{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Беспилотные роверы и система управления роботами: как компания Droneshub идет к технологическому суверенитету

Компания DRONESHUB разрабатывает роверы, системы автономного управления, программное обеспечение и модули для роботизированных платформ и различной техники. Владелец и генеральный директор компании Максим Томских рассказал про беспилотные разработки, которыми гордится.

Мозги для техники

Наш флагманский продукт — бортовой управляющий комплекс. Его можно установить практически на любую технику, сделав ее беспилотной. Комплекс позволяет управлять не только движением машины, но и навесным оборудованием.

С помощью бортовых комплексов можно автоматизировать, например, роверы, электро-гольф-кары, тракторы, погрузчики и бульдозеры. Выстраивать с их помощью автономную логистику на территории предприятий. Использовать для патруля и инспекции. Все это в автономном режиме или на дистанционном управлении без ограничений по количеству машин и площади территории.

Так устроен бортовой управляющий комплекс
Интерфейс системы DH:RCS

Оператор может находиться в другом городе и управлять несколькими группами машин, которые находятся в разных регионах за тысячи километров и выполняют совершенно разные задачи. Это очень полезная функция для предприятий. Например, можно выполнять работу на опасных объектах, где человеку попросту нельзя находиться. Или в отдаленном населенном пункте, где не хватает кадров, — в этом случае машиной управляет оператор из единого центра.

Система передает изображение с камеры
Любой техникой, на которой установлен бортовой управляющий комплекс, можно управлять через приложение в телефоне по интернету, потому что у каждого комплекса свой уникальный IP-адрес

При запуске системы, даже в случае аварийного отключения энергии, комплекс самостоятельно отправляет запрос на сервер, запускает трансляцию с бортовых камер и передачу телеметрии, сообщает свое состояние и докладывает о готовности машины к работе:

Все началось с роверов

История развития направления робототехники в DRONESHUB началась с производства автономных роверов. Это такие роботизированные автономные платформы для решения задач, связанных с патрулированием и логистикой.

Ровер можно использовать даже для туризма — он сопровождает в походах группы, подсказывает маршрут, перевозит личные вещи и заряжает технику.

Ровером управляют в ручном и автономном режиме, а также по удаленному подключению через интернет
Ровер может заехать туда, где человеку находиться опасно

Роверами заинтересовались компании нефтегазового сектора, транспортники и охранные организации. Как раз из-за возможности отправлять их на задачи вместо человека. Компании из агросектора используют роверы в животноводстве, для внесения удобрений на полях и работы в тепличных хозяйствах. Небольшой машине грузоподъемностью в 150 кг все эти задачи под силу.

Роверы можно оснащать навесным оборудованием под задачи конкретного проекта: датчиками, ptz-камерами, газоанализаторами, пирометрами. Такие запросы мы получаем в основном от компаний из энергетики, нефтянки и горнодобывающего сектора.

Намного проще отправить груз в 150 кг на ровере, чем послать грузовик и тем более человека, который даже не сможет поднять такой вес
Теперь мы разрабатываем ровер для перевозки грузов весом 400–600 кг

Контроллер нужен всем

Когда начинали разработку автономного ровера, перепробовали все доступные контроллеры и системы управления. Ничто не удовлетворяло всем нашим требованиям. В итоге мы просто сделали свой контроллер с нуля. И уже в процессе работы поняли, что функционал у него получается значительно шире, чем мы ожидали.

Управляющие комплексы DRONESHUB можно установить на робототехнику или автономные системы — нет привязки к конкретному производителю или типу машины. Он управляет колесными и гусеничными роботами, коммунальной техникой, гольфкарами, агроботами, строительными манипуляторами, морскими роботами.

Контроллеры могут управлять всем, что установлено на технике: камерами, актуаторами, двигателями, фарами, датчиками, прожекторами, манипуляторами, очистными щетками, ковшами бульдозера. И внешней наземной инфраструктурой: ровер подъезжает к электрическим воротам цеха, дает команду, и они открываются.

Устанавливаем комплекс управления DH:RCS от DRONESHUB в электроавтомобили Urbis российского производителя электротранспорта «Конкордия»
Устанавливаем комплекс управления DH:RCS от DRONESHUB в электроавтомобили Urbis российского производителя электротранспорта «Конкордия»

Нам удалось сделать универсальный и при этом доступный бортовой комплекс.

Мы оценили рынок и проанализировали, что производят разные компании и с какими запросами приходят к нам. В результате сформировали наше приоритетное направление — разработка и производство универсальных управляющих комплексов практически под любые задачи заказчиков. Среди наших проектов управляющие системы для строительной и коммунальной техники Ermak Industries, электрических вездеходов BillysGarage и робототехники для коммунального хозяйства CleanSpace Robotics.

Море тоже зацепили — с бортовыми комплексами DRONESHUB морские роботы MarineRS могут патрулировать акватории, обследовать дно и наблюдать за биоресурсами.

Интерфейс управления для морского робота

Бортовой комплекс MarineRS
Как контроллер управляет машиной: формирует команды на бортовые узлы

В 2022 год спрос на подобные системы в России вырос, и мы одни из первых разработчиков, которые готовы занять освободившуюся нишу.

