Два Пути. Часть 2

Прохождение по путям и анализ

Итак, предыдущую часть мы закончили обобщённой характеристикой к двум путям, олицетворяемым вращением колёс Мира и Человека. Теперь необходимо разобраться в главном – по какому из них стоит идти, чтобы добиться счастья.

Мир

Разберём более детально каждый путь, и начнём с Мира. Суть движения в нём можно описать как удовлетворение потребности. Согласно пирамиде Маслоу мы все имеем потребности, находящиеся на разном уровне необходимости. Независимо от уровня, Мир призван заполнить все пустоты до единой. Стоит подчеркнуть, что Мир не работает с самими потребностями, с их содержанием, к этому мы вернёмся в обсуждении Человека.

Два Пути. Часть 2

Каждый шаг по Миру - это действие в материальном мире. За единицу, за шаг принимается не элементарное движение, вроде столкновения электрона с ионом, но законченный поступок либо событие, причём такое, которое как-то влияет на ваше расстояние до гармонии. Это, например, может быть поиск источника дохода, партнёра, всевозможное потребление.

Потребление

Вообще, именно потребление как часть Мира может вызывать обоснованное подозрение, ведь его влияние на субъект сложно отрицать. Однако тут стоит вспомнить обозначенные границы: речь не идёт о влиянии, пути разделяются мирами, в которых производятся шаги -внешний и внутренний. Предметы потребления могут быть самыми разными: еда, информационный контент, алкоголь и прочие. Однако всё это – выполняемые действия, включая просмотр чего-либо, поскольку это именно внешний процесс восприятия информации нашим органом чувств – глазом.

Также в потребление включены приобретения вещей, всяческие покупки. Люди могут слабо зависеть от материального наполнения их квартиры, а могут лихорадочно спускать ресурс, чтобы покупать всё новые вещи, которыми они себя окружают. Всё это без сомнений приобретается в попытках прийти к гармонии, даже к счастью, но феномен вещизма лишь окунает попавшего в его сети в океаны излишних безделушек, где нет и просвета счастья, всякий прилив радости с каждым разом угасает всё быстрее, сообщая о начале зависимости.

Два Пути. Часть 2

Страсть к вещам, к хождению по Миру в этой стезе может дойти до крайности в виде любви к роскоши, несуразность которой готов признать каждый здравомыслящий человек. Почти во всех случаях это вещи такого же качества, что и те, что стоят на порядок, а то и на два ниже. Всегда это вещи не необходимые, а наоборот – излишние.

Потребление контента также относится сюда, поскольку это такое же потребление, что и вещизм. Люди потребляют контент, стараясь тем самым, во-первых, уйти от величайшего из страданий – скуки, во-вторых, их привлекает отвлечение от насущного, занятие себя иными темами, особенно популярна из которых чужая жизнь, для людей это выполняет зачастую роль социального ориентира.

Роскошь даёт видимость богатства её владельца, в этом её функция – показать другим людям уровень благосостояния, и не просто показать, а как бы привлечь их внимания к твоему материальному превосходству. Но сами вещи по себе не имеют особой ценности, а потому являются показными безделушками, от которых никакого проку, кроме прилюдного самолюбования. В наше время всё чаще людей отталкивает эта роскошь, вот почему становится популярной простота, которая тоже зачастую бывает наиграна для имиджа. Почти всегда эти вещи безвкусны, всегда излишни. Роскошь создана лишь как символ, знак богатства, как дорогие ювелирные украшения на даме.

Деньги

Одна из самых ярких и часто используемых троп в Мире – это тропа денег, то есть поиск способов заработка, в частности – работы. Часто можно услышать жалобы в сторону чрезмерной популярности стремления к обогащению в наше время, эти жалобы выражаются подчас в некоторого рода социальной рекламе. Но подоплёки, по которым деньги из имеющегося круга различных ценностей являются одной из наиболее распространённых, сложно не замечать.

Глупые картинки в качестве социальной рекламы
Глупые картинки в качестве социальной рекламы

Получая, денежный ресурс вы получаете богатый список возможностей, из которых частности возможность практически неограниченного передвижения (личный транспорт, поездки на самолётах, путешествия).

