Современные методы обучения

Какие современные методы обучения наиболее эффективны? Что следует знать о дистанционном обучении? Как может осуществляться обмен опытом? Как выбрать методы и формы обучения? Какова роль LMS как инструмента при использовании современных методов обучения?
Какие современные методы обучения наиболее эффективны? Что следует знать о дистанционном обучении? Как может осуществляться обмен опытом? Как выбрать методы и формы обучения? Какова роль LMS как инструмента при использовании современных методов обучения?

Чтобы рассказать о современных методах обучения, давайте сначала обратимся к терминологии. Что же стоит непосредственно за термином «метод обучения»?

  • Способ упорядоченных, организованных, спланированных, взаимосвязанных процессов.
  • Совокупность приемов работы преподавателя, технического тренера.
  • Деятельность, которая направлена на решение образовательных, мотивационных, развивающих, воспитывающих, контрольно - коррекционных задач.
  • Путь, алгоритм, согласно которым преподаватель ведет учащихся от незнания к знанию, профессионализму. Если перевести слово «метод» с греческого, то оно как раз и означает «путь к чему-либо».

Метод обучения содержит в себе правила, которые указывают, направляют, рекомендуют, как и почему стоит действовать (активно используется при обучении теории) + непосредственно способы действия (здесь в фокусе обучение, ориентированное непосредственно на практику, формирование и оттачивание навыков).

Так как задач в ходе одного метода обучения может быть множество, то в состав многих методов обучения входят разнообразные приемы и отдельные педагогические действия.

При этом в одних трактовках понятие «метод обучения» больше связан с регуляцией, в других - на первый план выходит взаимодействие, сотворчество. Всё зависит от конкретного вида обучения (например, пассивный, интерактивный). Но об этом – далее.

Классификация современных методов обучения

Существует классификация по разным признакам:

  • По цели (метод организации, контроля, самоконтроля, стимулирования).
  • На основе выделения источников и передачи содержания (словесные, практические и наглядные методы).
  • По дидактической сущности (методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы проверки и оценки)
  • Механизм получения знаний и навыков (офлайн, дистанционно, cмешанное обучение).

Степень осознанности восприятия учебного материала

Пассивный метод обучения. Педагог, технический тренер – главное действующее лицо, управляющий ходом занятий. Студенты учебного заведения, сотрудники компании выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Плюсы: возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Примеры эффективного применения:

  • Этот метод обучения используется, если сотне человек, представителям всех филиалов, нужно объяснить появление нового продукта и/или закона.
  • Пассивные методы иногда являются составляющими более длинной «воронки» обучения, например, когда учащегося «за руку» ведут от основ к более сложным задачам. В многокомпонентной системе непрерывного обучения (в том числе, системе непрерывного обучения персонала) всё начинается с теоретического изучения определённой базы (например, если это техническое направление, то с основ физики), а впоследствии учащийся «перемещается» в этой системе. В этом случае можно говорить о грамотно продуманном онбординге - процессе адаптации.
  • При использовании пассивных методов можно обеспечить максимально чёткую структуру, «конструкцию» урока (без рисков ухода от неё). В ситуациях, когда важно максимально точное механическое запоминание, это ценно.

Проблемные моменты: слабое взаимодействие между преподавателем и учащимся, фактически она присутствует только на контрольном этапе (посредством опросов, тестов).

Решения:

  • Пассивные методы хороши как фундамент, но их обязательно важно дополнять активными методами обучения.
  • Больший упор следует сделать на качество тестов и самостоятельные работы, включаемые в программы пассивного обучения. За счёт чего это можно сделать? Например, если речь идёт о тестах, то их можно «подавать» по-разному. Первый вариант как инструмент для контроля после изучения всего материала. Второй вариант как инструмент, с помощью которого можно оценить как усвоение материала на промежуточных, так и финишном этапе. В этом случае можно уверенно говорить о контроле за прогрессом. И это важно при организации обучения как в школе, колледже, так и в учебном центре на предприятии.

Активный метод обучения

Учитель и обучающиеся - активные участники урока.