Мы идем в массовый рынок, а не в узкие ниши.

В России много производителей техники и электротранспорта, но большинство страдает от нехватки управляющих комплексов. Своими решениями мы дополняем их продукцию, делаем ее умнее и самостоятельнее.

Благодаря комплексу DRONESHUB робоплатформа EI может самостоятельно ездить по заданным маршрутам и выполнять задания. Например, перевозить сыпучие материалы или убирать территорию

Все свое — это достижение

У нас все свое: от конструктива ровера и схемотехники до софта и алгоритмов. Визуальная навигация, управление жестами, решения по трансляции видеопотока, его обработке и так далее. Мы не зависим от внешних потоковых видеосервисов и можем все перечисленные компоненты системы менять под новые задачи.

Мы живой пример импортозамещения и технологического суверенитета.

Если говорить про всю страну, впереди огромное количество работы на долгие годы, прежде чем можно будет сказать, что мы хоть как-то «импортозаместились». Основное, на наш взгляд, что нужно делать, — разрабатывать и производить по-настоящему свое, а не менять один импорт на другой. Решения с заменой понятны и оправданны, когда необходимо очень быстро получить большие объемы техники и технологий. Но в перспективе все равно важно создавать свои независимые решения.

Управляющие комплексы поступают к клиентам в виде бокса с электроникой и разъемами, к которым можно подключать управляющие механизмы, камеры, фары и другие элементы

Научились управлять жестами

Это стало возможно с помощью систем слежения. Они построены на распознавании картинки с бортовой камеры: в реальном времени система анализирует видеопоток и распознает заданные жестовые команды.

Начало работы системы управления инициируется по «приветственному жесту». Например, показали двумя пальцами галочку — victory. До этого момента ровер не реагирует ни на какие жестовые команды. Но как только вы покажете именно этот жест — включится отслеживание рук и активное распознавание:

Дальше вы можете показать роверу, что вы от него хотите: «следуй за мной», «вперед», «назад», «стой», «включи фары» и другие команды. Чтобы закончить работу системы, можно показать жест «ок» либо просто ничего не делать — ровер сам отключит активное распознавание через заданное время после последней полученной команды.

Обучение системы позволяет назначить действия на любые свои жесты.

Здесь можно провести аналогию с цифрами — символов всего 10, а записать можно бесконечное количество чисел. Если жесты объединить в логические группы и цепочки, то можно запрограммировать распознавание сотен команд.

Используем нейронные сети и ИИ

Бортовой искусственный интеллект используют в основном для работы с видеопотоком. Сейчас у нас в работе несколько проектов, в которых нужны именно нейронки: они распознают заданные объекты на территории, классифицируют по признакам, принимают решения и передает команды на управляющие модули ровера.

В одном проекте ровер работает с несколькими агрокультурами, в другом определяет законность нахождения объектов на территории, в третьем действует в зависимости от окружающих динамических объектов.

Простая обработка сигналов с датчиков не обязательно требует ИИ, все зависит от задачи.

В некоторых задачах достаточно просто запрограммированных сценариев реагирования на различные события. Например, у нас есть свой модуль безопасности. Это отдельная плата с датчиками и исполнительными блоками. В нормальном режиме она работает в связке с бортовым ПК, но при потере связи модуль безопасности может принимать самостоятельные решения. Например, снизить скорость ровера или вообще остановить двигатели и инициировать сигнал оператору, передав ему управление роботом.

Три новые разработки DRONESHUB

  • Управляющий контроллер третьего поколения. Мы учли опыт эксплуатации прошлых версий и перешли на модульную архитектуру с серьезнейшим расширением функционала и вычислительной мощности. Параллельно делаем дополнительные модули: модуль распределения питания, бортовой информационной сети, управления бортовым оборудованием, mems-датчиков, систему безопасности, с подключением сонаров и лазерных датчиков, с возможностью работать в аварийном режиме.
Особенность контроллера третьего поколения — модульная архитектура. Кроме центрального управляющего блока, есть целая серия дополнительных модулей. Можно ставить в систему любые модули и собрать свою конфигурацию бортового комплекса
  • Система безопасности для контроля окружения. Летом 2023 года выйдет разработка, которая будет подавать сигнал водителю при появлении в поле зрения бортового комплекса посторонних объектов, машин и людей. А если они окажутся в опасной зоне — моментально остановит движение. Здесь совместная работа алгоритмов распознавания и классификации объектов, ИИ и нейросетей.

Водитель может смотреть вообще в другую сторону — при обнаружении людей или других препятствий в опасной близости бортовой комплекс остановит машину, чтобы исключить вероятность столкновения.

  • Облачный сервис по дистанционному управлению техникой. Мы сделали серверную службу с передачей видеопотока и телеметрии, который позволяет предоставить технологии удаленного управления и клиентам, и командам разработчиков робототехнических комплексов. Это первый подобный сервис в России. Выпуск планируем также на лето 2023 года.
Интерфейс облачного сервиса
0
2 комментария
Ibragim Zafirov

Могут ли такие беспилотные роверы выезжать на дороги общего пользования

Ответить
Развернуть ветку
DH

Нет, они для закрытых территорий, не для дорог общего пользования.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда