{"id":13779,"url":"\/distributions\/13779\/click?bit=1&hash=ce6779e4414848be7de39c3c370823372ee3e0120839e159fc5037a1670b9d5c","title":"\u041e\u0431\u0437\u043e\u0440 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0430\u0436\u0451\u0440\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 ","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e?","imageUuid":"194bf0fe-adee-50d0-9bd6-cdfdce1789a1","isPaidAndBannersEnabled":false}

Перспективы промышленных стартапов

Программы поддержки бизнеса для стимулирования технологического развития приоритетных отраслей, в том числе промышленных предприятий были запущены ещё в 2016-2018 годах.

Помимо этого на территории России значится порядка 26 особых экономических зон промышленного назначения.

Однако, насколько предпринимаемые меры располагают к запуску промышленных стартапов?

Программа 1649. Реализуется Минпромторгом. Размер субсидии на проект в сфере "станкоинструментальной промышленности" может составить до 160 млн.руб., на срок до 7 лет, под "нулевую" ставку . Предприятие обратившееся за субсидией берёт на себя обязательство по реализации профильной продукции в течении двух-четырех лет на сумму в пять раз превышающую инвестиционный капитал.

Условие вполне обоснованное и даже выполнимое. Более серьезно звучат финансовые требования. Такие как наличие оборудования с балансовой стоимостью не менее 75 млн. рублей, а также здание или помещение пригодное для размещения производства не менее 300 кв.м. А также обязательное требование - участие в финансировании проекта собственными средствами или частного инвестора на сумму превышающую 30% стоимости проекта.

Программа АНО Агентства по технологическому развитию по выдаче грантов на создание и выпуск критически востребованной продукции в сумме до 100 млн. руб. Компания - получатель в обмен берёт на себя обязательство по производству и реализации в течении трёх лет профильной продукции на сумму в два раза превышающую инвестиции.

Потребуется пройти аккредитацию как разработчик (НИИР) и/или исполнитель (ОКР). Гранты предоставляются на конкурсной основе.

Обязательное условие - софинансирование в размере 20% от стоимости проекта в виде собственных средств или частного инвестора.

Условия финансирования Фондом развития промышленности по программе "Станкостроение". Подготовлено IGPA Consult

Программа поддержки Фонда Развития Промышленности "Станкостроение" ФРП даёт возможность получить инвестиционные средства с низкой процентной ставкой - всего 1% на первые три года, и 3% на оставшийся срок, в пределах 7 лет. Действует отсрочка по выплатам "тела" кредита до выхода на серийное производство.

Сумма займа до 500 млн. руб. Компании, претендующей на грант потребуется пройти экспертную комиссию для проверки финансовой обоснованности проекта, и коммерческой перспективности. То есть, обращаться за инвестициями можно только при наличии бизнес-плана с финансовой моделью.

Однако, несмотря на всю привлекательность, есть нюансы. Например, требование предоставить обеспечение в виде залога или поручительства аккредитованных организаций. Это может быть Корпорация МСП, Фонд содействия кредитованию или другая аккредитованная в качестве поручителя организация. Важно помнить, что залоговое имущество будет принято с существенным дисконтированием.

Кроме того, согласно требованиям, обязательно софинансирование из собственных средств или частные инвестиции в размере 20% от общей стоимости проекта.

Что ещё важно учесть? Целевое назначение финансирования. В условиях прописаны четкие требования в части аллокации бюджета, которые важно учитывать при составлении финансовой модели.

То есть существующие программы привлекательны для действующего бизнеса. Рассчитывать на участие в них стартапам - не стоит.

Что с рынком?

Возьмем как пример рынок металлообрабатывающих станков – это направление мне ближе всего - один из наших партнеров рассчитывает запустить собственный стартап в этой сфере.

До 2022 года объём импорта составлял 99% от общего объёма рынка всех металлообрабатывабщих станков в России (по данным ТН ВЭД и ФНС) и составлял более 310 $ млн. Свыше 60 тысяч единиц металлообрабатывающих станков пересекало таможенные пункты ежегодно (при подготовке анализа рынка данные очищены аналитиками IGPA Consult от данных по запчастям и деталям). Более 80% единиц приходилось на страны, которые не стали вводить санкционный режим (Китай, Индия, Тайвань), при этом в денежном выражении на их долю приходилось только 30% импорта. В то время как на страны Запада и Азии которые ввели санкционный режим приходилось более 60% импорта в денежном выражении.

Цифры не оставляют сомнений в необходимости налаживания локального производства металлообрабатывающих станков. И несмотря на переориентацию поставщиков на продукцию из Индии и Китая потребность локального развития технологий сохраняет свою актуальность. А с учётом того, что рост в 200-400% в локальном производстве металлообрабатывающих станков означал + 2 + 4 станка произведённых в отдельных регионах и в основном за счёт новообразованных предприятий, напрашивается вывод, что

действующие производства не сильно заинтересованы в станкостроении.

