Два Пути. Часть 1

Введение

В этой статье в двух частях речь пойдёт о методах, позволяющих прийти к состоянию гармонии. Так что прежде всего я определю, что в рамках данной работы мы будем иметь под этим в виду. В сущности, счастье и гармония в жизни достигается путём приведения в тождество двух элементов: желаний, представлений о жизни и самой реальности вокруг индивида. Иными словами состояние, в котором ваши желания воплощены в реальности, таким образом, что мир вокруг соответствует вашим ожиданиям либо представлениям. В таком состоянии пропадает неудовлетворённость, наступает власть наслаждения действительностью, поскольку дальнейшее преобразование мира не требуется.

Можно показать, что в ином случае человек всегда будет находиться не в устойчивом равновесии, а наоборот будет находиться в движении к этому равновесию. Если, например, твои ценности в жизни составляют богатство и честность (смешанный тип), а в реальности ты не обладаешь богатством и иногда привираешь, то это несовпадение и доставляет страдание.

При этом зачастую мы склонны оправдывать эти проблемы другими, более конкретными, внешними, предметными или событийными. Но в том то и дело, что событие всегда лишь повод, скрывающий причину. То есть это будто камень брошенный в хрупкую крепость. В этот момент важно забыть о камне и искать источник хрупкости, так как камней может быть много, а хрупкость всегда будет одна и та же. Раздражители всегда лишь задевают струны души, которые натянуты в соответствии с этими взглядами и ценностями. Так вот человек всегда несчастен именно от необладания теми ценностями, которые он сам боготворит.

Два Пути. Часть 1

Люди устроены так, что в общей массе ставят перед собой в идеал и смысл феномен счастья. Почти весь мир – гедонисты, этому способствует ряд причин. Главной из них является близость и наглядность счастья. То есть, пользу от непосредственного получения удовольствия человек ощущает как ничто лучше, так что оно его манит, затягивает. Ведь сложность психики это по большей части иллюзии, и люди устроены просто, они идут туда, где они будут в тепле, уюте, размазаны в радостях и удовольствиях.

Следовательно и общая цель жизни состоит как раз в том, чтобы привести свои убеждения и реальность в соответствие. Хотя конечно я не могу здесь не сказать, что всё-таки это не одно и то же, что прямое счастье это лишь часть от того состояния, что мы именуем здесь гармонией. Тождество даёт последнее. А счастье просто одна из многочисленных граней гармонии, причем в зависимости от типа личности может занимать ту или иную роль (для кого-то может быть даже несущественным).

Колёса Мира и Человека

Теперь, когда нам понятна суть предмета, я хочу предложить собственную визуализацию разбираемого понятия. На этой модели мы построим дальнейшее повествование. Итак:

Вообразите себе широкий деревянный столб, на него насажены два колеса с зазубринами – одно из них воплощает внутренность человека (колесо Человека), а другое – реальность (колесо Мира).

То есть колесо человека воплощает в себе все внутренние устои, взгляды, ценности, желания, чистое отражение внутреннего мира человека. Колесо Мира же отображает реальность вокруг него – положение вещей, имущество, отношения, положение и прочие аспекты реальности, отражающие суть окружающую материальную среду.

Ближайший аналог - буддийские молитвенные барабаны хурдэ
Ближайший аналог - буддийские молитвенные барабаны хурдэ

Зазубрины на первом колесе – это и есть индивидуальные ценности, например деньги, семья, почитание, любовь, призвание и прочее. У каждого человека зазубрины расположены в индивидуальных местах колеса, будто штрихкод товара, при этом, как можно заметить, на колесе могут появляются новые отметины, тогда как старые со временем могут стираться. Это все сопровождает процесс переформирования внутреннего уклада человека, его рост или упадок, смены пристрастий.

Зазубрины на втором колесе – обстоятельства реального мира, денежное состояние, уровень общественного признания, наличие любимого человека и др. Здесь стирание и появление отметин символизирует в себе становление реальности, которое происходит непрерывно, связи рвутся, вещи ломаются, исчезают, рождаются новые, люди приходят и уходят, вообще мир меняется каждый миг, так что поймать его в каком-то статичном положении не представляется возможным.

Мы, люди, вращаем эти колёса вокруг столба, хватаясь обеими руками и с трудом, со скрипом сдвигаем их с места. Так вот процесс жизни заключается во вращении колёс на стержнях так, чтобы соответствующие друг другу зазубрины совпадали на обоих колёсах. Совпадение зазубрин это и есть тождество страстей и вещей, тождество внутреннего и внешнего миров. Самая интересная деталь здесь заключается в том, что как только необходимые пары зазубрин приходят в соответствие, гармонию, то на колесе Человека мгновенно образуются новые зазубрины. И система двух колёс вновь выпадает из спокойного равновесия, и вновь человек обязан вращать колёса, приходя к этому балансу.