Плюсы:

  • Обучение побуждает к самостоятельной мыслительной, практической деятельности. Это крайне полезный навык для всех, а особенно для персонала, который должен уметь брать на себя ответственность.
  • Хороший вариант для развития специалиста, который уверенно обладает определенными навыками, но пока что работает под строгим контролем руководителя (мастера, бригадира) и испытывает боязнь стать линейным руководителем.
  • Активные методы обучения создают наилучшие условия для раскрытия коммуникационных способностей, работе в команде.
  • Активные методы обучения – это мотиватор для мозга быть в «тонусе» все занятие.

Проблемные моменты:

Несмотря на то, что многие говорят: «Активные формы обучения – это максимально результативно!», на практике к внедрению активных форм обучения не все готовы. Почему?

  • Материал нередко плохо систематизирован и не адаптирован для активной работы.
  • Нет целостной взаимосвязанной системы между активными формами.
  • Отсутствие готовности у преподавателя быть с учащимися на равных правах, позициях.

Решение

Не нужно бояться использовать готовые платформы (LMS), способствующие активному участию учителя, тренера и обучающихся. Удачный пример –платформа Moodle.

Обязательно стоит задействовать формы обучения на основе исследовательской деятельности. И это не только практические занятия, но и, например, исследовательские уроки. При обучении автомехаников, автомехатроников выступать в их роли может динамический анализ механических, мехатронных систем. На примере такой работы всегда есть возможность «связать» исследовательскую работу с реальным рынком. Например, при анализе таких систем может делаться «подводка» следующего вида: динамический анализ, расчет напряжений – путь изучения поведения деталей в реальных условиях, что помогает сэкономить ресурсы на опытные образцы.

Интерактивный метод обучения

Интерактивный метод обучения часто называют подвидом активного обучения, иногда его относят к самостоятельному виду обучения.

Такой метод также нацелен на активное взаимодействие, но не только преподавателя, тренера и учащихся, но и самих учащихся друг с другом, а также, что крайне важно в инженерном, технологическом, медицинском обучении, взаимодействия учащихся с технологиями.

Интерактивное обучение реализуется через проектное обучение, деловые игры, оттачивание навыков и умений посредством виртуальных тренажёров, роботов-симуляторов, фантомов.

Фантомы особенно активно используются в медицинском обучении, например, для развития умения препарирования тканей у стоматологов, навыков биопсии, УЗИ у диагностов. А без тренажёров-симуляторов диагностики неисправностей сложно представить современные методы обучения автомехаников, автоэлектриков, автодиагностов. Широкой аудитории известны и современные приложения: симуляции дорожного движения для подготовки к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

Плюсы:

  • Ускорение процессов вовлечения, запоминания новых терминов и сведений.
  • Содействие в развитии самостоятельности.
  • Экономия времени при подготовке к заданиям.

Воздействие учителя часто опосредованное, он направляет ход занятия, но базовая «нагрузка» распространяется на взаимодействие с учащимися. Более того, в некоторых интерактивных программах, например, с симуляторами, учитель или технический тренер может отсутствовать.

Примеры эффективного применения интерактивного метода обучения:

  • Оттачивание навыков управления тем или иным процессом на конкретном оборудовании (например, навыкам горячей прокатки на станах).
  • Оттачивание скорости правильного выбора действий в конкретных ситуациях (например, в нештатных производственных ситуациях).
  • Закрепление последовательности шагов в определённой технологической цепочке.
  • Отработка алгоритма поиска неисправностей.

Как показывает практика, наилучший результат при внедрении в учебный процесс интерактивных методов обучения достигается при использовании решений, которые ориентированы именно на автоматизированные технологии.

В этом случае появляется полная возможность «абстрагирования» от шаблонов. Если используется тренажёр-симулятор, ситуация моделируется произвольно, благодаря этому условия становятся максимально приближенными к реальным.

Могут быть и подводные камни. Несмотря на то, что интерактивные программы, включая работу на тренажёрах-симуляторах, позволяют максимально приблизить ситуацию к реалистичной,, есть эффект суррогата.

И будет иллюзией говорить о полной готовности учащегося, «прокачавшегося» на тренажёре к действительно реальным условиям.