На основании проведённой аналитики, можно определить назревшую потребность запуска государственных мер поддержки непосредственно под промышленные стартапы. Ведь именно они в современных реалиях способны обеспечить тот самый технологический прорыв.

Инфографика данных по рынку металлообрабатывающих станков в Ценах ТНВЭД. Усредненные показатели за 2019-2021 г.г. Подготовлено IGPA Consult

Какие перспективы?

Стоимость запуска промышленного стартапа, как правило колеблется в районе 100 - 300 миллионов рублей. Этой суммы хватит на закупку оборудования, аренды и зарплату производственному, конструкторскому и коммерческому персоналу. При этом рентабельность проекта в условиях текущего санкционного режима пока еще достаточно высока.

Почему "пока ещё"? Сейчас многие компании, ранее сотрудничавшие с Западными производителями, производителями из Южной Кореи, Японии, стали искать замену станкам с высокой точностью обработки среди китайских производств. С одной стороны это позволит обеспечить непрерывность производственных процессов.

С другой стороны, есть и свои минусы:

- Дорогостоящая логистика. Зачастую после доставки станки требуют полноценной пересборки и переналадки, что может занять от 6 месяцев до 2 лет – в зависимости от наличия ресурсов команды, которая этим занимается.

- Перевод инструкций – станок не блендер и не соковыжималка, но даже к ним прилагается инструкция. Чтобы начать пользоваться станком и соблюдать условия охраны труда и безопасности без подробной инструкции не обойтись.

- Обучение персонала. Будем надеяться, что производители или дистрибьюторы готовы проводить обучение и даже имеют для этого ресурсы. Правда ранее это не очень практиковалось и станки часто выходили из строя из-за несоблюдения условия эксплуатации.

- Сервисное обслуживание. Наиболее чувствительный момент, потому как любое ремонтные работы означают простой предприятия и/или оборудования, а доставка запчастей будет занимать много времени. С локальным производителем отсутсвует необходимость прохождения таможенных процедур, а выезд сервисной бригады на объект позволит намного более оперативно решать эти задачи.

- Доработка под целевые задачи. Если все перечисленные выше условия относительно выполнимы, то в случае необходимости решения целевых технологических задач под задачи предприятия, включая доработку станков – требуется именно локальное станкостроение.

Налаженный импорт обеспечивает относительную стабильность работы предприятий, но это по-прежнему импорт готовой продукции, а не технологий. Для полноценного технологического суверенитета в обрабатывающих производствах нам нужны локальные промышленные стартапы и условия для их развития.

Почему бы просто не найти спонсора?

Вопрос прозвучал в комментариях к одному из моих постов в Тенчат - это новая российская социальная сеть, тоже стартап.

Спонсорство - это вложение невозвратных денег с расчетом получить некий процент или часть прибыли. Если же речь идет об инвесторе, тут нужно признать, что промышленное производство не самая востребованная область среди частных инвесторов. Причин тому много. И если команду IT-шников в случае чего можно, пусть и с определённой долей сложностей, заменить, то с производственными мощностями всё иначе. А ещё, большинство инвесторов понимает, что главный бенефициар развития таких предприятий – государство.

Так может быть корпорации с государственным участием могли бы стать спонсорами промышленных стартапов? Практика показывает, что это возможно. Некоторые госкорпорации действительно планируют запустить станкостроительное производство под собственные нужды. Однако, регламенты, бюрократия и бизнес-процессы большой корпорации будут скорее в роли тормозящего элемента. Растущий стартап требует оперативных решений и быстрой реализации.

Что с ресурсами?

Особенно со специалистами. Обратимся снова в сферу IT для сравнения. Средняя зарплата оператора станка с ЧПУ пятой категории (для тех, кто не знает – это высшая категория) – колеблется в районе 150 тыс.руб. Для сферы IT это зарплата специалиста где-то в начале карьерного пути. Обучения в IT хоть отбавляй от Бауманки до разных курсов, в то время как специалистов машиностроительной отрасли способных разрабатывать, производить и управлять станками – придётся очень хорошо поискать. Как правило, им хорошо за сорок-пятьдесят лет.

То есть в отсутствие независимых стартапов есть риск утратить экспертизу в станкостроении. Возвращаясь к объёму рынка превышающем ежегодно 310 млн.долл. ежегодно – потребность в сохранении этой экспертизы очевидна.

Будем надеяться, что условия удовлетворяющие этой потребности не заставят себя ждать.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null