Нельзя постоянно работать в режиме стартапа — но в IT все постоянно это делают

Работа в вечном режиме на износ в IT встречается часто — и каждый раз приводит к выгоранию сотрудников и целых команд. CEO KR Digital Сергей Ковалёв делится мыслями о неочевидных причинах этого явления и о том, почему с ним так трудно бороться.

Нельзя постоянно работать в режиме стартапа — но в IT все постоянно это делают
Сергей Ковалёв
CEO KR Digital

Режимом стартапа я называю состояние команды, когда рабочие процессы, личные интересы и прочее уходит на второй план — остаётся лишь задача создать продукт в ограниченные сроки. Грубо говоря: вижу цель, не вижу препятствий.

Если работа в режиме стартапа длится несколько месяцев — это нормально. Но потом что-то должно произойти: заказчик принимает проект, стартап получает инвестиции. Проблемы начинаются, когда работа на износ становится постоянной историей.

По моему ощущению, этому больше подвержены небольшие IT-компании. Поначалу основатели воодушевлены идеей: они запускают процессы, в команду к ним приходят такие же воодушевлённые люди, и всё это длится какое-то время. Но потом оказывается, что бесконечно нанимать новых людей нельзя, а “старички” постепенно устают. И если перегреть команду, всё рассыплется — потому что все сотрудники выгорят.

Бывает, какое-то агентство быстро развивается, “жжёт” на рынке, а потом раз — и происходит крах. Смотришь на их релизы и думаешь: да ладно, вы же были такими классными, что случилось?

А там кто-то просто ушёл, кто-то больше не может надрываться и работает за зарплату. Снаружи компания всё ещё подаётся как успешная: ни один руководитель не признается, что его окружение выгорело и не хочет ничего делать. Но продукт получается уже посредственный. Без огонька.

Главная проблема — в отсутствии проблемы

Нужно понимать, что вопрос “Что с этим делать” возникает, только у тех компаний, которые осознанно не хотят палить команду. На деле мало кто этим заморачивается.

Есть агентства, которые делают большой сверхмаржинальный проект, а потом могут пару лет вообще не работать. В этом случае руководителю всё равно: он может хоть всю команду уволить после закрытия контракта.

Есть те, кто закрывает проблему с командой за счёт раскрученного HR-бренда. Знаю такую компанию: по моим ощущениям, там вообще никто не должен работать, но туда стоит очередь. Стажёры с горящими глазами приходят на классный бренд. Кто сгорел — на выход. Кто остаётся — просто замирают в этом состоянии и с не меняющейся зарплатой 3-4 года работают.

Это жизнь. В уставе этих компаний не написано, что они должны заботиться о сотрудниках. Там написано про извлечение максимальной прибыли для юридического лица. Так что вопрос не в том, должны ли компании заботиться о своих сотрудниках, а в том, нужно ли им это для достижения целей. Если нужно — будут. В основном не нужно.

Спасение выгорающих — дело рук самих выгорающих?

Это уже ближе к истине. Если задача бизнеса — максимизировать прибыль, то задача специалиста — искать тот самый баланс, который позволит работать наиболее продуктивно и в то же время комфортно. Четко ставить границы между работой и отдыхом, уметь говорить “нет” и так далее.

Но вся беда в том, что предотвратить выгорание самостоятельно не так-то просто. Мы не приучены искать баланс, рассчитывать вдолгую — и это большая проблема.

Классическая история: человек приходит на интересную задачу в новую компанию, вкалывает, всё получается, а потом ему говорят: “Ты так круто работал эти 4 месяца, нам понравилось — вот тебе зарплата, продолжай”. А он уже не может.

Знаю лично разработчиков, которые уходя из IT-компаний, шли в инструкторы горнолыжки или бар какой-нибудь открывать. Просто чтобы не касаться IT ни в каком виде. По моему ощущению, эти ребята не исчерпали свой потенциал. Они просто в один момент перегорели и как результат — получили отвращение к этой работе.

Выгорание в большинстве случаев случается внезапно как для самого сотрудника, так и для его работодателя. Сегодня нагруженный сверх меры разработчик считает, что всё у него нормально, а однажды жена ему скажет: “Вась, ты работаешь по 10 часов, что-то я устала от этого”. И вот наш Вася идёт к другу, а тот — да мы уже два года на тебя смотрим, ты пашешь как проклятый, тебя используют. В понедельник он приходит и заявляет, что меняет работу. Ты ему объясняешь, что будет то же самое, потому что проблема не в компании, а в нём — он не умеет говорить нет, делает больше, чем должен. Но уже поздно, потому что Вася договорился выйти на работу в другом месте и не может подвести.

Разумеется, это история не всех IT-специалистов, а только про тех, кто ответственно относится к своей работе: способен вкалывать по 12 часов и умирать за результат, выгорать и не щадить себя. Но это самые лучшие кадры. И они же больше всех страдают.
Нельзя постоянно работать в режиме стартапа — но в IT все постоянно это делают

Так всё-таки: что с этим делать?

Я адепт анализа данных — и в KR Digital это ключевая история. Поэтому мой рецепт следующий:

  • Нужно видеть реальную картину, кто и сколько работает, над чем, с какой интенсивностью;
  • Нужно иметь правила;
  • На основе данных и правил нужно приводить нагрузку в баланс и отслеживать состояние команды.

Первое со вторым неразрывно связано: незачем собирать данные, если не иметь правил — и нельзя вводить правила и при этом ничего не оцифровывать. Когда есть данные, легко увидеть количество задач на каждом сотруднике: понять, кто работает в выходные, кто задерживается, помогает остальным и так далее.

Мы в KR Digital держим этот вопрос на контроле благодаря системе проектного управления KR Core, которую разработали собственноручно. Система оцифровывает все рабочие процессы сотрудника и физически не позволяет ставить на него задач больше, чем у него есть рабочего времени в спринте. А ещё помогает вовремя выявлять тех самых “рабочих лошадок”, которые больше всех подвержены риску выгорания.

Если Саша ходит всем помогает, ещё и свою работу успевает делать — мы это видим и понимаем, что его надо переводить в тимлиды и меньше на него планировать обычных задач. Чем больше данных — тем проще своевременно среагировать.

Идеально, когда видишь всё ещё до того, как человек начал работать. Его только распланировали, а ты уже видишь, что ему придется работать в выходные, и говоришь менеджерам: так не пойдет, вы сейчас испортите команду.

И здесь самое сложное — перепланировать такой кейс. Быстро разобрать объём, найти других разработчиков и при этом уложиться в сроки проекта.

Конечно, на 100 % избавиться от перекосов и перегрузов не получится. У нас тоже бывают периоды работы в режиме стартапа. Бывает, что ребята что-то доделывают на выходных, когда надвигается релиз. Но важно, что мы знаем заранее и можем управлять этой историей: со всеми проговариваем, сглаживаем сроки. Да и команда знает, что это временно. То есть это уже совсем другая философия: мы можем с этим работать.

Когда работа и отдых сбалансированы, повышается и продуктивность команды. Подтверждение — отзыв нашего нового разработчика.

Нельзя постоянно работать в режиме стартапа — но в IT все постоянно это делают

А как обстоят дела у вас в компании? Фокусируетесь ли вы на том, чтобы команда не выгорала? Стараетесь минимизировать работу в режиме стартапа?

Делитесь своими историями — будем рады подискутировать в комментариях!

Начать дискуссию