И у студента-стоматолога, который отточил навык удаления зуба на фантоме, и у студента-электрика, который на симуляторе решал проблемы аварийного обслуживания электроустановок, в реальной ситуации уровень стресса всегда будет гораздо выше, нежели чем при работе на симуляторе. Поэтому «забрасывать» сотрудника в реальный процесс без промежуточного этапа, «живой практики» крайне опрометчиво. Да, разрыв будет меньший, чем между теорией и практикой, но полностью его исключить нельзя.

Формы современного обучения

Очная, электронная, самостоятельная, дистанционная - какие только формы современного обучения сейчас не применяются.

Современные методы обучения

Огромный интерес среди форм современного обучения огромный интерес вызывает проектное обучение, разбор кейса, мозговой штурм.

Проектное обучение

Особенности:

  • Максимум свободы действий. Учащиеся сами ставят перед собой цели, ищут пути их достижения и информацию по вопросу.
  • Преподаватель выполняет роль консультанта. Он отвечает на вопросы, но поиском, отбором информации, выбором инструментов учащиеся занимаются сами, как и разделением заданий в пределах одной задачи и при необходимости делегирование задач друг другу.

Самое распространённое - практико-ориентированное обучение. Оно направлено на поиск решения какой-либо задачи.

Также в некоторых учебных заведениях практикуется исследовательское и творческое проектное обучение.

Исследовательское проектное обучение идеально в фундаментальном образовании, когда учащиеся самостоятельно подтверждают или опровергают какую-либо теорию.

Творческое же проектное обучение – это широкие возможности для обучения прикладным дисциплинам и корпоративного обучения. Результатом такого проектного обучения могут быть разнообразный студенческий стартап, бизнес-план развития компании, патент, книга, продукт.

Без проектного обучения немыслимо качественное бизнес-образование. Это один из лучших инструментов для формирования навыков коммуникаций, делегирования полномочий, т.е. командной работы (нетворкинга).

Разбор кейса (кейс-метод)

Разбор кейса – это работа с конкретной ситуацией. Как правило, берется конкретная проблема, противоречие.

Современные методы обучения

Цель заданий — проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Разборы кейс–методов особенно полезны для обучения бизнес-процессам, инжиниринговым процессам, медицинским манипуляциям.

Тот же студент-инженер благодаря кейс-методу сможет рассматривать проект не только в «привязке» к чертежу, пояснительной записке, но и как комплексную производственную задачу.

У некоторых возникают сложности с внедрением кейс-метода в учебный процесс при использовании LMS. Но на самом деле, если используется та же популярная платформа Moodle, практических проблем быть не должно.

Есть масса примеров, когда для разбора кейсов задействуют такие элементы системы, как «Анкета», «Лекция». Оба этих элемента позволяют размещать текстовый, аудио- и видеоматериалы из кейс-заданий, задавать путь к решению кейса».

Для командной работы с кейс-заданиями и активного включения в них взаимопроверки при работе с платформой Moodle удобно использовать «Форум».

Использовать кейс для проработки узких навыков или же для комплексной работы с объёмным материалом – решать организаторам обучения. Например, так называемые Executive-кейсы становятся небольшим компонентом учебных мероприятий как иллюстрация возможность закрепления теоретического материала. «гарвардские кейсы» - это целые программы для работы команды в течение нескольких дней с презентацией решения.

Мозговой штурм

  • Развивается творческое мышление, смелость мыслить нешаблонно, что крайне полезно как для подготовки специалистов сугубо творческих профессий, так и инженеров.
  • Развивает навык совместного генерирования идей.
  • Мотивирует группу проявлять активное участие в работе.

Классический мозговой штурм чаще всего подразумевает 4 этапа:

  • Определение проблемы.
  • Поиск решений.
  • Группирование идей.
  • Оценка идей

Важно! При отсутствии автоматизации при проведении мозгового штурма нужен очень организованный ведущий.

С автоматизацией и применением LMS для проведения мозгового штурма всё гораздо более структурированно. Крупные задачи удается разбить на мелкие и в итоге получить нужный результат.

При использовании LMS процесс оценки идей становится более организованным. В «ручном» формате именно на этом этапе возникает больше всего «болезненных» моментов, и фактически работа заканчивается лишь группированием идей.

Интеллект-карты

Интеллект-карты, иными словами mind map, помогают максимально отойти от механического заучивания и сделать обучение осмысленным.

