировку, но использовать для мотивации – это удел ленивых инфоцыган, пытающихся накормить низкосортными тухлыми мыслишками, веками бытующими простейшими бытовыми мудростями вместо чего-то действительно стоящего.

Пример №3:

«Я развиваюсь и ежедневно становлюсь лучше. Я полностью реализую свой потенциал. Я пользуюсь всеми благоприятными возможностями. Каждое переживание делает меня мудрее. Внутренняя сила приносит мне успех и счастье.Пишем в комментариях «Да будет так» и запускаем действие аффирмации.»

А вот этот экземпляр я взял совершенно не просто так. Здесь я хочу напомнить, есть среди нас и те люди, которые довольствуются подобной пустотелой дрянью. И если это читает человек, который не видит в этой ( да простят меня люди за использование этого термина) «аффирмации» ничего плохого, то подумайте над смыслом самовнушения на таком поверхностном, вербальном уровне, не кажется ли вам, что если самовнушение и действенно, то оно обязано закрадываться в нашу психику гораздо глубже, чем бездумное повторение мантр в надежде на какой-то эфемерный эффект.

Уйти в тишину для таких авторов - отличный совет
Уйти в тишину для таких авторов - отличный совет

А вот, что люди могут наблюдать чаще всего из «мотивационного» контента: картинки из такого рода составляют основную долю сподвигающего материала в интернете. Это на порядок хуже даже предыдущих примеров, поскольку этот представитель отображает в себе самые бесполезные и бестолковые мотиваторы, не способные и камня с места сдвинуть, здесь отсутствует самая суть, то есть реплика ходит около нужной темы, рассказывая, якобы, житейскую истину, за которой кроется банальность небывалого уровня, настолько опустевшая, что находит место только в самых попсовых и архаичных по сути информаторах.

Итог:

Никакого действительно цепляющего материала в интернете вовсе нет. Если и могут быть случаи реального влияния подобных перфомансов на человека, то это не более, чем исключение и случайность, зачастую обусловленная накопленным в душе желанием и стремлением, ждавшим любого мельчайшего повода, чтобы вырваться наружу, а не достоинствами мотиватора. В таком случае легко понять ненужность последнего, поскольку его запросто можно заменить на слова знакомого, случайно увиденный плакат и в особенности на подводящий инцидент, событие.

В общем же случае мы сталкиваемся со слабостью и немощностью самого формата, гораздо лучше будет действовать даже личный пример. Интернет-мотивация имеет большой потенциал, если его уметь грамотно раскрыть и приумножить, но в нынешнем положении он представляет из себя довольно жалкое зрелище, ни одного достойного кандидата, только никчёмные пустышки, пытающиеся выдать свои упрёки и банальности за толковый мотив к действиям, для обличения их лжи достаточно хотя бы сколько-нибудь разбираться в ходе вещей.

Компендиум всего вышесказанного: лучше отказаться от интернет-мотивации, если она не помогает

Метод малого

Выходит, что путь мотиваторов извне ведёт в тупик. Но, как говорится, критикуешь – предлагай. И я предлагаю иной подход к приведению себя к лучшей форме.

А именно: всё великое начинается с малого, то же самое – достичь больших высот можно перебираясь с одной малой возвышенности на другую. Хотя метод до безобразия прост и лежит на поверхности, тем не менее предлагаю рассмотреть единичный пример, чтобы наглядно увидеть, как именно его следует применять на практике.

Одна из самых распространённых ситуаций в этой стезе – борьба с вредными привычками, возьмём курение сигарет. Когда человек решает-таки бросить, он зачастую может встретить волну разносортных советов: кто-то предлагает традиционно-народные методы, как бросал его дед, кто-то будет настаивать на экстремальных практиках по типу запихивания молотого перца в сигареты, ну а некоторые посоветуют медикаменты, причём не всегда это люди, имеющие должную квалификацию, чтобы рекомендовать какие-либо препараты (куда-то сюда метят интернет-авторы)

Но всё это можно весьма изящно обойти простым методом малого. Способен ли человек выкуривать на одну сигарету в день меньше – вполне возможно. Положим, он откажется от привычной для него сигареты после обеда (уточнение условное, конечно же). В свою очередь уменьшение дозы наркотика, коим и является никотин, повлечёт за собой последствия, отражающиеся на нервной системе, вызывая невроз. Правда, при таком незначительном сбавлении темпов, эффект может быть вполне безболезненным и пройти малозаметно.

Однако, важно устоять на этом уровне, то есть на следующий вновь пропустить тот же самый перекур, и через день тоже. Говоря начистоту – эффект как может усилиться, так и ослабеть в зависимости от индивидуальных аспектов. Тем не менее, в дальнейшем, скажем через неделю, он сойдёт на нет, а значит ежедневная доза никотина будет на небольшую долю уменьшена. Собственно, после этого повторяем те же этапы заново, пока не выйдем на одну сигарету в день, впоследствии умаляем частоту: раз в день, раз в два дня, раз в три дня, раз в неделю и т.д

Метод малого вовсе не нов - он древний, как само человечество. Работает, как швейцарские часы, отыскать примеры людей, точно следовавших этим элементарным базовым инструкциям и не сумевших достичь результата, крайне сложно, для меня эти люди – миф, поскольку метод малого неизбежно выполним, теоретически гарантированно успешен.

С освоением метода приходит и понимание, от скольких вещей в жизни можно избавиться совершенно безболезненно, играючи, без каких-либо издержек и откатов. Вредная еда, привычки, вещи, действия, люди – всё это можно пустить по ветру, очистить бытие от вредоносных элементов. То есть разгадка отличается не сложной, немыслимо запутанной структурой и сакральностью, а наоборот – подозрительной простотой. С точки зрения соотношения затраты/результативность, иные замороченные практики, особенно новейшие из них, выглядят нелепо и жалко, местами даже забавно.

Инфоцыгане и инфлюенсеры зарабатывают миллионы, продавая народу бессодержательные курсы, стратегии роста и развития - мошенничество. Духовные и одухотворённые изобретают различные способы наполнить душу изнутри живительным нектаром силы, «чакрой» и прочими мистическими субстанциями – эзотерический бред.

Заключение

Поскольку все эти измышления выходят также в рамках статьи в интернете, я не рассчитываю всерьёз воздействовать на умы, сподвигать и прочее. Однако замечу, что здесь я и не старался сдвинуть ленивый предмет с точки равновесия, цель данной работы – осветить ситуацию и показать, что формат испытывает настолько принципиальные проблемы, что вряд ли будет когда-либо воспринят всерьёз.

Авторы ни в коем случае не стараются изменить жизнь подписчика, огромное большинство из них стараются изменить лишь своё материальное состояние, нажившись на доверчивых и «заряженных». Другие штампуют стафф, даже не пытаясь быть хоть сколько-нибудь оригинальными, переиздают веками бытующие идеи и изречения, передавая их в самой пошлой форме, которая только возможна, не работая ни с подачей, ни с содержанием, по итогу чего мы и имеем смехотворную и не двигающуюся область, где вместо высоких побуждений царит жажда выдать себя за нечто достойное - казаться, а не быть.

22
Начать дискуссию