{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Из аспирантского проекта в инновационную компанию - история F2 innovations

Как развивается пермская компания после череды побед в акселераторах — рассказал генеральный директор компании F2 innovations Евгений Матвеев.

Евгений Матвеев, генеральный директор компании F2 innovations

- Как зародилась идея проекта? Почему F2 innovations?

Изначально это был проект в рамках обучения на аспирантуре. Совместно с научным руководителем мы разработали экструдер (часть 3D принтера, которая расплавляет полимер и, двигаясь по определенной траектории, выращивает модель слой за слоем) с инновационным методом нагрева и широким диапазоном температур (до 550 градусов) . Благодаря нагреву до высоких температур, экструдер позволял печатать различными видами пластиков. Обычно в принтерах используются экструдеры, нагревающиеся до 200-300 градусов, что ограничивает использование материалов. Мы решали именно эту проблему.

Так мы начали принимать участия в различных конкурсах и акселераторах, первым был конкурс «Большая разведка». Мы пошли на него и успешно выиграли. На стадии стартапа наш проект назывался FDM 2.0, название произошло от наименования технологии, на которой базировался экструдер. FDM – технология аддитивного производства методом послойного наплавления полимера. Во время участия в акселерационных программах мы увидели путь развития проекта и изменили концепцию коммерциализации: так мы начали разрабатывать промышленные 3D принтеры.

На сегодняшний день, мы – компания, которая крепко стоит на ногах, развивается, растет. С расширением производства, изменилось и название компании – F2 innovations.

- Сталкивались ли вы с критикой в сторону проекта?

Конечно, как с конструктивной, так и с деструктивной. Технологию послойного наплавления полимерной нити (FDM – fused deposition modeling) пару лет назад считали устаревшей. На самом деле технологию FDM рано списывать со счетов и даже отводить ей вторые роли, потому что, как минимум по статистике, она до сих пор остаётся наиболее распространённой как в промышленном, так и в любительском сегменте рынка. Эта технология не стоит на месте: постоянно проводятся исследования, выпускаются новые материалы, предлагаются новые решения, в том числе нашей компанией. Более того, бытует мнение, что российские аддитивные технологии еще «зеленые и сырые», не дозрели и не готовы в полной мере заменить западные промышленные решение. Приятно осознавать, что наша компания доказывает обратное. К критике надо относиться критично, извините за тавтологию.

- Как проект переживал пандемию? Были ли трудности?

Кажется, что пандемия была в прошлой жизни. Сегодня мы сталкиваемся с другими проблемами и вызовами. Конечно, пандемия застала нас врасплох, но мы довольно быстро организовали работу. Оглядываясь назад, пандемия нас научила многому: от проработки неочевидных рисков до работы во внештатной ситуации. Кстати, сегодня это нам очень помогает.

На самом деле, во время пандемии в сфере 3D печати произошел резкий скачок в лучшую сторону. Приостановка логистических цепочек по всему миру доказала актуальность и целесообразность использования аддитивной технологии печати, с помощью которой можно изготовить определенное количество запчастей для разных устройств. Поэтому, скорее наоборот, это был период больших возможностей для роста. Мы начали делать достаточно серьезные, сложные проекты по поставкам оборудования.

За время пандемии мы приняли участие в конкурсе Startup Village – в одном из лидирующих в области стартапов, и стали победителями. Это была вторая победа в Startup Village, первую одержали в 2018 году после решения участвовать в «Большой разведке» и выигрыша в конкурсе GenerationS.

- Изменился ли состав команды? Какие в компании внутренние преобразования?

Команда значительно выросла с 2018 года. Первые шаги мы делали в составе 4-5 человек, и это число достаточно долго не менялось. Потом мы нащупали «жилу» рынка, нашли искру, и тут началось. В штате сегодня 21 человек, не считая аутосорса, и у нас еще есть открытые вакансии. Изначально проект мы начинали «политеховской» тусовкой (прим. Пермского Политеха — ПНИПУ), и сегодня мы берем ребят на 90% из нашего альма матер, в основном, конечно, инженеров.

- У вас была цель стать мировым поставщиком этого рынка, достигли?

Это была очень смелая цель, пожалуй, больше свойственная свежим выпускникам университета, максималистам. Надо сказать, что мы все еще к ней стремимся. А что, аддитивное господство – звучит неплохо (смеется) . Если серьезно, то мы – одни из лидеров в России, а сегодня внутренний рынок стал более важен для нас, чем экспорт. Наша рыночная ниша достаточно камерная, мы знаем всех наших конкурентов и партнеров, в том числе лично, и многие, как и мы, быстро растут. Это правда, очень радует. Приятно видеть, что не мы одни продвигаем аддитивные технологии в промышленности. Однако, стоит отметить, что мы единственные производители промышленного полимерного аддитивного оборудования, имеющие сертификат СТ-1 (сертификат СТ-1 подтверждает производство оборудования на территории РФ) .

- Какие планы на будущее?

Мир меняется быстрее, чем любое производство, поэтому сложно делать долгосрочные прогнозы. Вчера на повестке дня был выход на европейские рынки, сегодня же мы устремляем взгляд на рынок России. Мы стараемся не только решать насущные проблемы крупных компаний, но и задавать тренды в области аддитивных технологий. Спрос на российское промышленное оборудование растет, и, если честно, уже сейчас мы не успеваем его удовлетворять: с началом сборки новой партии принтеров ее быстро раскупают, и нам приходится почти сразу готовить сборку новой. Руководитель производства уже даже ругается (смеется) .

Компания на ближайшие несколько лет планирует стремительный рост не только в экономическом, но и в производственном и инновационном плане. Планируется выпуск на рынок новых продуктов и технологий, укрепление в текущих нишах рынка и выход на новые. Компании будут требоваться площади под лаборатории и сборку, парк собственных принтеров, склад продукции, новые офисные площади.

0
1 комментарий
Алексей Ковальчук

Так получилось, что с Евгением Матвеевым знаком уже лет 7, летит время;) С уважением слежу за успехами F2, желаю парням добиться своих целей! ps Верю, что наше случайное знакомство не случайно и когда нибудь воспользуюсь взаимовыгодно конечно их технологиями и для моей сферы..

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда