В Нижнем Новгороде разрабатывают конвертопланы для перевозки посылок, грузов и даже людей

В Нижнем Новгороде разрабатывают конвертопланы для перевозки посылок, грузов и даже людей

Компания «Клеверкоптер» хочет создать большой грузовой конвертоплан. Аппарат такого типа может взлетать с места, как вертолет, и летать на большие расстояния, как самолет. Уже собрали и протестировали на нижегородских полигонах несколько прототипов подобного аппарата, только уменьшенного. В 2022 году компания участвовала в выставке «Аэронет 2035», в том числе с этим прототипом. Гендиректор компании Сергей Гусев помог нам разобраться со всей линейкой аппаратов.

Тяжелый грузовой конвертоплан «Аэромедик»

Это наш флагманский беспилотник. Грузовой конвертоплан «Аэромедик» взлетной массой 680 кг сможет перевозить до 130 полезного груза на расстояние до 600 км. Мы собираемся выпустить его в 2025 году.

Пока все цифры только в расчетах. Это точные расчеты, взятые из опыта малой авиации. Двигатель, который мы будем ставить, используют очень давно, в том числе в самолетах с подобной массой.

И расход топлива, и скорость аппарата известны, поэтому рассчитать перелет на 600км очень просто

Мы назвали аппарат «Аэромедик», потому что изначально его создавали как эвакуационный вертолет — для транспортировки больного в лежачем положении. Но перевозка людей — опасная территория, поэтому решили сначала отработать его грузовую версию. Несколько лет будем летать в условиях реального рынка, посмотрим на надежность аппарата и дальше будем продвигать уже как замену медицинских вертолетов.

Этот аппарат находится в стадии проектирования. Для его строительства нужно много вложений. Собственных средств хватает только на небольшие аппараты, поэтому на грузовой ищем инвестиции.

Уменьшенный прототип «Аэромедика» на выставке «Аэронет 2035»
Уменьшенный прототип «Аэромедика» на выставке «Аэронет 2035»
Тяжелый БПЛА «Аэромедик» с одним бензиновым и восемью электродвигателями. Полезная нагрузка до 130 кг, скорость 150 км/ч, дальность полета с грузом 100 кг — 600 км
Тяжелый БПЛА «Аэромедик» с одним бензиновым и восемью электродвигателями. Полезная нагрузка до 130 кг, скорость 150 км/ч, дальность полета с грузом 100 кг — 600 км

Грузовой конвертоплан «Аэромедик mini»

Чтобы получить деньги под строительство грузового конвертоплана, мы создали дополнительно линейку беспилотных летательных аппаратов, в том числе уменьшенный прототип большого аппарата.

Конвертоплан для наблюдения за трубопроводами весит до 30 кг и сможет пролетать до 300 км

Обнаружив незаконную врезку в трубу, нужно иногда зависнуть на месте и дождаться, когда приедет оперативная группа, полиция или служба безопасности и задержит недобропорядочных людей. Здесь проявляются плюсы конвертоплана: он может не просто лететь по прямой, как самолет, но и остановиться в воздухе на какое-то время.

Этот аппарат мы строим из углепластика. Возможно, со временем получится перейти на более дешевые стеклопластики. Самое главное в этом аппарате — бензиновый двигатель и камера. Камеру берем с наибольшей светочувствительностью, чтобы можно было в любых погодных условиях, даже ночью, осматривать трубопроводы. И с большим зумом — чтобы можно было рассмотреть, например, врезку в трубопровод. В серии такой конвертоплан еще не производили, пока есть только единичные заказы.

Помимо коммерческих целей мы используем аппарат для отработки концепции: проверяем, как они летают и насколько правильно мы выбрали конфигурацию летательного аппарата.

По формулам подобия мы можем понять, как себя будет вести в воздухе большой аппарат

Грузовой конвертоплан с одним бензиновым и восемью электродвигателями. Преодолевает 200 км со 100 км/ч
Грузовой конвертоплан с одним бензиновым и восемью электродвигателями. Преодолевает 200 км со 100 км/ч

Перевозка людей — это будущее

Большая часть медицинских вертолетов эвакуирует пострадавших с места получения травмы. В таком случае прилетает доктор, оказывает первую медицинскую помощь, подключает пациента к аппаратам и наблюдает за ним во время полета.

Наши аппараты рассчитаны на тот случай, когда присутствие врача не обязательно. Чаще всего это межгоспитальная перевозка: когда в одном госпитале понимают, что не могут сделать пациенту операцию, и вызывают вертолет, чтобы быстро перевезти его в другой город.

В медицинской версии нашего конвертоплана предполагается роботизированная система поддержания жизнедеятельности

Пациента подключают к специальному аппарату, который состоит из дефибриллятора, капельниц и так далее. Аппарат будет наблюдать за показателями пациента и в экстренном случае изменит подачу лекарств или применит дефибриллятор.

Медицинский беспилотник можно использовать и для спасения во льдах

В таком случае человеку придется самостоятельно забираться в кабину и ждать, пока беспилотник доставит его на сушу.

