Перспективы промышленных стартапов

Программы поддержки бизнеса для стимулирования технологического развития приоритетных отраслей, в том числе промышленных предприятий были запущены ещё в 2016-2018 годах.

Помимо этого на территории России значится порядка 26 особых экономических зон промышленного назначения.

Однако, насколько предпринимаемые меры располагают к запуску промышленных стартапов?

Программа 1649. Реализуется Минпромторгом. Размер субсидии на проект в сфере "станкоинструментальной промышленности" может составить до 160 млн.руб., на срок до 7 лет, под "нулевую" ставку . Предприятие обратившееся за субсидией берёт на себя обязательство по реализации профильной продукции в течении двух-четырех лет на сумму в пять раз превышающую инвестиционный капитал.

Условие вполне обоснованное и даже выполнимое. Более серьезно звучат финансовые требования. Такие как наличие оборудования с балансовой стоимостью не менее 75 млн. рублей, а также здание или помещение пригодное для размещения производства не менее 300 кв.м. А также обязательное требование - участие в финансировании проекта собственными средствами или частного инвестора на сумму превышающую 30% стоимости проекта.

Программа АНО Агентства по технологическому развитию по выдаче грантов на создание и выпуск критически востребованной продукции в сумме до 100 млн. руб. Компания - получатель в обмен берёт на себя обязательство по производству и реализации в течении трёх лет профильной продукции на сумму в два раза превышающую инвестиции.

Потребуется пройти аккредитацию как разработчик (НИИР) и/или исполнитель (ОКР). Гранты предоставляются на конкурсной основе.

Обязательное условие - софинансирование в размере 20% от стоимости проекта в виде собственных средств или частного инвестора.

Условия финансирования Фондом развития промышленности по программе "Станкостроение". Подготовлено IGPA Consult
Условия финансирования Фондом развития промышленности по программе "Станкостроение". Подготовлено IGPA Consult

Программа поддержки Фонда Развития Промышленности "Станкостроение" ФРП даёт возможность получить инвестиционные средства с низкой процентной ставкой - всего 1% на первые три года, и 3% на оставшийся срок, в пределах 7 лет. Действует отсрочка по выплатам "тела" кредита до выхода на серийное производство.

Сумма займа до 500 млн. руб. Компании, претендующей на грант потребуется пройти экспертную комиссию для проверки финансовой обоснованности проекта, и коммерческой перспективности. То есть, обращаться за инвестициями можно только при наличии бизнес-плана с финансовой моделью.

Однако, несмотря на всю привлекательность, есть нюансы. Например, требование предоставить обеспечение в виде залога или поручительства аккредитованных организаций. Это может быть Корпорация МСП, Фонд содействия кредитованию или другая аккредитованная в качестве поручителя организация. Важно помнить, что залоговое имущество будет принято с существенным дисконтированием.

Кроме того, согласно требованиям, обязательно софинансирование из собственных средств или частные инвестиции в размере 20% от общей стоимости проекта.

Что ещё важно учесть? Целевое назначение финансирования. В условиях прописаны четкие требования в части аллокации бюджета, которые важно учитывать при составлении финансовой модели.

То есть существующие программы привлекательны для действующего бизнеса. Рассчитывать на участие в них стартапам - не стоит.

Что с рынком?

Возьмем как пример рынок металлообрабатывающих станков – это направление мне ближе всего - один из наших партнеров рассчитывает запустить собственный стартап в этой сфере.

До 2022 года объём импорта составлял 99% от общего объёма рынка всех металлообрабатывабщих станков в России (по данным ТН ВЭД и ФНС) и составлял более 310 $ млн. Свыше 60 тысяч единиц металлообрабатывающих станков пересекало таможенные пункты ежегодно (при подготовке анализа рынка данные очищены аналитиками IGPA Consult от данных по запчастям и деталям). Более 80% единиц приходилось на страны, которые не стали вводить санкционный режим (Китай, Индия, Тайвань), при этом в денежном выражении на их долю приходилось только 30% импорта. В то время как на страны Запада и Азии которые ввели санкционный режим приходилось более 60% импорта в денежном выражении.

Цифры не оставляют сомнений в необходимости налаживания локального производства металлообрабатывающих станков. И несмотря на переориентацию поставщиков на продукцию из Индии и Китая потребность локального развития технологий сохраняет свою актуальность. А с учётом того, что рост в 200-400% в локальном производстве металлообрабатывающих станков означал + 2 + 4 станка произведённых в отдельных регионах и в основном за счёт новообразованных предприятий, напрашивается вывод, что

действующие производства не сильно заинтересованы в станкостроении.

На основании проведённой аналитики, можно определить назревшую потребность запуска государственных мер поддержки непосредственно под промышленные стартапы. Ведь именно они в современных реалиях способны обеспечить тот самый технологический прорыв.