Создание интеллект-карт направлено на три главные задачи:

  • глубокое понимание темы;
  • нахождение связей между предметами, процессами и явлениями;;
  • «склейка» нового учебного материала с уже имеющимися знаниями, навыками.

Подразделы, микротемы, визуальные ряды с отображением связей между темами – всё это главные черты mind map.

Очень часто интеллект-карты являются инструментами других форм обучения: проектного обучения и мозгового штурма.

Деловые, ролевые игры

В деловых играх проигрываются ситуации, приближенные к реальной профессиональной деятельности.

Разновидность деловых игр - ролевые игры, где максимально воссоздано личностное, социальное взаимодействие.

Ролевые игры особенно полезны, если при обучении персонала поставлена цель научить его вести максимально эффективные коммуникации, в том числе, договариваться, разрабатывать и принимать совместные решения как в условиях «рутины», так и в отсутствии «зоны комфорта», т.е. в условиях ограниченного времени и ресурсов.

Возможные цели:

  • Командообразование, эффективное взаимодействие специалистов отдела, разных отделов.
  • Коммуникация в группе сотрудников разных уровней иерархии.
  • Принятие совместных решений в условиях неопределенности в проектных группах.

Тренинги, включающие деловые ролевые игры, геймифицированные бизнес-симуляции хорошо зарекомендовали себя, если HR-специалисту нужно ответить на следующие задачи:

  • Приход на рынок нового конкурента.
  • Вывод нового продукта на рынок.
  • Переход производства на проектное управление.
  • Открытие нового производства.
  • Модификация, модернизация производства.
  • Кардинальное изменение законодательства.
  • Слияние компаний.

Креативные группы

Обучение основано на формировании креативных групп для поиска способов решения задач и разрешения проблем.

Создание креативных групп способствует выработке навыков генерации идей и принятия решений и командной работе.

Главная сложность – если лидер (а он в креативных группах появляется практически всегда) принимает неверное решение, то может последовать коммуникационный конфликт. И внимание начинает уделяться уже ему, а не предметам заданий. Продуктивность, к сожалению, теряется.

Впрочем, ряд педагогов считает, что часто для оттачивания навыков в условиях, приближенных к реальным, - это часто именно то, что нужно.

Работа в группах помогает развивать способность преобразовывать разрозненных участников группы, раскрывать потенциал команды.

Последнее время форма обучения в группах применяется и в образовательном процессе, реализуемом как офлайн, так и онлайн. В последнем случае это, кстати, хорошая возможность научиться выстраивать работу удаленной команды.

Обмен опытом

Обмен опытом особенно активно применяется при корпоративном обучении.

Реализация обмена опытом может быть в самых разных форматах:

  • Индивидуальное наставничество.
  • Работа в группе с назначением опытного сотрудника.
  • Тренинг.
  • Мастер-класс.
  • Тематическая практика – игра.

Обмен опытом крайне важен не только для новичков, которые проходят адаптацию, но и для тех, кто в компании работает уже давно. Для них ценен обмен опытом со специалистами других отделов и подразделений. Полезны встречи с партнерамипартнёрами, которые могут работать в этой же нише, но использовать для решения своих задач иные инструменты, технологии.

Как выбирать методы и формы обучения

При выборе методов и форм обучения стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Обозначьте цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).Выделите приоритетный содержательный аспект.
  • Определите оптимальный вариант обучения (в группе, индивидуально).

Идеальный вариант – сразу обозначить основу и подобрать сбалансированное, оптимальное сочетание методов и средств обучения.

Современные методы обучения

Заключение

Помните, что выбор методики и методов обучения требуют комплексного подхода, учета взаимосвязи образовательных процессов, возраста учащихся, целей обучения. Одни методы лучше отработают в колледже, другие – при организации корпоративного обучения.

Форматов обучения сейчас несколько онлайн, офлайн, смешанный вариант. И важно, чтобы формат подбирался не ради формата, а максимально соответствовал целям и задачам обучения.

Фундаментом для эффективного применения форм и методов обучения является внедрение качественных LMS. Обучение становится управляемым, организованным, формируются благоприятные условия для оценки знаний и прогресса.

Иллюстрации: Image by wayhomestudio on Freepik + собственные скриншоты платформы Moodle, учебных продуктов SENSYS Engineering.

33
Начать дискуссию