Счастье и страдание

Стоит задаться вопросами: почему же никогда не достигается та самая гармония, почему она так мимолётна, почему колёса обязаны всегда вращаться? Это напоминает вращение колеса Сансары, индуистского образа, воплощающего собой цикличность перерождений человеческой души после смерти. Мир просто находится в вечном движении, и природа человека тоже движется вместе с ним, её естественное состояние – это изменение, становление, то есть человек не представляет из себя бытийствующего, пребывающего субъекта, он вечно меняется, будучи через миг не идентичен себе предыдущему.

Стоит обратить внимание, каким образом жизнь постоянно выбивается из равновесия. Именно сама человеческая природа непрерывно рождает новые потребности, прочерчивает новые отметины, как бы поддерживая непрерывность вращения колёс. То есть для человека приход к соответствию на самом деле не приносит счастья. И перед тем, как мы перейдём к рассмотрению двух путей, нам необходимо это осмыслить. Для нас идеал недвижимой, пребывающей в блаженстве и покое жизни обязан находиться несколько впереди, и никогда – прямо здесь, перед нами.

Здесь стоит вспомнить взгляды Артура Шопенгауэра, который также увидел эту призрачную сущность счастья и заметил, что оно подобно горизонту – оно всегда находится где-то в будущем и никогда в настоящем. В этом самом сокровенном моменте, когда долгожданная цель бывает достигнута, тогда мы не ощущаем ничего сверхъестественного. Стоит лишь начать задумываться об этих моментах, как начинаешь осознавать, что некое удовольствие, греющее душу на тернистом пути к заветной мечте, так и осталось где-то в не наступившем будущем. При этом по Шопенгауэру то, что непосредственно присутствует в реальности – так это страдание.

Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр

Однако здесь нам стоит избежать важного недоразумения, поскольку он понимает слово «страдание» в гораздо более обширном смысле, чем мы привыкли использовать в повседневной жизни. Ведь в бытовом, несколько более узком и приземлённом смысле «страдание» отождествляется с болью, создавая в голове осмысляющего неприятные ощущения, оно определяется у обывателя как нечто, чего ему хотелось бы избежать.

Но в философии страдание и боль – разные понятия, даже разного уровня, и «страдание» - это общий термин для всех событий, которые не приносят счастья, для всего того времени, прожитого в нашем мире без ощущения счастья. Если теперь взять во внимание предыдущий тезис, то справедливость утверждений философа будет очевидна. Простым языком – страдание образуется вычитанием из всей жизни тех моментов, когда мы испытываем счастье, вот в чём его метафизическая суть.

Поэтому Шопенгауэра и называют зачастую величайшим пессимистом философии, используя это слово в негативном оттенке. Дескать глупец видел в бытии лишь боль, но это, откровенно говоря, следствие банального непонимания и неосведомлённости об истинных взглядах философа. И да, Шопенгауэр высказывал мнение, что возможно весь материальный мир есть ошибка, прореха Воли, но вновь если разобраться в контексте сказанного, то станет понятно, что это более метафизическое положение, чем этическое. Но эта тема находится слишком далеко за рамками предмета обсуждения.

Добавлю только, что на самом деле «пессимизм» - это формальное название философской школы и в нём нет ничего уничижительного. Признание примата страданий (в строго надмирном понимании) над счастьем – вот главная догма пессимистов, но вовсе в этом нет какого-то противодействия жизни.

Признание реальности страданий даёт правильно расставить приоритеты в жизни. Главным образом понимание того, что благополучие складывается не из полученного счастья, а из избегнутых страданий. Именно эта мысль является ключевой в решении многих экзистенциальных проблем человека. Так как для многих она становится камнем преткновения, люди игнорируют то количество страданий, которых им удалось избежать, сделав тот или иной выбор, что можно трактовать как «ошибку выжившего».

