Как найти сервис мониторинга цен конкурентов — советы от сервиса мониторинга цен конкурентов

Неважно, что вы продаете. Это может быть нефть пароходами, овощи на рынке, услуги разной степени сложности. Прежде, чем предложить что-то в обмен на деньги, мы так или иначе мониторим рынок — пытаемся выяснить, сколько это «что-то» стоит.

Сервис parser.market не стал исключением из этого простого правила. По сути, требовалось пройти те же шаги, что и потенциальные заказчики. И точно так же - повторять эти шаги многократно.

Поиск конкурентов, которые мониторят конкурентов.

Основная специализация сервиса - мониторинг цен конкурентов на Яндекс Маркет, другие маркетплейсы добавлялись позже. Сбор цен с маркетплейсов в принципе дешевле для заказчика, чем мониторинг отдельных интернет-магазинов. Впрочем, это сервису также по силам.

Начинаем с простого - поиска конкурентов на Яндексе.

Поисковую выдачу можно условно разделить на три группы:

  • реклама - да, рекламные объявления надоедают, их много (из 23 результатов на первой странице в моем случае было 8, бывают даже повторы в верхнем и нижнем блоке). Однако, несомненный плюс - это очевидно живые предложения, поскольку люди за размещение платят. Кроме того, если не полениться пролистать несколько страниц - можно найти какие-то новые сервисы, которые существуют недостаточно долго, чтобы пробиться в топ поисковой выдачи, но могут позволить себе недорогое рекламное размещение.
  • обзоры и статьи - заняли существенную часть в органической выдаче первой страницы (11 из оставшихся после рекламы 15 результатов). Обзоры и рейтинги - сама по себе, вещь неплохая, позволяет сэкономить время, но это уже кажется перебором. К тому же, при ближайшем рассмотрении оказывается, что обзоры, зачастую, прошлогодние. Это не вина обзоров, это особенности ранжирования результатов яндексом. Из 11 результатов на 24 октября 2022г один обзор датирован 20-м, 6 - 21м, 4 - 22м годом. Устаревшими могут оказаться тарифы, функционал, да и сама жизнеспособность описываемых сервисов.
  • ссылки на сервисы в органической выдаче - те же особенности, что и с обзорами. Попадался даже недействующий сервис с истекающим сроком регистрации. Хотел даже купить домен - был перехвачен (похоже, роботом). Надо было обращаться к профессионалам )

В целом, наиболее интересными оказались конкуренты, присутствующие как минимум в двух сегментах выдачи - рекламе и ссылках в органическом поиске.

После отказа Google от сотрудничества с российскими рекламодателями первый сегмент выпал из результатов аналогичного поиска в Google.

Жаль, хороший был рекламный канал. Ну, зато появился повод научиться как-то работать с Директом.
Жаль, хороший был рекламный канал. Ну, зато появился повод научиться как-то работать с Директом.

Изучение сайта сервиса мониторинга цен.

Дальнейшее изучение сервисов мониторинга цен показало, что их вообще не всегда возможно сравнивать, настолько они разные. Попробую описать ключевые вопросы и различия, как я их увидел. Пока остаемся на этапе изучения сайта сервиса.

Задача №1 - выяснить, что именно предлагает сервис.

Далеко не праздный вопрос! Сервисы мониторинга цен можно условно разделить на две категории - коробочные и SAAS решения.

Коробочные решения - это программа, которая устанавливается на ваш компьютер, собирает и выдает Вам цены конкурентов (возможно, и какие-то другие данные) в структурированном виде (CSV, JSON, EXCEL, какие-то другие варианты). Более продвинутый вариант - сервис устанавливают в виде плагина в ваш же интернет-магазин. Разбираться в настройках(чаще всего, весьма хитрых), решать проблемы с защитой сайтов и маркетплейсов от парсинга - это уже ваша задача. Хороший вариант, если поддержка сервиса предложит Вам эти услуги за дополнительную плату, либо в штате есть человек, способный с этим разобраться.

SAAS (software as a service) - это сервис, куда Вы отдаете входные данные (какую-то выгрузку из вашего прайс-листа), а получаете то же, что и из коробочных решений.
SAAS-решения весьма разнообразны и могут предлагать широкий спектр услуг - мэтчинг, подбор ссылок на карточки товара конкурентов, широкий спектр аналитики вплоть до автоматического изменения цены в вашем интернет-магазине (софт в таком варианте устанавливается на ваш сайт). Неплохим подспорьем может оказаться экспорт данных в формате вашей CMS или учетной системы.

Исследование преимуществ и недостатков того или иного варианта не оставит Вам шанса дочитать статью до конца.

"Встречаем по одежке "- внешний вид сайта и описание функций сервиса

Если вкратце - в данном сегменте не стоит ориентироваться на принцип из подзаголовка, лучше сосредоточиться на ваших задачах и оценке, сможет ли сервис их выполнить.

Сделать адекватный сайт сервиса мониторинга цен - не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Подробное и честное (да, именно в такой формулировке) описание возможностей сервиса очевидно приводит к тому, что сайт становится просто скучно читать. Сервисы в этом не виноваты, причина - в постоянно усложняющейся логике маркетплейсов.

Если Вы не можете преодолеть эту скуку, подумайте, готовы ли Вы вообще пользоваться подобным сервисом.

Мне попадались весьма интересные проекты с не особо изысканным дизайном.

Никаких изысков, но под капотом - весьма интересное "коробочное" решение.
Никаких изысков, но под капотом - весьма интересное "коробочное" решение.

Вторая крайность - малоинформативная страница, зачастую красиво исполненная, но с не очень внятной смысловой нагрузкой, иногда граничащей с полным ее отсутствием. Забавно, когда страница содержит "продающие" фразы вроде "нейросеть" или "искусственный интеллект", но взаимодействие с сайтом заканчивается на форме заполнения контактов для последующего звонка менеджера.

