Full-stack UAM: Что должен уметь Media Buyer?

Тему обязанностей и навыков юей менеджеров я уже один раз поднимал вот тут, но то был специфический вопрос. Теперь же я хочу замутить ультимативный список того, что должен уметь full-stack UA manager. Отчасти, это "пригарный" пост, по той причине, что стать full-stack'ом нельзя (имхо) по той причине, что области навыков слишком сильно расходятся. Но обо всем по порядку.

Постановка проблемы.

Начнем с того, что градация junior, middle, senior, lead пришла в UA из программирования и там она (помимо всего прочего) имеет определенный смысл и вот какой - в рамках конкретного поля компетенций (язык программирования, фреймфорк, конкретный стек технологий) программист развивается и, таким образом, каждый последующий грейд включает в себя предыдущий, то есть мидл Java разработчик умеет всё лучше чем джун; сеньор умеет всё лучше чем мидл; лид не только сеньор, но еще и знает как организовать работу команды и пошло поехало (принцип Матрешки). Именно поэтому при наборе на позицию указывается не просто Senior Developer, а еще указывается в чем он собственно сеньор: Senior Backend Developer (PHP), Senior Frontend Developer (React) и пр.

В случае же с UA спецификация, как правило, не указывается, более того, еще существует и путаница в наименованиях самой профессии: Media Buyer, UA Manager, арбитражник. Наконец, довольно часто бывает так, что джун обладает рабочими навыками, которых нет у его лида, и получается что джун и лид - это не объективные грейды, а оценка статуса сотрудника в компании, не более (я однажды наблюдал как пришедший на должность лида юама из другой компании Head of UA не смог пройти испыталку, как раз-таки потому что в хеда он вырос в определенной корпоративной среде, но в другой среде его навыки оказались нерелевантны). Во многом все это связано с тем спектром обязанностей и навыков, которые желательно иметь UA менеджеру, а вернее с широтой этого спектра.

Умения full-stack UAM'а.

1) Знание инструментария UA и опыт работы с ним. К первому пункту относится знание инструментов - источников трафика (трафиковых, рекламных сетей), инструментов аналитики (MMP, TDSки и пр.), спаеры и т. д. и т. п. Знание инструментария - это база, это именно то, что делает вас UA менеджером. Как сварщика сварщиком делает газосварочное оборудование и теоретические знания. Только в нашем случае наш "газовый резак" может забанить вам аккаунт, рекламный каб, решить, что вы нарушаете полиси - в общем, бывают случаи, когда "инструментарий" решает быть вам сегодня UA менеджером или нет.

2) Знание аналитики и инструментария аналитики. Прежде всего это конечно же Google Spreadsheets и Excel, но если угодно можно добавить сюда понимание работы и опыт работы с какими-либо Bi, опыт работы с SQL и пр.

3) Знание метрик и "умение считать" - это смежный со вторым пунктом навык, который подразумевает, что вы сможете используя инструментарий провести анализ определенного массива данных, а затем сделать выводы на его основании, которые приведут к положительным результатам при дальнейшем привлечении пользователей. Желательно знать математику на уровне 10-11 класса, а еще статистику.

4) Знание ниши. С моей точки зрения не такой уж важный навык, но имеет место (поэтому размещаю его на 4-ом месте). UA менеджеры довольно часто специализируются на тематике оффера, что позволяет им эффективно переносить подходы с одного продукта на другой. Во-вторых, тип продукта влияет на манеру и особенности работы с ним, а также на тип привлекаемого трафика. В-третьих, знание ниши включает в себя и знание конкурентов в нише, их подходов и пр.

5) "Продвинутое" знание UA инструментария, что подразумевает, что вы сможете настроить тот или иной инструмент, пробросить данные из места А в место B, внедрить ту или иную технологию, подход, инструмент и пр. Читаете документацию. И сможете разобраться в бесчисленных багах и некорректной работе того или иного инструмента. Сюда же я бы отнес познания в мобильной монетизации в принципе.

6) Умение делать креативы. Этот пункт включает в себя сразу три суб-умения: 5.1.) Умение креативить, то есть выдумывать какие-то подходы, адаптировать чужие идеи, комбинировать лучшие подходы; 5.2.) Умение оценивать потенциальную успешность креатива / креативного подхода (так называемая "насмотренность" баера); 5.3.) Умение делать креатив (буквально) в Photoshop или еще где.

7) Умение обойти систему. Учитывая современные полиси многих рекламных сетей, а также рестрикты и пр. условия их работы, "клоакинг" в широком смысле слова, то есть умение обмануть рекламную платформу и продвигать то, что нельзя продвигать, становится отдельным полноценным навыком / отдельным рабочим направлением.

8) Софт скиллс в широком смысле слова - нужно быть адекватным, вежливым, уметь общаться, соблюдать дистанцию при необходимости, следить за своей репутацией и все такое. Довольно много чего в UA зависит от hard skills, но от soft skills зависит не меньше.

9) Знание английского языка - документация написана на английском, многие менеджеры рекламных сетей и пр. говорят на английском. Больше тут добавить особо нечего.

10) Умение искать нужную профильную информацию. Это про понимание откуда черпать информацию по работе (одной документации недостаточно). Сюда входит чтение каких-либо профессиональных блогов.

Пост получился довольно объемным, поэтому некоторые практические выводы из вышеописанного я вынесу в отдельный текст. Спасибо за внимание.

#заметки #useracquisitionreview

22
3 комментария

+ медиапланирование.
Важно уметь планировать бюджет на основе данных из своего опыта, либо уметь находить бенчмарки

1
Ответить

Думал, что предыдущие статьи - рекордные по отсутствию любой полезности в лонгриде.

А нет - вышел новый победитель

1
Ответить

Спасибо за статью. А как по итогу разделять UAM?

Ответить