Инфографика данных по рынку металлообрабатывающих станков в Ценах ТНВЭД. Усредненные показатели за 2019-2021 г.г. Подготовлено IGPA Consult
Инфографика данных по рынку металлообрабатывающих станков в Ценах ТНВЭД. Усредненные показатели за 2019-2021 г.г. Подготовлено IGPA Consult

Какие перспективы?

Стоимость запуска промышленного стартапа, как правило колеблется в районе 100 - 300 миллионов рублей. Этой суммы хватит на закупку оборудования, аренды и зарплату производственному, конструкторскому и коммерческому персоналу. При этом рентабельность проекта в условиях текущего санкционного режима пока еще достаточно высока.

Почему "пока ещё"? Сейчас многие компании, ранее сотрудничавшие с Западными производителями, производителями из Южной Кореи, Японии, стали искать замену станкам с высокой точностью обработки среди китайских производств. С одной стороны это позволит обеспечить непрерывность производственных процессов.

С другой стороны, есть и свои минусы:

- Дорогостоящая логистика. Зачастую после доставки станки требуют полноценной пересборки и переналадки, что может занять от 6 месяцев до 2 лет – в зависимости от наличия ресурсов команды, которая этим занимается.

- Перевод инструкций – станок не блендер и не соковыжималка, но даже к ним прилагается инструкция. Чтобы начать пользоваться станком и соблюдать условия охраны труда и безопасности без подробной инструкции не обойтись.

- Обучение персонала. Будем надеяться, что производители или дистрибьюторы готовы проводить обучение и даже имеют для этого ресурсы. Правда ранее это не очень практиковалось и станки часто выходили из строя из-за несоблюдения условия эксплуатации.

- Сервисное обслуживание. Наиболее чувствительный момент, потому как любое ремонтные работы означают простой предприятия и/или оборудования, а доставка запчастей будет занимать много времени. С локальным производителем отсутсвует необходимость прохождения таможенных процедур, а выезд сервисной бригады на объект позволит намного более оперативно решать эти задачи.

- Доработка под целевые задачи. Если все перечисленные выше условия относительно выполнимы, то в случае необходимости решения целевых технологических задач под задачи предприятия, включая доработку станков – требуется именно локальное станкостроение.

Налаженный импорт обеспечивает относительную стабильность работы предприятий, но это по-прежнему импорт готовой продукции, а не технологий. Для полноценного технологического суверенитета в обрабатывающих производствах нам нужны локальные промышленные стартапы и условия для их развития.

Почему бы просто не найти спонсора?

Вопрос прозвучал в комментариях к одному из моих постов в Тенчат - это новая российская социальная сеть, тоже стартап.

Спонсорство - это вложение невозвратных денег с расчетом получить некий процент или часть прибыли. Если же речь идет об инвесторе, тут нужно признать, что промышленное производство не самая востребованная область среди частных инвесторов. Причин тому много. И если команду IT-шников в случае чего можно, пусть и с определённой долей сложностей, заменить, то с производственными мощностями всё иначе. А ещё, большинство инвесторов понимает, что главный бенефициар развития таких предприятий – государство.

Так может быть корпорации с государственным участием могли бы стать спонсорами промышленных стартапов? Практика показывает, что это возможно. Некоторые госкорпорации действительно планируют запустить станкостроительное производство под собственные нужды. Однако, регламенты, бюрократия и бизнес-процессы большой корпорации будут скорее в роли тормозящего элемента. Растущий стартап требует оперативных решений и быстрой реализации.

Что с ресурсами?

Особенно со специалистами. Обратимся снова в сферу IT для сравнения. Средняя зарплата оператора станка с ЧПУ пятой категории (для тех, кто не знает – это высшая категория) – колеблется в районе 150 тыс.руб. Для сферы IT это зарплата специалиста где-то в начале карьерного пути. Обучения в IT хоть отбавляй от Бауманки до разных курсов, в то время как специалистов машиностроительной отрасли способных разрабатывать, производить и управлять станками – придётся очень хорошо поискать. Как правило, им хорошо за сорок-пятьдесят лет.

То есть в отсутствие независимых стартапов есть риск утратить экспертизу в станкостроении. Возвращаясь к объёму рынка превышающем ежегодно 310 млн.долл. ежегодно – потребность в сохранении этой экспертизы очевидна.

Будем надеяться, что условия удовлетворяющие этой потребности не заставят себя ждать.

1 комментарий

Благодарю за познавательную статью. Подскажите пожалуйста, - оборудование собственной конструкции для производства широкой номенклатуры изнашивающихся деталей из полиуретанов, для решения любых вопросов с запчастями к импортным станкам, роботам, спецтехнике, конвейерным линиям, сельхозтехнике и прочему, - можно отнести к промышленному стартапу?
Если да, - то куда с этим обращаться?
Спасибо.)

Ответить