Наш сайт сервиса parser.market, честно говоря, далек от идеала, относится, скорее, к первому варианту, но, есть два извиняющих фактора:

  • сайт поступательно меняется в лучшую сторону (насколько это видится изнутри процесса); впрочем, приоритет - качество данных
  • почитав профильные каналы продавцов маркетплейсов, я сделал для себя однозначный вывод: этих людей не испугаешь ничем

Отдельно стоит отметить демо-версии личного кабинета. Его наличие позволяет сэкономить ваше время на оценке способности сервиса решить необходимые для Вас задачи. Однако, не многие могут похвастать такой фишкой, поскольку добыть данные и создать профессиональный интерфейс - это немного разные направления деятельности.

Бесплатный период.

Хороший тон - дать посетителю сайта возможность протестировать сервис, дабы показать, что ты умеешь. Это может быть какой-то период, количество бесплатных проверок, комбинированный вариант - количество проверок, действующее ограниченный период времени. Есть отдельные варианты вообще неограниченного во времени бесплатного тарифа с небольшим количеством товаров для проверки и ограниченным (но, небесполезным) функционалом.

Бесплатный тестовый функционал - в принципе, неплохая замена демо-версии личного кабинета.

Мы после регистрации предоставляем 1000 бесплатных проверок, без ограничения по времени.

Публикация цен.

В целом, публикация цен или ежемесячных тарифов это хороший признак, позволяющий оценить расходы на контроль за ценами конкурентов. Цены чаще всего публикуются за одну проверку (узнать цену конкурента с одного сайта). В реальности логика маркетплейсов очень разная, поэтому встречаются варианты коэффициентов (которые показываются уже в процессе работы), ппадался даже экзотический вариант - N копеек за запрос с разъяснениями, что запросов на одну цену может быть несколько (технически это так).

Удобство личного кабинета.

Личный кабинет есть, конечно, у всех, встречаются очень крутые реализации с графиками, аналитикой, блэкджеком и плюшками.

На мой взгляд, это - скорее, дело вкуса. Взаимодействие с сервисом должно быть, в идеале автоматизированным, стоит обратить внимание, в первую очередь - на качество выходных данных, во вторую - на наличие API.

Один из самых крутых интерфейсов, который мне попадался. На фото - демка ЛК. Правда, лично я уже на 100-й позиции прайса начал бы разбираться в автоматизации. 
Один из самых крутых интерфейсов, который мне попадался. На фото - демка ЛК. Правда, лично я уже на 100-й позиции прайса начал бы разбираться в автоматизации. 

С точки зрения пользователя заиметь себе еще одно рабочее место помимо дашборда 1С - сомнительное, на мой взгляд, удовольствие. Ну, разве что трекинг пробега мышки - один из моих KPI.

Отзывы клиентов.

Мне вообще не очень понятно, почему они стали обязательным блоком на любом сайте. К тому же, я хорошо помню бумажки в заказах из Яндекс-маркета "положим 100 руб на счет телефона за отзыв о нашем магазине".
Чуть ли не впервые в жизни решил их всерьез почитать.
"какие вы молодцы, с уважением, администратор сайта intertetmagazin.ru Вася"
Только 3 из 9 таких адресов вообще открылись.
Проект тот, кстати, интересный. Возможно, блок просто слегка заброшен.

Качество входных и выходных данных.

Безусловно, одним поиском, чтением обзоров, изучением сайтов дело не ограничится. Максимум, чего Вы добьетесь - сужение круга потенциальных поставщиков услуг. Следующий этап - тестирование сервисов.

Изучите, какие варианты входных данных достаточны для получения адекватной выборки цен конкурентов.

Иногда можно обойтись просто названием товара из прайс-листа. Например, сервис parser.market (и не только он) умеет находить наиболее подходящую карточку товара Яндекс-маркета. Адекватность результата зависит от названия в прайсе.

Для OZON и Wildberries этот вариант уже не подойдет - совершенно другая логика маркетплейса. Впрочем, тут тоже есть варианты.

Другие сервисы потребуют непосредственно ссылку на карточку товара или id карточки. Сбор ссылок могут предложить как дополнительную платную услугу. Я бы не стал доверять это людям, которые не разбираются в товаре и в рынке.

Обязательно воспользуйтесь бесплатным тестом сервиса. Если такого нет, а сервис чем-то понравился - попробуйте пообщаться с техподдержкой. Вполне возможно, что они пойдут навстречу.

Сравните результаты с выдачей с живой страницы маркетплейса, если не сходятся - задавайте вопросы. То же и в случае, если задача не совсем стандартная.

Не забывайте - качество выходных данных всегда зависит от качества входных данных.

Общие выводы.

Я бы посоветовал рассматривать такие сервисы только как часть выстроенной Вами системы контроля конкурентного окружения. В какой-то момент ваша система может перерасти этот источник данных, и Вы захотите добавить какие-то другие. Самый простой вариант - Вы получили возможность регулярно напрямую получать прайс-лист конкурента, почему бы не объединить эти данные с данными парсера?

Обязательно нужно позаботиться о периодической валидации данных (хотя бы выборочной), отсечке по минимально возможной продажной цене (даже об этом иногда забывают).

Система аналитики и мониторинга вряд ли будет статичной, поскольку конкурентная среда вокруг Вас постоянно меняется. Если Вы готовы доверить аналитику сторонней организации - будьте готовы к долговременному плодотворному сотрудничеству.

С уважением,
Алексей Богомолов.
Основатель и разработчик сервиса parser.market

11
Начать дискуссию