Помимо этого, наличие денег, богатства сулит массу всевозможных благ. Социальный статус – вы получаете признание в обществе, ведь окружающие по умолчанию предполагают чёткую зависимость между имеющейся суммой денег и количеством труда, которое было затрачено на их получение, впрочем, на самом деле всё может быть и не так. Помимо этого, люди признают и ваши возможности, те самые, которые недоступны людям с меньшим заработком, чем у вас. Из более банальных преимуществ капитала – возможность покупать вещи лучшего качества, свобода от тяжёлого труда определённого рода( стоит пояснить, что тут имеется в виду прежде всего «грязная» работа).

Далее вы получаете свободу выбирать свой досуг и всяческие виды развлечения. Можно не продолжать этот поистине большой список – материальных благ имеется множество. Собственно, этот список и является главным поводом для превосходства культа денег, ведь каждый в этом списке сможет отыскать тот пункт, который будет близок лично ему. Главное – деньги дают возможности, возможности закрыть потребности.

Это и есть то, что понимается нами под финансовой свободой, разрыв цепей, сковывающих невозможностью приобрести то или иное благо. Все мы понимаем, что как идея наличие сейфа с долларами за картиной на стене – это заманчиво и привлекательно для каждого. Но, когда мы возвращаемся от идей к вещам (девиз феноменологии), приходит осознание того, что на деле всё не так радужно и беззаботно. Деньги не сыплются с неба, их необходимо зарабатывать, исключая, конечно, редкий шанс рождения в богатой семье, равно как и наличие этого состояния с самого рождения иным образом.

Трудности

Так что, зачастую путь бывает тернист, человек сталкивается со множеством трудностей материального характера. Работа – не дело мечтателей, это дело реалистов. Проблемы иного рода обнаруживаются, когда человеку становится необходимо заботиться о сохранении своего денежного состояния. Об этом больше могут рассказать экономисты, чем философы. Но мы можем из этого заключить, что деньги не только дают, они ещё и отнимают, будет ошибкой смотреть на них как на незыблемое благо.

Два Пути. Часть 2

Далее, Мир связан с удачей, выгодой изначального положения, капитала, во второй степени со способностями человека, в третьей – с выбранной стезёй. Зачастую люди, достигнув вершины, разочаровываются, здесь и проявляется вездесущая будущность счастья, в настоящем человек получает лишь пустоту. Жалок тот, кто бросил всё, что имел ради денег, он раб этой идеи.

Итог Мира. Труд

Задача пути Мира – удовлетворить потребность. Это путь всех людей в общей массе, они видят решение проблемы исключительно извне. Если идти лишь по этому пути, то неизбежно колоссальное возрастание потребности, изнеженность, достижение такого её уровня, при котором утоление внутренней жажды невозможно уже будет отыскать в Мире.

Люди, следующие неизменно пути Мира, прибегают часто к глупым и слабым вещам, таким как тот же рабский вещизм или оголтелая власть денег над разумом, когда человек одержим идеей разбогатеть и вся его деятельность, как и мысли, сосредоточена на них. По сути, это всё, что не трогает саму личность, сами желания, служит лишь для их удовлетворения.

Однако пути Мира невозможно избежать - попробуйте прожить жизнь без единого движения. И раз уж так, то на этом пути стоит отметить и достойные тропы: поиски партнёра, социализация, устройство на работу. Огромной чести достоин труд сам по себе. Избитая истина по Марксу: труд сделал и продолжает делать из обезьяны человека. Любой труд закаляет характер, акцент здесь стоит сделать на слове «любой». Он меняет человека, делает более стойким перед ликом суровости судьбы.

Воздержался от того, чтобы вставить сюда советскую агитку про рабочих
Воздержался от того, чтобы вставить сюда советскую агитку про рабочих

Труд – квинтэссенция жизни, он содержит её в себе так же, как сам содержится в ней. Поэтому он и вызывает упрочнение духа во всех своих воплощениях. По этой же причине он позволяет очистить разум, оттереть на нём пятна обескураженности, растерянности, тревоги. Ведь в самом процессе наше внимание непроизвольно сосредотачивается на действии, так что все сторонние проблемы исчезают из сознания, мысли о настоящем моменте окончательно вытесняют их, в этом колоссальный целебный эффект трудолюбия.

Путь Человека

Содержание пути резко отличается от содержания Мира, в первую очередь обыватель с удивлением обнаруживает его компактность и ясность, будто заглядывая в сингулярность чёрной дыры. Но, если и подбирать выражения, то наполнение здешних троп: внутренние преобразования, работа над собой, образование (хотя задействуются внешние действия, тем не менее основное изменение происходит внутри человека), освобождение от страхов, волнений, осознание и философия, максимы жизни.