Пока закон запрещает перемещение людей на беспилотниках, но говорить об этом уже не рано. Законодательная база подтянется довольно быстро. И пока это происходит, нам нужно успеть довести качество аппарата до идеала. Беспилотники — это на 100% наше будущее.

Грузовой мультикоптер «Курьер»

Это аппарат для перевозки небольшого груза (до 10–15 кг) в зоне до 30 км. Это логистика так называемой первой мили.

Такие аппараты мы разрабатываем для присоединения к существующей логистической инфраструктуре и ее расширения. Основные потенциальные клиенты для подобных аппаратов — добывающие и курьерские компании.

Добывающие — для перевозки запчастей в отдаленные регионы нефте- и газодобычи. А курьерские — для межтерминальной перевозки и доставки грузов.

В будущем курьерские коптеры смогут подлетать прямо к дому человека

Мы бы не хотели, чтобы человек вообще взаимодействовал с аппаратом. Он не будет сам забирать из него посылку. Аппарат подлетит, разгрузится, почти не касаясь земли, оставит посылку и сразу улетит.

Дрон с четырьмя тяговыми электромоторами для авиационной доставки грузов до 15 кг на 5 км. Летит со скоростью 47 км/ч
Дрон с четырьмя тяговыми электромоторами для авиационной доставки грузов до 15 кг на 5 км. Летит со скоростью 47 км/ч

Как работает гибридная установка

На рынке давно есть гибридные автомобили, которые могут ехать напрямую от бензинового двигателя, а потом переходят на электричество. Или же используют их параллельно, увеличивая электрическим двигателем мощность бензинового.

У нас немного по-другому. Гибридность заключается в том, что аппарат вертикально взлетает исключительно на электричестве. Потом у него запускается маршевый двигатель, который работает на бензине. Он начинает разгоняться вперед, по мере разгона, когда встает на крыло, у него отключаются электрические двигатели и он переходит на прямую работу от маршевого бензинового двигателя.

Так он становится обычным бензиновым самолетом. Но аккумуляторы, которые расходовали энергию на взлет, в полете заряжаются от бензина.

Пока аппарат летит несколько часов, у него полностью восстанавливается заряд, и он может совершить посадку с полными аккумуляторами

Почему выбрали прямой привод

Есть и другие гибридные схемы — когда маршевый мотор приводится в движение электрическим мотором, а внутри фюзеляжа стоит бензиновый генератор, который заряжает аккумуляторы и питает моторы. Мы решили от этой схемы отказаться в пользу прямого привода. Так мы сильно сэкономили на массе: не нужен большой генератор и не нужен большой маршевый электрический мотор.

Бензиновый мотор не самый экологичный, но пока только с ним аппарат может летать на дальние расстояния

Минусы тоже есть: бензиновый двигатель на прямом приводе менее долговечен, чем система «бензиновый мотор — генератор — электрический мотор», но авиация — это всегда баланс. Если мы хотим где-то приобрести, в чем-то теряем. Мы приняли решение в пользу больших расстояний.

Где тестируют конвертопланы

Для тестирования аппаратов мы обращаемся на аэродромы малой авиации в Нижнем Новгороде. Так-то мы можем и в поле летать при определенном согласовании с Росавиацией, особенно если это открытая нерегулируемая зона. Но нам, к сожалению, нужен доступ к розетке. Поэтому мы подаем заявку на аэродром, закрываем воздушное пространство под полет беспилотника, чтобы не было других аппаратов и парашютистов. Никому не мешаем и летаем спокойно.

Где брать запчасти

Наши первые прототипы практически на 85% состоят из китайских компонентов. Наше здесь — только разработка, корпус, механизация, шасси. Электроника на 3/4 китайская, потому что для первых несерийных образцов гораздо проще купить что-то готовое, чем заказать у подрядчика.

Мы знаем всех российских производителей, которые готовы выпускать для нас всю эту электронику под заказ, но только при заказе от 10–20 штук, то есть под серию

Как только сможем выйти на какие-то объемы, сразу перейдем на отечественную технику — производители и цены предлагают приятные. Но на единичный выпуск никто не согласится. Чем больше будет российских компонентов, тем надежнее. Так мы сможем прогнозировать без страха санкций.

Несмотря на хорошее китайское качество, коммуникация с точки зрения технического описания изделий с российским изготовителем идет гораздо проще. Китайцы не тестируют свои изделия и не дают достаточный объем данных. У наших производителей проще все это получить.

1515
10 комментариев

Даже и не подумала бы что у этого аппарата будет бензиновый мотор

1

ну для перевозки людей он слишком мал

Почему мал? Подъемная мощность до 130 кг полезного груза.

Какой милый малыш) ну, посмотрим, что из этого выйдет

Что с ценой и расходом топлива? Не лучше ли копать в сторону дирижаблей? Для России они могут оказаться предпочтителней (для регионов).

Продаю бананы, людей... Шучу - не бананы.