Как выбрать франшизу и не разочароваться?

В начале 2022 года исследователи из Franshiza.ru насчитали 3095 действующих франшиз в России (прирост в 11,3% за год). И если в 2020 году, по данным Franshiza.ru, оборот рынка из-за коронакризиса сократился на 27%, до 2,04 трлн руб., то по итогам 2021 года вырос на 15% и добрался до отметки в 2,35 трлн руб.

Франчайзинг предполагает передачу права на ведение определенной отрасли бизнеса от владельца (франчайзера) к новому «хозяину» (покупателю – франчайзи). При этом отдается готовая бизнес-модель, то есть приобретатель получает разработанную и приносящую прибыль стратегию развития, планирования, производства и весь свод правил.

Существует три разновидности франчайзинга, согласно Международной ассоциации франчайзинга США (IFA):

1. Франшиза на торговую марку

2. Франшиза на дистрибуцию

3. «Чистая» франшиза

Первые две разновидности франшиз предполагают ограниченные права франчайзи, при котором владелец бизнеса контролирует многие процессы и даже принимает в нем участие. Особенно в плане развития и поступления на рынок. А вот последний вариант предоставляет покупателю определенную свободу действий. Кем вы хотите быть - решайте сами, но знайте с “чистой” франшизой работать куда проще.

Как же подобрать франшизу?

Бюджет на запуск бизнеса

Шаг 1: Объективная оценка своих возможностей с точки зрения инвестиций

Нужно заранее продумать и просчитать, сколько своих свободных средств вы готовы вложить в дело. Понадобятся ли вам дополнительные инвестиции со стороны? Если да, то сколько? После того как вы точно определите сумму, которую «пожертвуете» на франшизу, можно приступать к ее выбору.

Шаг 2: Поиск интересных франшиз и их анализ

Если бюджет есть, и вы уже нашли понравившийся вариант, самое время приступить к детальному изучению сети. Что это за компания, когда была запущена франшиза, сколько сейчас точек у них открыто? Особое внимание уделите географии компании. Например, если конкретные заведения находятся только в Москве и Питере, это может о чем-то говорить. Значит, в более отдаленных регионах эти заведения могут быть невостребованными и неприбыльными. Здесь роль играют уровень жизни населения, их доходы, привычки и множество других факторов.

В сети CyberX широкая география в РФ от Симферополя до Владивостока! Помимо РФ мы открыты в СНГ, Европе и Азии. Рынок киберспорта за последние 2 года вырос на более чем 20%. Наша сеть за 4 года дала рост в 40%. Окупаемость от 16 до 24 месяцев.

Шаг 3: Финансовый анализ выбранной франшизы

Обязательно запросите бизнес-план. И тут нас интересуют два момента: первый – как быстро мы получим обратную связь; второй – что конкретно пришлют в ответ. Лично мы до получения бизнес-плана так конкретно цифры еще не изучали, так разбираться было нелегко.

Итак, в бизнес-плане должен быть:

- Инвестиционный бюджет (сколько нужно вложить для открытия бизнеса)

Тут франчайзи важно задать вопрос, что не включено в инвестиционный бюджет и какие затраты могут быть сверх бюджета. В нашем случае эти данные выглядели так:

Шаг 4: ROI (return on investment)

Эти данные должна указать сторона владельца бизнеса. Причем цифры должны быть не размытыми («Вложите столько-то, вернете через год»), а конкретными. Крайне желательно, чтобы был график возврата: есть ли сезонные спады и рост производства/продаж, когда это происходит, как это все влияет на конечную окупаемость бизнеса.

Шаг 5: Распределение инвестиций по времени

Крайне желательно узнать, в какой промежуток времени и сколько средств вам понадобится для открытия и развития бизнеса. Это очень важно, если вы вкладываете не свои деньги, или если берете их из другого бизнеса. Понятное дело, что вложения понадобятся не единовременно и не только для покупки франшизы. Так вот будет лучше, если вам скажут, сколько и когда вам нужно иметь про запас в дальнейшем.