При вхождении в Человека, стоит принять во внимание: путь чреват чрезмерным абстрагированием от внешнего мира. Здесь понимается следующее: адепты пути пытаются достичь гармонии всецело с помощью работы над собой и не дают должного внимания внешнему пути, без которого, как станет ясно далее и Человек может раскрыться в полной мере.

Два Пути. Часть 2

Примером могут послужить религиозные люди. Они ищут спасения в Боге, отдают ему не то, чтобы время, но скорее своё внимание, результатом чего мы видим бедность вплоть до голодания, чрезмерный аскетизм и пренебрежение к собственному телу. Часто люди, следующие лишь этому пути, бедствуют, находятся в сложном положении, одиночестве, поскольку работа с собой отнимает столько же сил, что и наш физический труд.

Чтобы построить апологию их поведения необходимо расширить привычное понятие счастья, а именно принять сказанное ранее – счастье это гармония внешнего и внутреннего [упрощённо], если выразить телефонную аналогию, то сколько послано запросов, столько должно прийти из внешнего мира ответов, и если запросов нет, то отсутствие ответов и будет гармонией. Стоит отметить, что ни один человек в силу своей животной природы не может достигнуть состояния отсутствия запросов, мы рассматриваем нирвану как идеал, к которому можно лишь приближаться в идеологии пути Человека.

Подавление потребности

Тем не менее, здесь кроется основное отличие от Мира, на чём я хочу заострить внимание: Человек меняет потребности, а именно гасит их. Человек позволяет снизить вкусы, чтобы им было легче соответствовать. Многих удивляет, что такое вообще возможно, но это не просто возможно, но даже очевидно, стоит только поглубже копнуть в источники потребностей.

Те из них, которые невозможно полностью избежать – физические и социальные (плюс безопасность, если прямо следовать пирамиде Маслоу). Проще говоря, нам нужно есть, пить, выполнять иные элементарные биологические функции, а также участвовать в базовом, но регулярном социальном взаимодействии. Можно заметить, как необъяснимо меняется разум отшельников, проводящих жизни в отрыве от людей, они уподобляются животным, теряют свою человеческую суть.

Все потребности кроме указанных двух типов вполне могут гаситься. Перечисленные же могут сводиться к минимуму, например, питаться умеренно и не переедать. Сократить потребности в потреблении непросто, но всё выполняется по аналогии с едой, на каждую потребность может быть построена своя диета. Путь менее зависит от случая, удачи, каждый человек способен двигаться по нему независимо от внешних обстоятельств, поскольку требуется лишь осознание возможности идти по пути Человека.

Зарисовка, на которой изображён знаменитый философ Диоген, проповедовавший аскетизм
Зарисовка, на которой изображён знаменитый философ Диоген, проповедовавший аскетизм

Основная сложность в движении по Человеку – отсутствие универсальной инструкции по этому пути, будто рычаг от этого колеса скрыт от посторонних глаз, и его необходимо отыскать, чтобы вращать это колесо. Вспомним, что Мир изучен людьми, все тропы на нём проторены. С Человеком всё иначе – каждый должен сам искать свой путь для погашения своих потребностей, для борьбы с собственными желаниями, потому что это путь по внутреннему миру, у каждого он уникален, не похож на остальные, и лишь сам хозяин мира может знать, как по нему пройти.

Борьба с Эго как путь Человека

Дело в том, что при диалоге с Эго мы подавляем вожделения к ненужным и излишним вещам, как роскошь, к тому, без чего мы можем обойтись. То есть весь путь – самоубеждение, диалог с самим собой в попытках понять, какие из твоих желаний искренние, освобождение от вещей, заострение внимания на себе, непосредственных своих желаниях.

Два Пути. Часть 2

Что скрывается под желанием что-либо купить? Вещью мы заполняем дыру в себе, но чем вызвана эта дыра, какова её истинная природа? Эти вопросы есть часть Человека. Найдя правильные ответы, мы разрываем оковы вещизма, что происходило и в Мире по достижении состояния богатства. Здесь, как видите, мы приходим к тому же самому, мы больше не нуждаемся в вещах, если умеем заполнять дыры в душе чем-либо более весомым, настоящим, долговременным. Мы приходим к тому же, но затратив на порядок меньше времени, создавая универсальный иммунитет.

