8 навыков успешного SMM специалиста (+колесо компетенций)

Рынок перенасыщен SMM-специалистами, которые не могут найти работу. Компании ищут кандидата, который обладает целым набором знаний. Давайте разберёмся, какие умения необходимы, чтобы стать востребованным в конкурентной нише.

Диаграмма поможет определить текущие компетенции и расставить приоритеты в развитии. На схеме обозначены 8 ключевых навыков. Оцените по десятибалльной шкале каждое умение. Далее разберём все из них.

<p>Шкала оценки базовых навыков</p>

Шкала оценки базовых навыков

1. Упаковка

Освоение фотошопа и навык красивого оформления — не главное в этой компетенции. Гораздо важнее взять информацию у бизнеса, упаковать её в смыслы, отразить созвучные клиенту ценности.

Упаковка и продуманное УТП (уникальное торговое предложение) решают задачу бизнеса и помогают клиенту пройти путь от знакомства до момента покупки.

Как этот навык развить:

— Создайте доску в Pinterest. Сохраняйте картинки, которые вас вдохновляют. На основе этих примеров придумывайте сочетания для вашего проекта.

— Тренируйте насмотренность: Behance, Pinterest, Dribbble.

— Создайте папки с разными примерами на диске: обложка, лента инстаграм, сайт, пост. Вас не поставит в тупик сложная тематика — оформить сообщество для бетонного завода.

— Смотрите красивые фильмы: Бумажная луна, Сталкер, фильмы Уэса Андерсона. Учитесь видеть скрытые метафоры. Посмотрите визуальный разбор фильмов.

— Закладывайте смысл, а не делайте картинку ради картинки. Такая работа несёт большую ценность, находит отклик у аудитории и выше оплачивается.

— Проходите дополнительные курсы по визуалу: фотошоп, иллюстратор, фигма. Осваивайте новые специальности: видеомейкер, сторисмейкер.

2. Настройка рекламы

Способность искать классные связки аудитории с рекламным объявлением, нахождение лучших офферов, прохождение тестирований и понимание, что будет работать — ключевые умения в этом пункте. Не менее важный и трудоёмкий процесс — управление кампанией. Нужно заходить в личный кабинет и контролировать ситуацию, быстро вносить правки, чтобы не слить бюджет.

У этого навыка понятный цифровой эквивалент, поэтому он развивается быстрее остальных. Вы можете настроить рекламу и через 3 часа увидеть хорошо вы сделали или нет, работает она или нет.

Как этот навык развить:

— Повторите теорию с курса, на котором обучались.

— В первое время берите проекты друзей и знакомых. Много практикуйтесь, не бойтесь ошибаться, пробуйте себя в разных по тематике проектах.

— Идите в помощники к более опытному таргетологу.

— Запускайте и создавайте рекламные объявления каждый день. У вас появится уверенность и понимание, что работает.

— Изучайте рекламу, которую встречаете. Анализируйте. Почему на меня настроена? Какая задача у рекламной кампании?

— Находите объявления по разным тематическим запросам на сервисах: PostMonitor, Publer. Смотрите рекламу конкурентов.

— Читайте и изучайте базы кейсов по своей тематике от ВКонтакте, MyTarget, Facebook и Tik-Tok, ЦереброТаргет. Адаптируйте схемы под свой проект. В кейсах мы видим путь, мышление, логику, первопричину и удачные результаты.

— Используйте сервисы для поиска ЦА: TargetHunter, Pepper.Ninja.

— Изучайте рекламные кабинеты: ВКонтакте, MyTarget, Telegram, Tik-Tok.

— Изучите справочник по рекламе в Яндекс Дзене. Посмотрите кейсы и примеры публикаций.

— Прочитайте книги:

  • Дэвида Огилви «О рекламе». В ней много примеров классической рекламы
  • Джо Витале «Гипнотические рекламные тексты»

3. Работа с контент-стратегией

Контент-стратегия определяет маркетинговые цели и помогает их достичь с большей продуктивностью. Она упорядочивает работу, ставит чёткие и понятные задачи по созданию и выпуску контента, определяет цели и даёт измеримые метрики для анализа эффективности. Повышает узнаваемость бренда. Привлекает трафик на сайт и превращает потенциальных клиентов в реальных.

Как этот навык развить:

— Изучайте чужие сообщества по нишам, в которых работаете или интересные вам. Отсматривайте контент за неделю, месяц. Какие цели бизнеса smm-специалисты пытаются закрыть? Какие у них рубрики? Какие постоянные единицы контента публикуют?

— Адаптируйте под себя вещи, которые удачно применимы, но не копируйте полностью.

— Определите тональность (ToV), которой придерживается бренд в коммуникации со своим потребителем, чтобы быть созвучными ЦА.

— Составить контент под разные сегменты аудитории, ориентируясь на пересечение целей и услуг бизнеса с интересами, потребностями, болями клиентов.

— Научиться вводить персонажа. Люди чаще покупают у людей.

— Не публикуйте контент во всех соцсетях сразу — это не принесёт результата и отнимет много времени. Сконцентрируйтесь на тех площадках, на которых чаще всего сидит ваша целевая аудитория.

— Развивайте навык планирования и создания контента на будущее. У вас всегда будет контент про запас. Вы сведёте стресс к нулю от горящего дедлайна.

— Пользуйтесь приложениями для автопостинга: SMM Planner, Kuku.io, Onlypult

— Прочитайте книги:

  • Денис Каплунов «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»
  • Ли Одден «Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему»
  • Остин Клеон «Кради как художник»

4. Копирайтинг

Навык доносить выгоды бизнеса на понятном для аудитории языке. Писать тексты разных форматов: посты, статьи, кейсы, тексты для рекламы и лендингов. Решать нестандартные задачи и генерировать идеи.

Копирайтинг включает: насмотренность, наслушанность, начитанность.

Развивается этот навык миллионами способов:

— Напишите сотню текстов самостоятельно.

— Читайте: грамоту.ру, книги и каналы экспертов, литературу в хорошем переводе, классику, профильные ресурсы: Cossa, vc.ru, Likeni, Блог Texterra, Блог Нетологии.

— Анализируйте любой текст и читайте с «прищуром»: отмечайте удачные стилистические приёмы, а затем используйте в своём тексте.

— Слушайте музыку со сложными текстами, интересными метафорами.

— Попробуйте фрирайт. Берёте чистый лист и начинаете писать на любую тему. Тренируете разнообразие письма, изложение собственных мыслей.

— Найдите редактора, он даст вам качественную обратную связь.

— Прочитайте книгу Ильяхова «Пиши, сокращай» или подпишитесь на рассылку Главреда. Это поможет точнее доносить мысль текстом: в письмах, рекламе, сайте и задачах.

— Познакомьтесь с сервисами «Главред», Орфограммка, Text.ru, Advego.ru, Cловарь синонимов. Добавьте в закладки и проверяйте с их помощью все важные тексты и письма.

— Прочитайте книги:

  • Нора Галь «Слово живое и мёртвое»
  • Корней Чуковский «Высокое искусство»
  • Рой Питер Кларк «50 приёмов письма»
  • Дмитрий Кот «Копирайтинг. Как не съесть собаку»
  • Аллан Пиз «Как писать так, чтобы было понятно всем!»
  • Денис Каплунов «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»

5. Вовлечение и общение с аудиторией

Вовлекающий контент помогает сформировать лояльное ядро аудитории. Соцсети начинают восприниматься не только как источник информации об акциях, товарах и скидках, но и как место, где можно повеселиться, пообщаться, узнать что-то новое и интересное.

Такой контент стимулирует пользователей покупать здесь и сейчас, создавать репутационный контент, писать отзывы, отмечать бренд на личных страницах. Игровые механики имеют хороший эффект и позволяют повысить вовлечение аудитории в контент.

Постоянно придумывать новые механики вовлечения — непростая задача. Нужно быть внимательным и креативным сотрудником.

Как этот навык развить:

— Следите за сообществами и сервисами по геймификации. Отслеживайте появление новых механик для вовлечения аудитории.

— Подпишитесь на большое количество сообществ (кейсы, SMM-агентства) и собирайте подборки по вовлечениям и конкурсам, которые хорошо заходят.

— Подружитесь с аналитикой. Анализируйте показатели и понимайте, как они работают.

— Освойте сервисы по вовлечению, научитесь создавать боты и автоворонки.

— Подпишитесь на блогеров, которые создают громкие движухи и хорошо вовлекают подписчиков в интерактивы.

— Оставайтесь на связи с бизнесом и узнавайте заранее, что они могут сделать, а что нет.

— Будьте на связи с аудиторией: вовремя реагируйте на всплески активности, направляйте беседу в нужное русло.

— Отслеживайте комментарии и упоминания с помощью сервиса Chotam

— Прочитайте:

  • Пол МакГи «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно»
  • Дмитрий Ковпак «Трудные люди. Как с ними общаться?»
  • Виталий Богданович «Стань интересным собеседником».
  • Марк Гоулстон «Я слышу вас насквозь»

6. Аналитика

Аналитика в целом — сложное занятие. Она требует наблюдательности и большого погружения проект. Нужно ориентироваться в цифрах: использовать системы аналитики, знать метрики и уметь рассчитать показатели. Не просто предоставлять отчёты, но и интерпретировать, видеть отклонения, искать их причины, давать рекомендации по достижению и превышению kpi.

Как этот навык развить:

— Пересмотрите видео про рекламные кабинеты и статистику.

— Имейте под рукой шпаргалку с kpi по SMM и формулами расчёта.

— Отслеживайте метрики. Динамику сообщества (количество подписчиков, отписки, просмотры, охват). Эффективность контента и обратной связи (лайки, комментарии, репосты, индексы вовлечённости ER и ER Reach). Трафик из соцсетей (объём трафика, конверсии, CTR, CPC, количество и стоимость лидов, ROI).

