Почему важно выбрать надёжный орган по сертификации

Производитель не имеет права продавать на российском рынке большинство товаров без разрешительных документов: сертификата соответствия или декларации о соответствии. Некоторым предпринимателям хочется ускорить процесс их получения, чтобы быстрее запустить продукцию в оборот. Они выбирают фирмы, которые обещают сделать сертификат “за пару дней”, а в итоге несут убытки, в несколько раз превышающие стоимость самого документа. Почему возникают такие ситуации? Как не попасть в них и избежать чужих ошибок? Почему российским производителям важно критично относиться к выбору поставщика услуг по сертификации? Анализируем и делаем выводы в новой статье.

Что стоит за оформлением “быстрых” сертификатов

Процедура оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов или ГОСТам предполагает прохождение обязательных этапов, без которых оформить разрешительный документ нельзя, например, испытания и анализ состояния производства при сертификации серийного производства. Однако недобросовестные поставщики услуг по оценке соответствия часто ими пренебрегают.

Можно назвать сразу несколько причин подобного подхода:

  • работа с неаккредитованными лабораториями из-за низкой стоимости их услуг;
  • высокая стоимость услуг аккредитованных испытательных лабораторий;
  • понимание того, что товар не соответствует требованиям безопасности, и при этом нежелание терять клиента;
  • отсутствие в штате экспертов, которые могут провести анализ состояния производства;
  • настойчивость клиента, который просит сделать “быстро и недорого”.

В итоге на рынке появляется продукция с “липовыми” сертификатами — документами, оформленными без проведения испытаний, без анализа результатов испытаний и без аудита производства.

Чем грозит “отмена” разрешительного документа

По российскому законодательству недействительными сертификат или декларация признаются с момента их выдачи. Это означает, что вся произведённая в период их действия продукция подлежит принудительному отзыву из оборота как неправомерно выпущенная, а ввоз по продукции по ним будет классифицирован как незаконный.

На этом неприятности изготовителя не заканчиваются. К нему могут прийти с внеплановой проверкой из Росстандарта или из Роспотребнадзора.

Например, Росстандарт следит за соблюдением законодательства в области технического регулирования и имеет право потребовать у производителя комплект технической документации на серийный выпуск продукции:

В соответствии с требованиями технических регламентов, такой комплект на сертифицируемую продукцию изготовитель должен хранить до 10 лет.

За отсутствие документов Росстандарт может привлечь производителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и наложить штраф в размере: от 20 000 до 30 000 руб. — для ИП; от 100 000 до 300 000 руб. — для юрлиц.Роспотребнадзор, как правило, привлекает к ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ, по которой штраф для компании составляет от 200 000 до 300 000 руб.

Но и это ещё не всё. Покупатели продукции с “липовыми” сертификатами тоже могут использовать ситуацию в своих интересах. Признание разрешительного документа недействительным автоматически переводит выпущенную в соответствии с ним продукцию в разряд некачественной. В таких случаях покупатели имеют право подать иск в суд с целью:

  • взыскать полную сумму, уплаченную за несертифицированную продукцию;
  • получить компенсацию за пользование чужими денежными средствами;
  • наложить штраф за неудовлетворение продавцом требований покупателя в добровольном порядке.

Иногда сумма, которую взыскивает суд с производителя несертифицированной продукции, может в два-три раза превышать стоимость продукции.

Можно ли взыскать убытки с органа по сертификации

Законодательством, а именно 184-ФЗ «О техническом регулировании», за нарушения при оценке соответствия установлена полная ответственность заявителя — производителя или продавца.

Орган по сертификации, конечно, тоже несёт ответственность, однако он всегда ищет, и как правило, находит возможность её избежать. Ведь в большинстве случаев заявители знают, что сертификат будет выдан по принципу “быстро и дешёво” — без испытаний и анализа состояния производства. Они не предоставляют образцы для испытаний и не принимают экспертов для аудита производства. Подобные обстоятельства не позволяют им впоследствии переложить ответственность и, соответственно, убытки на орган по сертификации.

Национальные особенности выбора

Отвечая на вопрос, озвученный в начале статьи, можно выделить несколько факторов, в силу которых российским производителям важно критично относиться к выбору партнёра по сертификации.

Во-первых, надзорные органы и Росаккредитация проверяют обоснованность выдачи разрешительных документов. При этом в России к одному производителю могут прийти инспекторы из разных ведомств, чтобы проверить соблюдение обязательных требований не только технического регулирования, но и требований в сфере санэпиднадзора, защиты прав потребителей и т.д.

Во-вторых, надзорные органы вправе приостановить действие разрешительных документов и даже отменить его — при неустранении нарушений производителем. Также с иском о признании сертификата (или декларации) недействительным могут обратиться потребители и, что совсем не радует, конкуренты.

В-третьих, в случае «отмены» разрешительного документа производитель несёт убытки, в два-три раза превышающие стоимость несертифицированной продукции, а разделить их с органом по сертификации весьма проблематично.

Выход один — выбрать партнёра, который досконально разберётся в вашей ситуации и предложит оптимальное, учитывающее все особенности вашего производства решение в рамках нормативных требований.

Больше информации о разрешительных документах и особенностях процедуры оценки соответствия продукции Вы найдете в нашем Телеграм-канале.

11
Начать дискуссию