Для прохождения пути важно понимать – желания не абсолютны, они нам принадлежат и мы можем поступить с ними как хотим, можем и уничтожить, это понимание иногда стоит очень многого. Способность менять свои желания обязана подкрепляться контролем над собой, контроль должен подкрепляться пониманием себя. Тут ряд преимуществ также совершенно иной, мы получаем ту же возможность выбирать, но иного характера. Теперь мы обретаем способность задаваться тем, что нам нравится, а что – нет. Что нам действительно необходимо, а что стояло на нашем пути бессмысленным мусором, и от чего мы можем избавиться.

Мир Человека

К слову, стоит вспомнить, что работа с психологом – это хождение по Человеку, сама психология изучает путь Человека. Этот путь позволяет заглянуть внутрь себя, осознать себя истинного и то, чего тебе не хватает на самом деле. Большинство людей надменно проходят мимо этого пути, что и трактуется нами как власть Эго, неспособность взглянуть на себя честным, срывающим покровы взглядом.

«Беден не тот, у кого слишком мало, а тот, кто хочет большего»

©Сенека

Духовная свобода - это освобождение о навязанных ценностей: богатство, социальный статус, семья, дети, наличие машины, своей квартиры. Она так же труднодостижима (на практике вообще не достижима), как и финансовая.

Надеюсь, вы заметили, путь не имеет и доли разнообразия Мира. Здесь преобладает имеет лишь один аспект, вокруг которого всё и выстраивается - изменение желаний. И это и есть самое разительное отличие, весь спектр выборов и возможностей здесь укладывается в одно единое действие, способное переворачивать с ног на голову, всё находящееся во внутреннем мире. Одна сила вместо тысячи действий, одна основополагающая способность вместо сотен мелких. В этом вся элегантность и емкость, универсальность и единообразность Человека, здесь негде блуждать, путаться, бояться выбирать – Человек понятен и прямолинеен.

Два Пути. Часть 2

Преодолев свои собственные барьеры, мы попадаем в такой же богатый и неизведанный мир, как и тот, что вокруг нас. В этом мире мы и заплутавшие путники, и в то же время властители и хозяева, способные изменить что угодно, если достаточно точно проникли в суть изменяемого объекта. Способность Человека обеспечить желаемое не ниже, чем у всех благ Мира, взятых в совокупности. Поскольку, при работе над собой охлаждается и тускнеет зависимость от разнообразных элементов, в том числе и от социального.

Выбор

Каждый из двух путей, как видно из нашего рассказа, недостаточен сам по себе, требует для себя логического дополнения. Гармония находится между ними, поскольку ни один их них не способен оказать полноценное виляние на жизнь. Они подобны теории и практике, которые взаимодополняют друг друга, как Инь и Ян, как форма и содержание.

Вообще эти колёса собраны так, чтобы дополнять друг друга, вращение одного из них всегда поводит условия для движения другого. Пути дают подсказки друг для друга и подвигают путника.

Однако в большинстве своем люди уходят от гармонии в сторону Мира, так как движение в нём лежит на поверхности и очевидно. С другой стороны, лежит Человек, будто меняет тропу Мира, облегчает движение по ней, меняя направление. Как уже было сказано, рычаг от этого колеса просто скрыт от глаз, требуется доля проницательности, чтобы отыскать его в себе. Кроме этого, Человек позволяет найти в себе настоящие желания, пренебрежение этим фактором заставляет ходить по кругу, не приходя к истинным целям.

Два Пути. Часть 2

Восприятие Человека усложняется ещё и тем, что причины мы всегда склонны видеть извне, а не внутри. Следовательно, подсознательно нас влечёт изменять наружность, когда нужно изменять внутренность. Поэтому здесь я должен превознести для читателя именно Человека, он равноценен Миру, так же способен влиять на наше состояние. Имея более высокий порог вхождения, далее путь по самому себе лёгок в том смысле, что исследование себя не требует такого количества действий.

Конечно, не вся наша суть познается напрямую заглядыванием вовнутрь и задаванием вопросов, какая-то часть этой суть как раз познаётся в поступках, в принимаемых решениях и в выборах. Исключительная гармония не тождественна счастью, примите это. Примите также и то, что не все ваши желания искренние. Наконец, примите и то, что вы способны влиять не только на мир вокруг, но и на себя самого.

Начать дискуссию