Изучаем концепцию

Шаг 1: УТП

Необходимо определить, на что делается упор в бизнесе, каково его уникальное торговое предложение (УТП), каковы преимущества по отношению к конкурентам. Это те данные, которые позволят привлечь будущих клиентов.

У CyberX Community это - уникальные киберпространства с мощным железом, топовыми девайсами и атмосферой, настраивающей на победу великолепная атмосфера и уникальные кофейные рецептуры.

Самое ценное, что есть во франшизе - это ее способность меняться и совершенствоваться. Хорошая франшиза берет на себя задачи, на которые обычно не хватает времени и средств у собственника, так как он занят операционными вопросами. Франшиза обновляет меню, разрабатывает новые продукты, меняет дизайн и улучшает бизнес процессы. Спросите, что изменилось в компании за последние 3-5 лет, и вы поймете, какой подход к делу практикует ваш франчайзер.

Шаг 2: Поддержка

Теперь нужно выяснить, кто и каким образом будет оказывать вам поддержку на протяжении всех этапов открытия, развития, продаж. Если мы получили внятный конкретный ответ, значит, это хорошо для нас, как для предпринимателей.

При оформлении франшизы нам очень четко ответили, кто и на каких этапах будет помогать, в какие сроки и что будет делаться, дали очень конкретный план открытия и рассказали что, где и когда нам понадобится. Для нас это было очень полезно и в целом укрепило нас во мнении, что мы делаем правильный выбор. В нашей сети поддержка идет от поиска помещения заканчивая smm- cопровождением. Действующие партнеры также поддерживаются нашими отделами, за каждым партнером закреплен свой аккаунт- менеджер.

Шаг 3: География франшизы

Если география бизнеса широка, уточните, где есть точки, каковы результаты продаж хотя бы ближайших филиалов. Далее, вы можете сравнить показатели – какие указаны в бизнес-плане, а какие были названы в качестве ответа на вопрос о продажах. Запросите контакты действующих партнеров, чтобы узнать от них лично, нравится ли им, все ли получается, с какими трудностями сталкиваются и так далее.

Юридическая часть

Шаг 1: Договор

Запросите договор коммерческой концессии. В идеале лучше рассмотреть его с опытным юристом, чтобы разобраться досконально.

Шаг 2: Регистрация и отчетность

Изучите регистрацию на территории страны (зарегистрирована франшиза в России или по какой-то международной системе). Можно также выяснить, кто является юридическим лицом, чтобы посмотреть отчетность через специальные сервисы.

На что еще обратить внимание при выборе франшизы

● Ищите такую франшизу, цели и концепция которой перекликаются с вашими интересами. В дальнейшем вам будет проще работать. Как бы ни было сложно, осознание общих мотивов и стремлений помогает двигаться дальше.

● Обязательно обратите внимание на поставщиков. Очень часто бывает так, что сам владелец бизнеса поставляет товар. Скорей всего он заключает договор и перепродает своим партнерам по завышенным ценам со своей накруткой. Заранее поинтересуйтесь, каковы цены поставщика. Если они ниже, чем на рынке, тогда все в норме. Если вы увидите, что стоимость серьезно выше, лучше поискать что-то другое.

CyberX закупает оборудование от поставщика и гарантирует экономию при открытии от 1 млн. руб. Об этом более подробно расскажет наш коммерческий директор.

● Еще узнайте, где находятся логистические центры поставщиков, чтобы иметь это ввиду при планировании бюджета. Если ваша точка будет открываться далеко от этих логистических центров, то придется вкладывать дополнительные средства. В бизнес-плане чаще всего такие моменты не прописываются.

А теперь подведем итог. Чем более подробно, конкретно и понятно расписан бизнес-план со всеми цифрами и статистикой, чем более понятно сформулирована концепция (отличие от конкурентов, цели развития и выхода на рынок), чем более открыто юридическое состояние бизнеса, тем лучше. Тем надежнее франчайзер, а значит, с ним можно иметь дело.

Более подробную информацию о нашей франшизе вы можете узнать на нашем сайте cyberx-franchise.ru

Начать дискуссию