Поясним примером: представим, что вы решили доехать до работы на автобусе вместо поездки на машине, но вот несчастье – начался дождь и вы слегка обмокли, пока шли до остановки. С точки зрения обывателя его позиция печальна и безнадёжно проигрышна, он обмок, он не был удостоен счастья остаться в уюте и тепле машинного салона, оставшись сухим. Но давайте примем во внимание вышесказанное и подумаем о том, что выбрав автомобиль в этот день вы бы неминуемо встали в пробку из-за плохого движения авто вследствие луж на дорогах, это бы в свою очередь стало бы причиной неудобного опоздания, не говоря уже о том, что вам возможно пришлось бы долго и мучительно искать парковочное место, поскольку сегодня гораздо больше людей выехало на авто, учтя дождливую погоду. Теперь мы уже не кажемся себе такими неудачилвыми, хотя всё, что стоило сделать – это учесть избегнутые страдания. Так что в каком-то смысле философия Шопенгауэра как раз таки ведёт к получению счастья и может называться «позитивной»

Акцент на этом тезисе также делал Эпикур в своём учении. Многие безосновательно считают, что эпикурейцы делали предметом своих размышлений одно лишь счастье и способы его достижения.

Статуя Эпикура
Статуя Эпикура

На самом же деле уже древние эллины в лице эпикурейцев знали этот секрет гармонии – избежание страдания, поэтому они и проповедовали лишь те способы получения счастья, которые впоследствии не приведут к страданиям. Широко известно, например, что в знаменитых садах Эпикура адепты пили лишь воду и ели только хлеб.

Призрак счастья

Однако бывает, что мы сами себе навязываем те чувства, которые хотели бы испытывать – известная способность самовнушения. То, что многие люди называют лучшими моментами жизни, зачастую театрально наигранные мгновения, в которые они верят, что они были счастливы. Эта нелепая ошибка сознания встречается, хочу заметить, гораздо чаще, чем кажется. Ещё раз призываю вспомнить все такие моменты, возвратиться в прошлое, чтобы, имея на этот раз холодную голову на плечах, осознать, сколько на самом деле искренних эмоций содержалось в нём и сколько из них были намеренно наиграны для пущей драматизации.

Как только какая-то цель, якобы скрывающая за собой таинственное счастье достигается, то тогда то за ней и обнаруживается пустота, призрак, который лишь привлекал и манил нас на нашем пути. Вслед за осознанием приходит одно из главных человеческих страданий, которое часто наивно недооценивают – скука. Скука превращает бытие человека в мучительную пытку, настолько ужасную, что человек вовсю начинает искать себе новых задач, искать выматывающего труда, лишь бы этим страданием перебить безжалостную скуку.

Таковы мы, люди. Мы обязаны нашим существом всегда находиться в поиске, всегда находиться промеж, посередине чего-либо, никогда не знать края своему интересу и своему труду. Наше существование – это непрерывная борьба, и мы не можем прожить без неё, поскольку мир и штиль изнуряет, выворачивает наше сознание наизнанку. Человек должен постоянно что-то преодолевать, хотя бы самое себя.

Два Пути. Часть 1

Таким образом, колёса всегда должны находиться в движении ради нашего же блага, и мы сами выцарапываем на колесе Человека новые отметки, которые побуждали бы нас продолжать вращать колёса. Они вечно движимы, подобно колесу Сансары, совершающего оборот за оборотом, зажигая и затмевая всё новые и новые жизни.

Два Пути

Тема, которую мы подробнее рассмотрим в следующей части, и главная тема нашего диптиха – способы этого движения. Что касается самого процесса вращения колёс – как может быть понятно существует ровно два различных вида действия: вращение колеса Человека и вращение колеса Мира. Эти два действия и отражают те самые два пути, которыми может идти индивид. Вращение колеса Мира (путь Мира) означает изменение в материальном мире, изменение вещественное, движение в расположении материальных объектов.

Человек вращает колесо Мира, когда устраивается на работу, женится, переезжает в другой город и даже когда убирает своё жилище. Все поступки, меняющие мир вокруг индивида и его положение в нём. Вращение колеса Человека (путь Человека) – внутренние изменения. Человек вращает колесо себя, когда учится прощать, концентрируется на себе, избавляется от зависимостей, сжигает свои идеалы, изменяет отношение к близким, к порядку вещей и прочему.

Мы либо движемся либо двигаем, либо приспосабливаемся либо приспосабливаем, либо гнём либо гнёмся, либо тянем либо тянемся. Каждое изменение в бытии может быть расценено как шаг на пути Мира либо пути Человека. В дальнейшем для простоты мы будет сокращать просто – Человек и Мир. И оба эти вращения движут нас к одной цели – к гармонии. И цель этой статьи - показать важное отличие между этой самой гармонией и счастьем, мы увидели, насколько само счастье призрачно, его неполноценность в достижении благополучия. Далее станет ясно, как достичь и то, и другое.

22
Начать дискуссию