— Изучите гугл аналитику и яндекс метрику.

— Отслеживайте лучшие и худшие посты в своём сообществе за месяц. Сравнивайте их друг с другом по разным критериям (тема, оформление и т.д.) и ищите закономерности — что общего и что различного у залайканных публикаций и у «постов-неудачников».

— Посмотрите бесплатные видеокурсы на Youtube.

— Обращайте внимание на то, как пользователи взаимодействуют с контентом, внимательно изучайте комментарии и отзывы. Пользователи напрямую говорят, чего они хотят.

— Используйте приложения:

Аналитика сообществ: SocialStats, Popsters, Jaga Jam.

Анализ рекламы конкурентов: Publer.wildo, Media-VK, AdSpoiler.

Мониторинг упоминаний: YouSkan, Brand Analytics, IQBuzz, StarComment, Geogle Alerts, ChoTam.

7. Продажи

Способность продавать необходима каждому современному человеку. Она включает: умение слушать и быстро работать с возражениями, выявлять потребности клиентов и доносить ценность услуги.

Как этот навык развить:

— Выстройте воронку продаж, чтобы потенциальный клиент перешёл от стадии «А кто вы?» к стадии «Это очень классный специалист, рекомендую!».

— Перенимайте чужой опыт коллег и конкурентов. Анализировать КП, воронки и позиционирование.

— Продавайте через заботу и решение. Конечная цель — это не покупка, а подбор решения для клиента. Воспринимайте продажу как сопутствующий этап. Дайте клиенту схему решения во время продажи, чтобы он ушёл думать с пользой и пониманием ценности сотрудничеством с вами, а не пустыми руками.

— Оформите портфолио и пополняйте его кейсами. Всегда имейте коммерческое предложение и прайс на свои услуги под рукой.

— Прочитайте книги и сразу практикуйте:

  • Мэттью Диксон, Брент Адамсон, «Чемпионы продаж. Что и как лучшие продавцы в мире делают иначе»
  • Роберт Чалдини, «Психология влияния»
  • Гэвин Кеннеди, «Договориться можно обо всём»
  • Марк Гоулстон, «Я слышу вас насквозь»
  • Максим Батырев, «45 татуировок продавана»
  • Р. Фишер, У. Юри и Б. Паттон, «Переговоры без поражения. Гарвардский метод»

8. Сервис и взаимодействие с клиентом

Вы можете быть грамотным SMM-специалистом, но какой от этого смысл, если вы не можете объяснить клиенту своё решение? Или вообще найти с ним общий язык? Выстроить эффективную цепочку коммуникации?

Как этот навык развить:

— Настраивайтесь на длительное сотрудничество и поддержание жизненного цикла (LTV) с клиентом. Чем он больше, тем больше вы заработаете и лучший результат получите. Для этого: оставайтесь на связи, соблюдайте договорённости и сроки, работайте на результат и пытайтесь превосходить ожидания заказчика.

— Задавайте клиенту уточняющие вопросы на старте, не боитесь показаться глупым или невнимательным.

— Разговаривайте с клиентом на понятном ему языке. Не давите своей экспертностью, объясняйте понятно любой свой шаг.

— Оцифровывайте свою работу. Reportkey — это генератор отчётов. Позволяет создать график, который наглядно показывает, что изменилось за последний отчётный период. Результат можно отправлять сразу на почту.

— Прочитайте книгу Джоуи Коулман «Никогда не теряйте клиента».

Задание по шкале

Оцифровка навыков — полезная штука, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше.

<p>Пример: Заполненное Колесо Компетенций</p>

Пример: Заполненное Колесо Компетенций

  • Поставьте по каждому навыку оценку на текущий момент. Где 10 — абсолютный максимум. Например: 10 баллов в продажах у Волка с Уолл Стрит, а 1 у тёти Клавы из ларька.
  • Отметьте по каждому навыку себя через год. Это даст вам ответ на что следует сделать упор, что делать, какие книги читать, за какими сообществами следить.

Полный круг по всем навыкам невозможен, всегда есть зона роста. Кому-то проще и лучше с рекламой, кому-то с контентом. Отстающие навыки нужно либо делегировать, если работаете в команде, либо дальше развивать.

Лучше найти то, в чём вы хороши и развивать эти умения в первую очередь. И потом подтягивать навыки, которые будут усиливать основные.

  • Выберете для себя 2–3 основных навыка, которые будут задавать направление вашей деятельности. Подумайте какие второстепенные умения могут помочь ключевым навыкам.

Настройку рекламы усилит аналитика, копирайтинг, сможете разнообразнее и интереснее писать рекламные посты.

Продажи помогут получать лучших клиентов, лучшие проекты.

Выделяйте всё свободное время на развитие. Минута, полчаса, пробуйте, делайте. Каждый вложенный час окупается.

Навык — это как ипотека, где конечная цель — квартира. Развитие навыка — это ежемесячный платёж. Можете установить минимум и платить долго. А можете вносить большую сумму и быстрее придёте к цели.

Успехов!

6
Начать дискуссию